Внешние факторы радикализации ислама на Кавказе.

06.06.2007

Внешние факторы радикализации ислама на Кавказе.
Ислам на современном Кавказе.Современный Кавказ является одним из самых полиэтнических, поликонфессиональных и поликультурных регионов мира, где проживают представители более ста народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующим многие религии, в том числе и ислам. Вот уже на протяжении более 1 350 лет ислам является неотъемлемым компонентом истории Кавказа, одним из определяющих элементов духовной и материальной культуры многих кавказских народов. Ислам на Кавказе имеет специфические черты, обусловленные этнокультурными особенностями мусульманских народов данного региона. Ислам на Кавказе выполнял и выполняет многофункциональную роль и проявляется во всех сферах общественной жизни. Здесь произошло сращивание «нормативного» ислама с местным духовным субстратом разных национальных культур, в результате чего сложилась специфическая региональная форма его бытования, основой которой является общеисламские принципы. Специфическими чертами, присущими исламу на Кавказе, являются: многоликость, исходящая из этнической пестроты кавказских мусульман, тесное переплетение с местными традициями, обычаями и нравами разных народов и этнических групп; принадлежность к разным направлениям ислама (сунниты и шииты), к разным догматико-правовым школам (ханафиты, шафииты), к разным суфийским братствам (накшбандийа, кадирийа, шазилийа)На современном Кавказе ислам суннитского направления ханафитского мазхаба /богословско-юридической школы/ исповедуют следующие народы: адыгейцы, абазины, аджарцы, карачаевцы, ногайцы, северокавказские туркмены, турки-месхетинцы, ингилойцы, балкарцы, черкесы, часть осетин, кумыков и татов. Аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, агулы, рутульцы, цахуры, чеченцы и ингуши. Большая часть кумыков - мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба. Шиизм джафаритского мазхаба исповедуют азербайджанцы и жители лезгинского селения Мискинджи в Докузпаринском районе Дагестана. Кроме того, на Кавказе живут мусульмане из других регионов мира.В разных частях Кавказа влияние ислама различно. Оно больше на востоке (Азербайджан, Дагестан, Чечня, Ингушетия), и меньше на западе (Аджария, Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания). На востоке Кавказа сильны позиции накшбандийского, кадирийского и шазилийского тарикатов, которые, почти отсутствуют на западе (за исключением Карачаево-Черкесии).В Азербайджане и Дагестане, несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ в., сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.Исторически усиление религиозного фактора совпадает с переломными этапами общественного развития, с периодами ломки старого уклада жизни и рождения нового, сопровождающимися социальными потрясениями, духовными кризисами, как общественного масштаба, так и на личностном уровне, вызванными утратой привычных ценностных ориентиров. Именно такой период в своем развитии переживает сейчас кавказское общество. Эта ситуация рождает общественный спрос на религию, усиливает социальные ожидания, обращенные к религиозным, в том числе и исламским организациям. С началом демократических преобразований масштабы влияния, роль и значение ислама в кавказском обществе заметно расширились, возвысился его общественный престиж и авторитет, в результате чего ислам стал существенным фактором общественного развития на современном Кавказе.В 90-х годах ХХ в. на Кавказе созданы и действуют ряд мусульманских благотворительных, просветительских, культурных, политических организаций. За эти же годы активизировалась деятельность таких исламских организаций, как Международная исламская организация «Спасение» (МИОС), «Беневоленс Интернешнл Фаундейшн»» (БИФ), «Джамаат Ихья Ат-Турас Аль-Ислами», «Лашкар Тайба», «Аль-Хайрия», «Аль-Харамейн», «Катар», «Икраа», «Ибрагим бен Ибрагим» и др., финансируемых и направляемых Саудовской Аравией, Пакистаном, Кувейтом. Для них характерны практически открытая пропаганда панисламистских идей объединения всех мусульман региона для вытеснения России с Северного Кавказа, создания в северокавказском
гионе исламского государства, за установление тесных связей Азербайджана и Северного Кавказа с такими мусульманскими странами, как Саудовская Аравия, Турция, Иран, Иордания, Пакистан.В 90-х гг. ХХ в. на Северном Кавказе действовали такие организации как «Союз мусульман России (СМР - лидер Н.Хачилаев), движение «Нур» (сопредседатель М.Садиков), «Исламская партия России» (ИПР - лидер М.Раджабов), региональные партии - «Исламская партия Дагестана» (С.Асиятилов), ваххабитская всесоюзная «Исламская партия возрождения» (А.Ахтаев, Б.Магомедов), проваххабитские - «Исламский путь» (М.Удугов), «Конгресс «Исламская нация» (М.Удугов, А.Алиев), «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» (Ш.Басаев) - в Чечне, «Джамаатуль муслимин» (Х.Хасбулатов) - в Дагестане и др.Исламские организации преобладают в 5 субъектах ЮФО (Дагестан, Ингушетия, КЧР, КБР и Чечня). На Юге России действуют 11 Духовных управлений мусульман (ДУМ), большинство из которых входят в Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). В 2007 г. в республиках Северного Кавказа насчитывается более 1700 мусульманских организаций, из них в Дагестане - более 1100, Кабардино-Балкарии - 130, Карачаево-Черкесии - около 100, Чечне - более 150, Ингушетии - 12, Адыгее - 18, Северной Осетии - 7; культовых зданий - более 2300. За последние десять в северокавказском регионе простроено 1400 мусульманских культовых зданий. Государством передано мусульманским организациям около 500 культовых зданий. В организационном плане мусульмане Кавказа объединены в различные духовные управления мусульман. Самым крупным из них является Духовное управление мусульман Кавказа, пожизненным председателем которого в 2003 г. избран шейх уль-ислам Аллахшукур Пашазаде (Республика Азербайджан). При ДУМ Кавказа создан Совет кази, представляющий все регионы Кавказа. При нем же в 1998 г. создан Научно-религиозный совет, призванный вести пропаганду ислама на научной основе. В 1998 году создан Высший религиозный совет народов Кавказа (председатель шейх Аллахшукур Пашазаде), куда входят все мусульманские организации Кавказа.ДУМ Кавказа провело за последние годы в различных регионах ряд важных конференций, семинаров, посвященных проблемам противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму. На них отмечается, что «ислам решительно осуждает террор».Всего в Азербайджане действуют около 600 мечетей. Из действующих 65 ваххабитских мечетей 61 построено Фондом возрождения исламского наследства (ФВИН), причем 4 - в г. Баку. Традиционными центрами шиизма в Азербайджане были и остаются южные области республики с талышским населением наряду с окрестными селениями Баку, а суннизма - северные районы. С начала 90-х годов ХХ в. в республике появились последователи ваххабизма и нурджалар. Как пишут азербайджанские исследователи Геюшев А., Гасымоглу Н. и Аскеров Е., «кажется, время романтизма, когда идея побратания суннитов и шиитов доминировала в Азербайджанском обществе кануло в лету, и если темпы распространения ваххабизма останутся таковыми как сейчас, то очень скоро мы будем свидетелями наращивания религиозного противостояния между ваххабитской, ханафитской и джафаритской молодежью, отдельные довольно красочные элементы которого нетрудно встретить и сегодня». Сейчас мусульмане составляют около 30% населения Абхазии, основными районами их компактного проживания являются окрестности городов Гудаута и Очамчира. В Республике Грузия действуют 35 мечетей для азербайджанцев. Одним из наглядных примеров возрождения ислама на Кавказе с начала 90-х годов ХХ в. стало массовое паломничество в святые места на территории Саудовской Аравии. Так, из 160 тысяч россиян, совершивших за последние 15 лет хадж и умра /малое паломничество/, более 140 тыс. - это мусульмане из северокавказского региона, в том числе 130 тыс. - это дагестанские мусульмане.На наш взгляд, среди современных мусульман Кавказа можно выделить три крупных групп: а) традиционалисты, которые составляют абсолютное большинство верующих суннитов, шиитов и суфиев. Они выступают за сохранение религиозных, политических и социальных институтов в не
менном виде; б) модернисты (реформаторы), число которых невелико, представители интеллигенции, в том числе и мусульманской, учащейся молодежи, средних городских слоев. Они выступают за современную трактовку догматов, этики и культа ислама с учетом научно-технического и социального прогресса в мире; в) фундаменталисты, составляющие абсолютное меньшинство (алимы, немногочисленные представители интеллигенции, безработной молодежи). Их радикальное крыло составляют представители религиозно-политического течения - ваххабизма, которое начало распространяться на Кавказе с конца 80-х годов ХХ в. По мнению политолога М-А.М-Г. Садыки, именно на Кавказе «завязаны узлы неразрешимых в обозримой перспективе этно-национальных и территориальных противоречий и конфликтов - Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Чечня, лезгинский народ, разделенный между Азербайджаном и Россией и др. Существуют также противоречия и конфликты между различными народами Северного Кавказа, такие, например, как между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией и др. Острую неразрешимую проблему составляет вопрос о ногайских землях, которые в 1957 г. оказались разделенными между Дагестаном, Чечней и Ставропольским краем». С конца 80-х гг. ХХ в. на Кавказе, особенно в его восточной части (Азербайджан. Дагестан, Чечня) начали активно открываться исламские учебные заведения /ИУЗ/. Сейчас в Республике Азербайджан действуют следующие ИУЗ: I.Университеты: 1) Бакинский исламский университет (ректор С.Гасаноглу), ранее Бакинский медресе (1989), имеет филиалы в Сумгаите, Закаталах, Массалы, Агдаше. Изучают джафаритский и ханафитский фикхи. 2) Факультет богословия Бакинского государственного университета (ханафитский фикх). 3) Факультет богословия университета «Кавказ» (ханафитский фикх). II. Шиитские медресе: с. Алиабад Закатальского района, в поселках - Массалы, Пришиб Джелелабского района, Мештага (Баку) и др. В Азербайджане действуют 61 официальных ваххабитских мечетей (в основном в пос. Гобустан Карадагского района) в каждом из которых имеется свои мактабы («дерсхане»), где изучаются кроме Корана, Сунны, также книги Мухаммада аль-Ваххаба. По данным Министерства по национальной политике, информации и внешним связям РД в 19 исламских вузах, 113 медресе и 94 мактабах республики обучается более 7 тысяч человек.За последние 15 лет большое количество молодых кавказцев обучаются в зарубежных ИУЗ. Из Республики Азербайджан в зарубежных ИУЗ обучаются около тысячи чел., из них в Иране - 250-300 чел., Турции - около 250 чел., Саудовской Аравии - 50 чел., Египте - 156 чел., Сирии - около 50-60 чел., Ираке - 15-20 чел., Иордании - 7 чел., Пакистане - 5 чел. Более 2500 молодых мусульман из республик Северного Кавказа, в том числе 1200 чел. из Дагестана, 500 чел. из Чечни, 200 чел из Карачаево-Черкесии, обучаются в настоящее время за рубежом - в Саудовской Аравии, Египте, Сирии, Кувейте, Тунисе, Пакистане, Малайзии, Афганистане, Турции и др. странах. Возрождение религиозной жизни, в том числе и суфийских братств на Кавказе началось со второй половины 80-х годы ХХ в. На современном Кавказе представлены три разновидности тарикатов: накшбандийский, шазилийский и кадирийский. По национальному составу накшбандийский тарикат исповедуют: азербайджанцы, аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы. Кадирийский тарикат исповедуют чеченцы, андийцы, ингуши. Шазилийский тарикат распространен среди аварцев и в меньшей степени - среди кумыков и даргинцев.Накшбандийский тарикат распространен в Азербайджане, Дагестане, Чечне, Ингушетии и Карачаево-Черкесии, кадирийский - в Чечне, Ингушетии и Дагестане, шазилийский - в Дагестане. Наибольшее же количество шейхов и мюридов представлено в современном Дагестане, где действуют 19 шейхов, более 50 тыс. суфиев. Суфийский ислам среди чеченцев и ингушей представлен двумя тарикатами: накшбандийа и кадирийа, в свою очередь делящимися на мелкие религиозные группы - вирдовые братства, общее количество которых достигает у чеченцев тридцати двух. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне явл
тся последователи чеченского кадирийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева («зикристы») и отпочковавшиеся от него мелкие вирды - Баммат-Гирей-Хаджи, Чимммирзы, Мани-шейха. К кадирийскому тарикату относятся и последователи Батал-Хаджи, проживающие в Ингушетии.Возрождение суфизма происходит и в Карачаево-Черкесии, где сейчас действуют два шейха накшбандийского тариката - Шакайлу Боташев и Ожай Биджиев. Исламские СМИ и литература на КавказеИсламские газеты и журналы вновь стали появляться на Кавказе с конца 80-х гг. ХХ в. Так, в Азербайджане выходили и выходят в свет исламские газеты «Ислам» (1990-1994 гг.), «Товхид», «Нур», журналы «Гутб», «Арзу», «Аль-Нида», «Калам», «Ирс», ваххабитская газета «Джамаат» (ред. Е.Мири) и др.На территории России, Северного Кавказа одной из первых мусульманских газет явились «Исламские новости» /гл. ред. - М. Гаджиев/ и ежемесячное приложение к нему «Свет ислама». В 1998 г. выходила «Мусульманская газета», издаваемую на средства «Союза мусульман России» /СМР/. ДУМ Дагестана имеет свой официальный печатный орган - газету «Ассалам» /гл. ред. - М. Абдурахманов/. В Дагестане также издаются еженедельники «Исламский вестник» /ред. - М. Гамзатов/, «Нурул ислам» /ред. - М. Гаджиев/, журнал «Ислам» (ред. - А.Гамзатова). В Дагестане в 90-х годах выходил в свет журнал «Мусульманская цивилизация» (ред. З.Арухов). В Чечне с 1990-1992 гг. издавалась газета «Зори ислама» (ред. М.Заурбеков), которая с 1992 г. была преобразована в журнал с одноименным названием. На Северном Кавказе также распространяется издаваемая в Москве газета «Все об исламе» (ред. В.А.Полосин).До 1999 г. на Кавказе выходили газеты, отражающие взгляды лидеров различных религиозно-экстремистких группировок. К таким изданиям относились газеты «Путь ислама» /ред. - Адалло Алиев/, «Ал-Муджахид», «Ар-Райат ал-Исламийа» /«Знамя ислама» /ред. - М.М. Джихад /М. Исалабдулаев/, «Халифат» (Республика Дагестан), «Исламан низам» /«Исламский порядок», ред. - М. Удугов/ и др. В них содержались открытые призывы к свержению конституционного строя в Дагестане и насильственного построения единого исламского государства Дагестана и Чечни вне состава России.Кроме газет и журналов исламские организации Кавказа активно используют для религиозной пропаганды телевидение, радио, Интернет. Таким образом, за последние 15 лет исламские СМИ Кавказа заняли свою прочную нишу в информационном пространстве и вносят существенный вклад в пропаганду исламской идеологии, этики, культа и образа жизниИнтерес к исламу стимулируется растущим потоком исламской религиозной и исламско-публицистической литературы. За последние годы на Кавказа активно распространяется исламская литература на азербайджанском, грузинском, русском, аварском, даргинском, лезгинском, кумыкском, лакском, табасаранском, чеченском, ингушском, кабардинском, балкарском, карачаевском, а также на арабском, турецком, иранском, английском языках. Наши подсчеты показывают, что на современном Кавказе в обороте находятся более 400 наименований исламской религиозной литературы. Среди них большая часть - это переводная литература, но в тоже время стали переиздавать досоветскую мусульманскую литературу, печатаются труды современных местных мусульманских теологов.С начала 90-хгг. ХХ в. на Кавказе начала усиленно распространяться литература религиозно-экстремистского направления. Стотысячными экземплярами в г.Москве, Баку, Киеве, Махачкале была издана переведенная на русский язык с арабского и других языков ваххабитская литература таких авторов, как Бен Баз, М.Д.Зину, С.Ф.Аль-Фаузан, С.Кутб, А.Г.Макдиси, М.С.Аль-Ашкари, Ф.Якан, М.А.Бащамил, Кроме того, распространялась изданная на арабском языке литература ваххабитского, религиозно-экстремистского толка таких авторов Ибн Таймийя, Джамалсултан, Ахмад Салухутдин, Махмуд Истанбули Магди, Маниа бен Хаммад ал-Джихни и др. Наряду с трудами зарубежных авторов была издана литература таких лидеров дагестанских религиозно-политических экстремистов, как Багаутдин Магомедов, Магомед Тагаев, Ахмад-Кади Ахтаев (многочисленные статьи в журналах и газетах), Надыршах Хачилаев. В религиозно-экстре
стской литературе вышеназванных авторов содержатся призывы к свержению конституционного строя и насильственного установления на Кавказе т.н. «шариатского правления», призывы к подрыву безопасности государства, нарушения общественной безопасности и общественного порядка, пропагандируется война, разжигается национальная и религиозная рознь и др. С осени 1999г. религиозно-экстремистская литература распространяется на Северном Кавказе только нелегальным о


РИА Дагестан