Следователь - президент?! Или о новых "полномочиях" чеченских следователей

06.08.2007

В конце июля 2007 года Имран Сагаев, житель г. Урус-Мартан Чеченской Республики, получил по почте письмо. Радости пенсионера не было границ: он ожидал ответа на свое обращение к президенту России, к которому написал двумя месяцами ранее.
С сентября 2002 года И. Сагаев обивал пороги различных учреждений в поисках информации о судьбе сына Ильяса и внука Юнади, 16-тилетнего школьника. Их, как утверждает Имран, «неизвестные» на БТРах увезли из своих домов в том же 2002 году. В первый же день после задержания внука Имран, как и полагается, обратился к военному коменданту Урус-Мартановского района Н.Г. Голованову с просьбой освободить Юнади. Он сказал коменданту, что задержанный еще школьник, ученик 10 класса, и единственный сын у матери. На это военный комендант ответил, что его внук был «связистом» у боевиков; но, тем не менее, обещал «помочь».
Помощи Имран ждал более четырех лет. Не помогла и прокуратура, которая возбудила два (!) уголовных дела по факту «похищения» Ильяса и Юнади Сагаевых. В итоге последние пополнили немалый уже список лиц, без вести пропавших в Чечне.
В течение этих лет Имран около 100 раз письменно обращался к различным лицам, наделенным властью. Все его письма возвращались в прокуратуру района, на бездействие которой, в принципе, и жаловался Сагаев. Черствость и бездействие, в первую очередь, работников прокуратуры и побудило его обратиться к В.В. Путину с единственной просьбой - «использовать все имеющиеся в распоряжении» у российского Президента меры для установления судеб своих близких родственников.
Неграмотному Имрану, как обычно, прочитали письмо (№ 16/126п-02 от 16 июля 2007 года), которое оказалось коротким, но очень информативным:
«Настоящим сообщаю, что прокуратурой Урус-Мартановского района ЧР рассмотрена Ваша жалоба, поступившая из Администрации Президента РФ.
16.07.07 года по результатам рассмотрения принято решение о полном отказе в удовлетворении жалобы.
В случае несогласия с принятым мною решением Вы можете обжаловать в прокурору или в суд Урус-Мартановского района ЧР в установленном законом порядке
». Далее стояла подпись следователя прокуратуры Урус-Мартановского района ЧР А.А. Мадаева.
Бывший еще в депортации в сталинское годы, Сагаев видел немало в свои 72 года. Но он впервые сталкивается со следователем районной прокуратуры, который может ответить за президента страны и в такой форме.

В ночь на 4 декабря 2001 года в г. Урус-Мартан в один из домов на ул. Авиационная, взломав ломом дверь, ворвались сотрудники силовых структур Урус-Мартановского района (в масках). «Силовики» не представились; выражались нецензурно. Под угрозой применить оружие, всех женщин собрали в одном месте. После этого накинулись на Хасана (Ильяса) Имрановича Сагаева, 1965 г. р., и начали избивать на глазах у семьи. Когда его жена спросила, за что избивают мужа, военные ударили и ее. Затем они увели Хасана. Родные попросили сообщить, куда и почему его уводят. Но на просьбы родственников сотрудники силовых структур ничего не ответили.
После задержания Х. Сагаев исчез. По словам его родственников, ни одна силовая структура Урус-Мартановского района не признала, что задержание произведено ею.
Родные Сагаева рассказали, что он не участвовал в вооруженных формированиях. Он отец большого семейства. У него 6 детей. Хасан работал. Он столяр-краснодеревщик. Имел дома мастерскую. Изготовлял столярные изделия и мебель. Поэтому у него были деньги, что и могло стать причиной для задержания.

В ночь на 13 сентября 2002 года в г. Урус-Мартан, примерно 2.30, в дом, к Сагаевым (ул. Авиационная, 37), взломав наружную дверь, ворвались до десяти сотрудников российских силовых структур в масках. Они не представлялись, не показали никаких документов. На вопрос хозяев дома, что им нужно в такое позднее время, «силовики» ответили, что «идет паспортная проверка». Проверив у всех членов семьи паспорта, вывели на улицу ученика 10 класса Юнади Исаевича Сагаева, 1986 г. р., заявив его матери, что сразу же освободят сына, и предложили не шуметь. Однако Юнади был увезен в неизвестном направлении. С тех пор родные не могут установить местонахождение Ю.И. Сагаева.