23.08.2007
Расул Кудаев, бывший узник Гуантанамо, подозреваемый в нападении на г. Нальчик 13 октября 2005 года, избит и переведен в карцер за жалобы на здоровье
В ПЦ «Мемориал» обратилась бывшая жена А. Астемирова с жалобой на преследования ее семьи
1. Расул Кудаев избит и переведен в карцер за жалобы на здоровье
18 августа в ПЦ «Мемориал» поступили жалобы от адвоката и матери Расула Владимировича Кудаева, 1978 г. р., содержащегося в СИЗО-1 г. Нальчик по подозрению в участии в нападении на Нальчик 13 октября 2005 года, о применении к нему незаконных методов сотрудниками СИЗО.
14 августа 2007 года при посещении своего подзащитного адвокату М.С. Абубакарову, защищающему Кудаева по соглашению с ПЦ «Мемориал», стало известно, что 10 августа 2007 года сотрудники УФСИН вывели Кудаева и других на прогулочный двор СИЗО и избили дубинками и ногами. Визуально на теле Кудаева были видны ссадины на локтевом суставе правой руки и ссадины на спине. В тот же день Кудаев обратился с письменным заявлением на имя начальника СИЗО и в медсанчасть с требованием провести медицинское освидетельствование и пригласить прокурора по надзору, однако эти заявления сотрудниками СИЗО не были приняты. Кудаев объявил голодовку, о чем письменно уведомил руководство СИЗО.
После этого, вечером, Кудаева осмотрел врач и зафиксировал телесные повреждения, однако копию медицинского акта выдать Кудаеву отказался, пообещав сделать это позже. 13 августа 2007 года Кудаева осмотрел начальник медицинской части следственного изолятора, который также зафиксировал телесные повреждения в журнале. Со слов Кудаева, избиение началось беспричинно - в этот день были избиты многие подозреваемые в нападении на Нальчик 13 октября, о чем «Мемориалу» стало известно и от других родственников задержанных.
Кроме того, в своих жалобах Кудаев просил об оказании ему медицинской помощи в связи с тем, что он страдает гепатитом. По словам Кудаева, руководство СИЗО знает, что у Кудаева гепатит, однако в оказании медицинской помощи ему отказывает. Мать Кудаева подтверждает, что после возвращения с Кубы у Расула были проблемы с печенью, так как в Гуантанамо на нем испытывали действие неизвестных лекарств.
14 августа 2007 года адвокат Абубакаров встретился с начальником медицинской части следственного изолятора, который подтвердил, что повреждения на теле Кудаева задокументированы и переданы в дежурную часть для направления в прокуратуру. Адвокат выразил озабоченность состоянием здоровья Кудаева в связи с возможным гепатитом и направил жалобы по факту применения насилия к своему подзащитному в прокуратуру КБР и Генеральную прокурору РФ.
В тот же день в разговоре с адвокатом Кудаева заместитель начальника СИЗО сказал, что, по его мнению, Кудаев жалуется необоснованно, что он доиграется до того, что к нему будут «относиться по всей строгости закона. Мы его полностью изолируем, у него будут сигареты, но не будет спичек, просто никто не сможет ему ничего передать». И действительно, на следующий день после посещения адвоката передачу для Расула у матери не приняли, сославшись на то, что Кудаев помещен в карцер до 31 августа 2007 года.
Расул Кудаев, бывший узник Гуантанамо, задержан 23 октября 2005 года в своем доме по подозрению в совершении нападения на пост ДПС «Хасанья» г. Нальчик. После задержания в 6-м отделе (УБОП) и в СИЗО г. Нальчик подвергался пыткам и насилию вплоть до января 2006 года, с целью получить признания в совершении вооруженного нападения.
Защита и родственники утверждают, что 13 октября 2005 года Р.В. Кудаев целый день находился дома, поскольку после возвращения с Кубы у него были проблемы со здоровьем, он проходил амбулаторное лечение. В послеобеденное время Кудаев разговаривал по домашнему телефону с московскими корреспондентами различных газет, его видели родственники, соседи и знакомые, однако следствием алиби Кудаева даже не проверялось.
У Кудаева имеются проблемы со здоровьем, в СИЗО-1 лечение не проводится. Медикаменты, поступающие от родственников в медицинскую часть СИЗО-1, Кудаеву не выдаются. На жалобы со стороны Кудаева руководство СИЗО реагирует ухудшением условий содержания. В своем заявлении в адрес ПЦ «Мемориал» мать Кудаева выражает обеспокоенность, что ее сыну намеренно не оказывается медицинская помощь, в связи с тем, что у следствия нет доказательств его вины. По факту применения пыток к Кудаеву направлена жалоба в Европейский Суд по правам человека.
2. В ПЦ «Мемориал» обратилась бывшая жена лидера кабардино-балкарских боевиков А. Астемирова с жалобой на преследования ее семьи
22 августа 2007 года в ПЦ «Мемориал» в Назрани обратилась Зухра Мухадиновна Ципинова, 1978 г. р., с просьбой защитить ее и ее семью от преследования со стороны сотрудников силовых структур.
В заявлении сказано, что с весны 2005 года Ципинова и ее сын Имран Астемиров, 2001 г. р., подвергаются преследованию сотрудников МВД КБР и УФСБ РФ по КБР. В 2000 году Ципинова вступила в законный брак с Анзором Эльдаровичем Астемировым, 1976 г. р., в то время законопослушным гражданином РФ, студентом высшего учебного заведения, никогда не привлекавшимся к уголовной ответственности. Ципинова и Астемиров прожили вместе до ноября 2004 года, после чего она его больше не видела. В июле 2004 года решением мирового судьи их брак был расторгнут. С тех пор о местонахождении Астемирова ей ничего неизвестно, о нападении в декабре 2004 года на Управление Госнаркоконтроля в г. Нальчик и нападении 13 октября 2005 года на Нальчик, в причастности к которым подозревается А.Э. Астемиров, Ципинова узнала из средств массовой информации. После нападения на Нальчик, репрессии в отношении Ципиновой и ее сына, Имрана Астемирова, усугубились.
Ципинову постоянно вызывают на допросы, сотрудники силовых структур врываются с обыском в ее квартиру. При этом, понимая, что сотрудники милиции по долгу службы должны ее опросить, Зухра идет с ними на контакт, оставляя свои телефоны и адреса проживания. Однако ничего добавить к многократно данным показаниям Ципинова не может. Уже более трех лет она не имеет никакого отношения к лидеру кабардино-балкарских боевиков.
Негативное отношение к Астемирову окружающие переносят на его сына. Директора двух государственных детских садов, куда ходил Имран Астемиров, узнав, кто его отец, предложили матери забрать ребенка. Ципинова обратилась в отдел опеки и попечительства г. Нальчика с просьбой изменить фамилию мальчику, в связи с тем, что ее брак с Астемировым расторгнут и отец находится в международном розыске. Однако попечительский совет отказал в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что для разрешения вопроса об изменении фамилии необходимо предоставить мнение отца. Ссылаясь на ст. 59 Семейного Кодекса РФ, которая гласит, что учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его местонахождения, Ципинова настаивает на изменении фамилии, на что получает повторный отказ: администрация г. Нальчика предлагает отложить решение вопроса до достижения ребенком 10-летнего возраста, в целях выяснения его мнения по данному вопросу. В этом году Имрану нужно идти в школу, но с фамилией «Астемиров» для него сделать это небезопасно. По мнению матери, администрация Нальчика не учитывает интересы ребенка, хотя закон защищает его права. Ципинова неоднократно обращалась в различные инстанции с просьбой обеспечить ее конституционные права, однако после этого репрессии со стороны властей только усугубились.
27 мая 2007 года Зухра Ципинова вышла замуж за Ибрагима Мухамедовича Боташева, 1976 г. р., уроженца г. Нальчик, и переехала жить к новому мужу (п. Яблоновский Тактамукайского района Республики Адыгея). Боташев работал в администрации поселка в отделе по земледелию.
Со дня переезда Ципиновой за молодой семьей началась слежка. Прожив с Боташевым пять дней, Зухра поехала в Нальчик, чтобы продолжить свои усилия по изменению фамилии сына. Пока Ципинова находилась в Нальчике, в дом Боташева ворвались сотрудники РУБОП МВД РА и задержали его. Со слов Боташева, сотрудники милиции повалили его на пол, надели наручники, затем один из них вложил в его руку пластиковую бутылку с гексогеном и железными болтами, зафиксировав на ней отпечатки пальцев. В доме также были «обнаружены» черный флаг с надписью «Шахиды» и карта г. Майкопа, которые, как утверждает Боташев, были ему подброшены. Обыск проводился без санкции и понятых. По информации корреспондента ИА «Кавказский узел», после задержания Боташева пытали в здании РУБОП МВД РА.
Зухра Ципинова уверена, что уголовное дело против Ибрагима Боташева возбудили с целью оказать давление на нее. После задержания Боташева сотрудник 7-го отдела по ЮФО Заман Кимович Умаров, предложил ей выдать местонахождение Астемирова, пообещав, что дело по обвинению ее нового мужа будет прекращено.