Звонок из колонии строгого режима г. Мурманск

20.04.2008

Самые незащищенные члены общества - это осужденные, находящиеся в местах лишения свободы. Из этой среды можно выделить особую группу риска - выходцы из Чеченской Республики. Проблему бесчеловечного обращения с выходцами из Чечни, осужденными и отбывающими наказания в различных регионах РФ, правозащитники обходят. Но, тем не менее, проблема есть и довольно серьезная. Никто всерьез этой проблемой не занимается. По разным сведениям, всего осуждено около 20 тысяч выходцев из ЧР. (Возможно, цифра преувеличена).
Если сравнить решения судов, вынесенных в ЧР и судами других регионов РФ (до восстановления судебной системы ЧР, дела рассматривались в судах соседних с Чечней регионах), то прослеживается разница в сроках, на которые осуждены подсудимые. Суды ЧР выносят сроки на 30-40% выше, чем суды других регионов РФ вынесли по аналогичным преступлениям.
Все осужденные за участие в сопротивлении отправляются для отбывания наказания в северные, с суровым климатом, регионы РФ, что негативно сказывается на здоровье южан.
По прибытии в колонию им создаются невыносимые условия пребывания. Прежде всего, их представляют другим осужденным, как врагов, и они автоматически становятся изгоями. Выжить в таких условиях, без поддержки товарищей очень трудно. Многих на несколько лет помешают в ПКТ - это помещение камерного типа размерами около 3 кв. м. Одиночная камера, куда можно сажать только на шесть месяцев за серьезные нарушения.
Если подследственные до суда дожили здоровыми, то колония добивает их, и они становятся инвалидами.
Часто большие сроки получают люди с невысоким достатком в семье и когда этих людей отправляют на край земли, для отбывания наказания, то это сильно сказывается на благополучии остальных членов семьи. Родственники, особенно мать, отказывают себе во всем, лишь бы собрать деньги на то, чтобы съездить на свидание к сыну или отправить ему посылку.
9 апреля 2008 года 21.00 сотруднику ПЦ «Мемориал» позвонили осужденные, отбывающие наказание в г. Мурманск, ИК-17. Звонившие были чеченцы, и их было четверо.
Начальником этой колонии является подполковник Ю.А. Бабашкин. Осужденные говорят, что он был в командировке в Чечне во время боевых действий и ненавидит чеченцев. Зам. начальника - Александр Петрович (тел. 8 906 286 66 81). Тел. вахты (8152) 43 49 30. Адрес: г. Мурманск, ул. Угольная, 9.
Один из осужденных - Джабраил Майрбекович Юнусов (с. Ильиновское, Грозненского р-на, ЧР) - в ноябре 2001 года был увезен из своего дома. Долгое время находился в Грозном (РУБОП), где подвергался пыткам, и по показаниям, полученным в результате пыток, в отношении него было возбуждено уголовное дело по ст. ст. 205, 209, 222 УК РФ. Судом г. Ставрополь он был осужден на 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима. В 2003 году этапирован в Мурманскую область, пос. Мурмаши, ОЮ-241/18. С первых же дней пребывания его начали избивать сотрудники руководства колонии. Начальником ИК-18, УФСИН по Мурманской области является Игорь Александрович Богданов. По указанию руководства там создаются невыносимые условия содержания. Отчаявшись, Юнусов обращался в различные в надзорные органы. После встречи с ними, избиения и издевательства временно прекращались, но через некоторое время вновь возобновлялись. 17 марта 2008 года его перевели в другую колонию, которая находится в Мурманске (ИК-17). Здесь сразу же по прибытии, в течение нескольких дней его избивали сотрудники колонии. Беспокоясь за свою жизнь, так как в Мурманских колониях, последнее время, забили до смерти двух осужденных чеченцев, он попросил своего брата обратиться к руководству ЧР с просьбой о помощи.
18 марта 2008 года его брат направил заявление в парламент ЧР и попросил вмешаться в ситуацию. Заявление у него приняли и обещали, что через неделю направят туда комиссию. По информации Джабраила Юнусова на середину апреля, никакой комиссии еще не было. Осужденные вчетвером находятся в одной камере в тяжелом состоянии от побоев. Из этой камеры их, скорее, всего, отправят в ПКТ.
Второй - Хасанбек Мовсудович Дукуев - задержан 5 июля 2006 года в хуторе Волчинское, Каменск-Шахтинского района, Ростовской области, где проживал у брата. Инициатором задержания была прокуратура Курчалоевского района ЧР.
9 июля 2006 года Хасанбек был доставлен в ИВС ВОВД с. Курчалой, где он подвергался пыткам. В результате «родилось» уголовное дело по ст. ст. 209, 105, 317 УК РФ.
В сентябре 2006 года Хаснбека перевели в СИЗО 20/1 г. Грозный, но на допросы и пытки увозили в Курчалой. 5 сентября 2007 года решением Верховного суда ЧР Дукаев осужден на 20 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Коллегия верховного суда РФ приговор Верховного суда ЧР оставил без изменения.
В феврале 2008 года Хасанбек был этапирован в Мурманскую колонию ИК-17 для отбывания наказания. По прибытии в колонию его в течение шести дней ежедневно избивали работники администрации колонии, а дальше избиения продолжаются с перерывами. На 9 апреля он находится в камере вместе с тремя чеченцами в тяжелом состоянии, с переломами ребер и другими травмами.
Осужденные просят обнародовать то, что творится у них в колонии, и как обращаются с ними там. Работник администрации колонии сказал, что у них якобы есть указание президента живыми не выпускать их из лагеря. Осужденные опасаются за свои жизни.
Осужденные направили два обращения: одно адресовано уполномоченному по правам человека в ЧР, второе - ко всем правозащитникам.
В обращении они называют еще троих осужденных, которые отбывают наказание в ИК-18 и тоже подвергаются избиениям: 1. Муса Хасанович Коригов. 2. Валид Вахидович Жимаев. 3. Рустам Зелимханович Кодзоков.
Имена двух других чеченцев, которые находятся в камере с Юнусовым и Дукаевым, ПЦ «Мемориал» пока неизвестны.
Подобных примеров бесчинства много. В г. Волгоград отбывает наказание другой житель ЧР Исмаил Амельевич Татаев. Скоро год как он находится в ПКТ. Год назад он был этапирован туда для отбывания наказания. По прибытии был сильно изуродован работниками администрации колонии. В результате чего несколько дней находился в реанимации. Был оперирован: ему удалили слезную протоку и куски кожи на ягодицах. Месяц пролежал в лечебном учреждении, а когда встал на ноги, его отправили в другую колонию Волгограда. Там сразу же поместили в ПКТ, где он находится по сегодняшний день. Мать Татаева написала заявление в прокуратуру области с просьбой разобраться и защитить права сына. Прокуратура области переправила это письмо прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях В.И. Гнидину. Тот в свою очередь прислал ответ на имя матери осужденного. Цитата из этого письма: «16.04.2007 г. к Татаеву И. А. были применены наручники с целью пресечения его неправомерных действий (причинял себе вред путем расцарапывания левого нижнего века). После чего осужденный Татаев был направлен в ФГУ ЛИУ-15 ГУФСИН России по Волгоградской области, где находился с 16.04.2007 г. по 02. 05.2007 года». Он делает вывод, что нарушений законности при этом не допущено. Получается, что его изуродовали по закону. Еще он добавляет, что Татаев с 26 декабря 2007 года содержится в помещении камерного типа на обычных условиях, что не соответствует действительности.
Подобные циничные ответы приходят и из других мест.
Все эти бесчинства чинятся над осужденными не потому, что они совершили тяжкие преступления: в колониях есть преступники, совершившие более тяжкие преступления, но их никто не трогает.