Чеченская Республика: незаконное задержание и угрозы убийством в адрес правозащитников

18.06.2008

17 июня 2008 года примерно в 17:15 в с. Гойты Урус-Мартановского района были задержаны сотрудники грозненского представительства Правозащитного центра «Мемориал» Шахман Акбулатов, Зарема Мукушева, Милана Бахаева, и водитель Яраги Гайрбеков.

Поводом для задержания явилась якобы несанкционированная видеосъемка здания, принадлежащего госхозу «Солнечный», - ранее в этом здании размещалось поселковое отделение милиции (ПОМ).
Многочисленные источники, - сообщения ряда правозащитных организаций, информация местных жителей, наконец, следственные действия, проводившиеся здесь осенью 2007 года, - всё указывало на то, что в этом здании ранее содержались похищенные и незаконно задержанные люди. Некоторые из них впоследствии исчезли. Теперь этому зданию «вернули» прежний гражданский статус.
Люди в штатском, назвавшиеся «сотрудниками Службы», сначала отобрали у «мемориальцев» документы и видеокамеру, а затем доставили их в Урус-Мартановский РОВД. На вопрос, можно ли считать это задержанием, отвечали, что нет - «обычная процедура установления личности».
В здании РОВД милиционеры, узнав, что задержаны сотрудники «Мемориала», обвинили их в сборе информации, которую они передают затем на различные сайты, - «Кавказ-Центр» и Ингушетия.Ру. Милиционеры решили, что правозащитники приехали из Ингушетии, - номера машины ингушские, поскольку она зарегистрирована в соседней республике. Кто-то из милиционеров сказал, что именно «Мемориал» из Назрани дал информацию, что в здании ПОМа находилась секретная тюрьма, где пытали и убивали людей, и что теперь он уверен: снимали специально, чтобы поместить ролик в Интернет. Другие сотрудники РОВД выдвигали ещё более абсурдные обвинения, - правозащитники якобы работают за деньги на «ваххабитов», пишут-де материалы в их поддержку, а те «по вашей наводке убивают наших сотрудников».
В кабинете, куда завели Шахмана Акбулатова, «оперуполномоченный Абдул» (как он назвался в ответ на просьбу представиться) проверил содержимое папки с его рабочими документами, проигнорировав предупреждение о незаконности этих действий. Также, вопреки закону, к задержанным в течение получаса не допускали адвоката Доку Ицлаева, имевшего на руках соответствующие документы. Акбулатова, а затем и Мукушеву, несмотря на их возражения, сфотографировали, - первого в профиль и анфас, вторую - в профиль. Затем «Абдул» без понятых (что также является нарушением УПК) обыскал «мемориальскую» машину, отогнанную на территорию РОВД.
Между тем, в одном из начальственных кабинетов «беседу» с Акбулатовым продолжали люди в камуфляже и штатском, - шесть или семь человек. Они вели себя грубо, оскорбляли и угрожали, не воспринимая никакие объяснения. Сотрудники РОВД утверждали, что «мемориальцы» не имели права вести съемку без разрешения местных властей. Ссылки на статью Конституции России о праве любого гражданина «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», не производили никакого впечатления.
Запрет видеосъёмки оправдывали ссылками на обострение обстановки в республике, - на обстрел автоколонны у села Чишки и нападение на село Беной-Ведено. Впрочем, после вопроса Акбулатова: как же так, какое «обострение», ведь республиканские власти говорят о том, что Чечня - самый стабильный регион Кавказа? - милиционеры закончили объяснения.
Один из людей в штатской одежде, - по всей видимости, какой-то начальник, - сказал, что правозащитники-де назвали его «главарем банды, которая похищала и убивала людей», и что сейчас пришло время «подтвердить их подозрения», - «ты сунулся туда, куда не следует, и ты пожалеешь, что связался с нами». Кто-то из присутствующих продолжил: «их надо отвести в сторону Алхазурово, где были убиты наши товарищи, и там расстрелять» (имелось в виду нападение боевиков на это село 19 марта 2008 года).
Угрозу расстрела повторили еще раз в другом кабинете.
Тем временем, информацию о задержании правозащитников распространили «агентство Интерфакс», радио «Эхо Москвы» и другие средства массовой информации. Гласность сделала своё дело.
О задержанных «мемориальцах» справлялись и из аппарата Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиева.
Последний, правда, пытался потом объяснить это задержание агентству «Интерфакс» необходимостью согласования съёмок в зоне «контртеррористической операции» с силовыми структурами. Однако сам Нухажиев не согласовал это утверждение с российскими и республиканскими властями, руководители которых, - от Владимира Путина до Рамзана Кадырова, - за последние годы не раз говорили о завершении «контртеррористической операции» в Чечне.
Примерно в 19:30 задержанные были отпущены. Перед этим у Акбулатова и Мукушевой взяли письменные объяснения. Видеозапись, снятая в Гойтах, была стёрта.
Правозащитный центр «Мемориал» считает незаконным задержание сотрудников в селе Гойты и уничтожение сделанной там видеозаписи. Непонятно, как могут быть «секретными» хозяйственные постройки госхоза?
Кроме того, милиционеры из Урус-Мартановского РОВД нарушили уголовно-процессуальное законодательство, - в частности, не допуская к задержанным адвоката. Наконец, неоднократно высказанная угроза убийства содержит состав уголовного преступления. В связи с этим Правозащитный центр «Мемориал» намерен обратиться в прокуратуру, а если понадобится - то и в суд.