11.06.2008

Около 5.30 в г. Карабулак сотрудники УФСБ по РИ провели спецоперацию по задержанию лиц подозреваемых в причастности к НВФ.
В тот же день Оперативный штаб в Республике Ингушетия распространил официальное сообщение:
«С целью пресечения диверсионно-террористических актов и минимизации их последствий решением Оперативного штаба в Республике Ингушетия с 5.00 часов 11.06.2008 года в г. Карабулак в пределах жилого квартала, ограниченного улицами Джабагиева - Октябрьская - Бочалова - Комарова, была проведена контртеррористическая операция с использованием объединенных сил правоохранительных органов, дислоцированных на территории Ингушетии. В результате боестолкновения пять террористов получили ранения, несовместимые с жизнью. Учитывая, что в настоящее время отсутствуют угрозы жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам жителей Республики Ингушетия, в соответствии с требованиями Федерального Закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Оперативный штаб решил: Контртеррористическую операцию в г. Карабулак, проведенную 11 июня 2008 года считать завершенной. Введенные в пределах территории Республики Ингушетия на период проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения отменены. Правоохранительные органы переведены на обычный режим несения службы».
По имеющейся у ПЦ «Мемориал» информации, примерно в 5.30 в г. Карабулак сотрудники силовых структур блокировали домовладение по адресу: ул. Осканова,21. Там проживала Лидия Бесултановна Албакова, 1954 г. р., и ее сын, Адам Исаевич Хаджаев, 1982 г. р. В доме помимо них находились еще три человека. Накануне вечером они приехали в гости к Адаму Хаджаеву и остались ночевать.
Люди, проживающие по соседству с домом 21, отметили, что не знают подробностей штурма дома Албаковой, так как у них не было возможности выйти на улицу. По их словам, в районе ул. Осканова и прилегающих к ней улицам, было сосредоточено очень большое количество военных (более 200 человек) и транспорта (в том числе и бронетехника). Более двух часов были слышны выстрелы. Примерно в 8.30 спецоперация была завершена.
Соседи характеризуют Лидию Албакову и ее сына Адама только с положительной стороны. Они сомневаются в том, что те могли быть причастны к террористической организации.
Официальные силовые структуры утверждают, что людьми, находившимися в доме, было оказано вооруженное сопротивление с применением автоматического оружия. Ответным огнем «силовиков» были уничтожены пять человек: Лидия Албакова, ее сын Адам Хаджаев, житель г. Назрань Муса Хасанович Пугоев, 1983 г. р., житель ст. Орджоникидзевская, Мовлед Хаджибикарович Мержоева, 1983 г. р. и пятым убитым предположительно был Мухарбек Салингиреевич Аушев, 1976 г. р.
Дом полностью разрушен. На месте происшествия обнаружены три автомата АКМ, ручной пулемет Калашникова, пистолеты Стечкина и Макарова, два комплекта регистрационных номеров для машины (15-го и 163-го регионов).
По данному факту возбуждено уголовное дело по ст.ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов) и 222 (незаконное хранение и ношение оружия) УК РФ.
По предварительным итогам расследования, убитые подозреваются в причастности к: обстрелу сотрудников УФСБ РФ по РИ в с. Сурхахи 23 апреля 2008 года; обстрелу участковых уполномоченных ОВД по Сунженскому району Х.Б. Газдиева и Р.А. Угурчиева в ст. Орджоникидзевская 23 февраля 2008 года; обстрелу военнослужащих А.А. Ключнико и М.Б. Гадаборшева в ст. Троицкая 23 января 2008 года;
убийству сотрудника ОВД по Сунженскому району С.И. Арапханова 14 ноября 2007 года;
обстрелу сотрудников ОВД по Сунженскому району М.М.-Г. Евлоева и Б.М. Хамхоева в ст. Орджоникидзевская 7 ноября 2007 года;
убийству рабочих ЗАО «НЕОН» В.Н. Оськина, С.А. Бутусова, В.Б. Пономарева и ранению А.Д. Тощак в районе с. Яндари 4 ноября 2007 года;
обстрелу сотрудников ППСМ ЧР во дворе Сунженской ЦРБ 10 октября 2007 года;
убийству сотрудника ОВД по Сунженскому району А.Я. Мейриева 18 сентября 2007 года;
обстрелу С.У. Камбердиева на автодороге «Магас-Экажево» 24 августа 2006 года
Следует так же отметить, что Муса Пугоев, Мовлед Мержоев и Мухарбек Аушев находились в федеральном розыске.
Лидия Албакова несколько лет назад вышла на пенсию. До этого она преподавала в школе русский и английский языки. Уже на пенсии Лидия Албакова занималась репетиторством. Ее сын, Адам Хаджаев, закончил школу № 2 г. Карабулак, отслужил в армии. Жил с матерью; постоянной работы не имел. В розыске не находились.
Мовлед Мержоев, находился в розыске ориентировочно с июня 2007 года. 5 июля 2007 года его отец, Хаджибикар Мержоев, обратился в ПЦ «Мемориал» с письменным заявлением, в котором сообщал о том, что в его дом периодически врываются сотрудники федеральных силовых структур и проводят незаконные обыски. Один из таких обысков был проведен 1 июня 2007 года. «Силовики» искали Мовледа Мержоева. Старший брат Мовледа, Руслан Хаджибикарович Мержоев был убит сотрудниками федеральных силовых структур в 2005 году. За несколько месяцев до убийства, Руслан Мержоев сам пришел для дачи показаний в ФСБ. Мержоевы утверждают, что после задержания Руслана доставили во Владикавказ, где в течение четырех месяцев подвергали жестоким избиениям и пыткам. Через четыре месяца его отпустили больным человеком - он потерял почти 50 килограмм веса и исходил кровью в отхожем месте. Руслан говорил членам семьи, что его отпустили на условиях сотрудничества с ФСБ: он должен был поставлять информацию об ингушских боевиках, за что ему обещали зарплату и машину. Однако, как считают Мержоевы, сотрудничать он отказался, после чего и был убит.
Мержоевы не знали, что Мовлед находился в федеральном розыске. По словам его родителей, в апреле 2008 года Мовлед уехал в г. Ростов-на-Дону, где нашел работу. Они были очень удивлены, когда им сообщили о том, что Мовледа убили в ходе спецоперации в г. Карабулак. Труп Мовледа забрали из морга только через два дня.


ПЦ "Мемориал"