Сурхо Басхоев. И снова о российско - чеченских отношениях.

17.06.2008

Сурхо Басхоев. И снова о российско - чеченских отношениях.
Когда руководители Чечни говорят, что чеченцы спасли Россию от распада, это звучит слишком громогласно, но в этом утверждении есть большая доля истины. Чеченцы поневоле стали инструментом в мировой политике, в контексте отношения к России большей части мирового сообщества. Прав по-своему и актер, народный артист Чеченской республики Никита Джигурда, заявивший накануне на пресс-конференции в Грозном, что, с возрождения Чечни начнется возрождение России.

Вопрос о том, готово ли остальное и подавляющее российское общество, сейчас, когда Чечня лидирует по количеству героев России, в процентном соотношении, принять чеченцев как граждан этой страны, с такими же правами, остается открытым. Тому свидетельство, усилившиеся националистические настроения в государстве. О русско-чеченских отношениях, корреспондент ИА «Нохчи.Ву» Сурхо Басхоев поговорил с российской правозащитницей, общественным деятелем и журналисткой Людмилой Павлюченко.

Сурхо Басхоев: -Людмила, Вы часто бываете в Чечне, и не понаслышке знаете о настроениях чеченцев и настроениях в самой России. Одна из самых важных для чеченцев проблем на сегодняшнем этапе истории - защитить свои права, также как это могут делать другие граждане страны. А на самом деле имеем, в большей части, предвзятое отношение со стороны и властей и простого российского обывателя. Почему, на Ваш взгляд такое происходит?

Людмила Павлюченко: -Я не знаю, почему так происходит. Я не могу ответить на этот вопрос. Я могу лишь объяснить, почему так не должно быть.

Сурхо Басхоев:- Но, у общества, ведь должны быть какие-то причины к такому поведению…

Людмила Павлюченко: -Я уже не живу в таком обществе с 1996 года. У меня другие друзья, коллеги и соратники. У меня другое сердце и мышление. Я даже не хочу говорить об этом обществе. Я ушла из него. Я даже не могу сказать больное ли оно, и то ли это слово. Я не нашла себя в нем, и не смогла найти ответы на многие вопросы и с 1996 года работаю в Чечне. А тому обществу я устала доказывать, и не трачу на это силы. А если все -таки изучить эту проблему, то одна из причин- незнание простых людей правды о Чечне.

У меня лично есть пара подруг, которые не понимают, но принимают меня, и говорят, не может быть, чтобы она неправильно поступала. Семья моя понимает меня. У меня мама умерла в полном понимании, того, что происходит в Чечне. Я горжусь этим. Я просто устала объяснять людям правду. Даже в поезде, когда еду куда-то, разговоры об этом. У меня всегда бывают доказательства моей правоты,всякие документы и статьи, и когда люди это слышат, то говорят: Люда, неужели это правда? Но все равно, большая часть незнает, что происходит в Чеченской республике. У меня есть, знакомый профессор математики, который пишет книги на английском языке. Он даже мне как-то сказал: -Даже не говори мне о них. Они все бандиты. И я даже не могу сказать- нормальный это человек или нет.

Сурхо Басхоев: -Может тогда надо было чеченцам делать побольше каких-то публичных акций, чтобы в России не смотрели на нас «волками»?

Людмила Павлюченко:- Иногда мне так хочется какую-то массовую информационную атаку сделать на страну. Незнаю как это организовать. Мы делали марши мира, но они получились не такими, как мы хотели. Надо, чтобы на десятках автобусах, чеченцы ездили по России и рассказывали о своей культуре, о народе. Ведь вас нельзя не полюбить. Ведь у тех, кто прикасается к вам, любовь эта остается на века. Вы такие…Я всегда говорю, что они- гипнотизеры. Тем, кто соприкасается с чеченцами, они знают об этом. У меня подруга живет в Москве и соседями у нее поселились чеченцы. Она часто бывает в разъездах, и мне как-то сказала, что опасается новых соседей. Я ей сказала, чтобы она попросила в ее отсутствие их присмотреть за квартирой. Прошло немного времени, и она теперь мне говорит, что, кроме чеченцев она ни на кого не надеется в этом доме.

Сурхо Басхоев: А откуда идет это недоверие к чеченцам в российском обществе? Власти имеют к этому отношение?

Людмила Павлюченко: - Я часто бываю в Чечне и естественно становлюсь свидетелем тех или иных событий, которые потому уже освещают российские СМИ. В материалах о Чечне, даже нет лжи, но, журналисты понимают, как можно что-то недоговорить. Вроде бы правду сказали, а все равно что-то не так. Так часто происходит, и этому специально учат, и делают так нарочно. Я для себя открыла нового писателя Канту Ибрагимова. Начала с последней книги и читаю его другие произведения. Я с ним согласна, что богатства, отнимают у человека душевные качества. Благополучие и сознание власти, кто почувствовал, тот ни откажется в дальнейшем от него. Это как в природе, убьешь какую-нибудь букашку, и такие последствия могут быть. Я об этом говорю как психолог.

Сурхо Басхоев: Не всегда ведь было общество таким? Когда случился этот надлом?

Людмила Павлюченко: Мое поколение в молодости, могло быть твердо уверено в одном, что войны не будет. Страшные изменения произошли в психике и восприятии мира у людей. Я сейчас работаю с детьми, и они не понимают, о чем я говорю. Война будет, и она сейчас есть, считают они. Так думает вся страна. Это- коллективность массового сознания. Это своего рода, замкнутый круг. Сначала есть война, а потом сознание, что она может быть. Я недавно узнала, что после победы в 1945 году, в мире произошло 150 локальных войн, наподобие тех, что были в Чечне.

Моя семья раньше жила в Ханты-Мансийском округе. По тем меркам, мы жили в достатке, каждый год ездили отдыхать на юг. Я работала в областной администрации, и как-то мне мой коллега сообщил, что в Чечню ввели войска. Я ему спокойно ответила: Аркадий, где мы ,а где Чечня?! Он сказал: -Люда, ты такая умная и как ты не можешь понять, что будет,- и обиженно ушел. И через некоторое время Бог так сделал, чтобы я оказалась в Чечне. Она оказалась очень даже «рядом». И ошибаются те, кто думает, что она «далека».

Конечно, пацифистские взгляды Людмилы Павлюченко, далеки от полного понимания масштабов политики, в которую втянута Чечня и весь Северный Кавказ, но именно такие люди, которые не за материальным обогащением, а по зову сердца ,пришли на чеченскую землю, помогали простым людям пережить эти страшные две войны.


Nohchi.vu