Мадина Шавлохова, Лаура Магомедова, Альберт Еремян, Александр Саргин. Южная Осетия замерла в шаге от войны

03.08.2008

Мадина Шавлохова, Лаура Магомедова, Альберт Еремян, Александр Саргин. Южная Осетия замерла в шаге от войны
Из Цхинвали вывозят детей и женщин
Напряженность в зоне грузино-осетинского конфликта растет стремительно. Уже четвертые сутки вокруг столицы непризнанной республики идут перестрелки, которые могут вылиться в крупномасштабные бои. Цхинвали обвиняет Грузию в начале снайперской войны. Тбилиси утверждает, что первыми пальбу, напротив, начали осетинские бандформирования, и называет свои обстрелы ответной вынужденной мерой.
Пока обе стороны готовятся к большой войне, Москва призвала стороны незамедлительно сесть за стол переговоров, но при этом не преминула бросить упрек в сторону Грузии - за то, что та игнорирует работу в составе Смешанной контрольной комиссии (СКК). "Курс, взятый грузинской стороной на демонтаж СКК, в нынешних условиях особо контрпродуктивен и опасен", - подчеркивается в заявлении российского МИДа.
Хроника грузино-осетинского конфликта
1989 год
10 ноября чрезвычайная XII сессия Юго-Осетинского областного совета приняла решение о преобразовании автономной области в автономную республику в составе ГССР.
16 ноября Президиум Верховного Совета ГССР отменил решение сессии Юго-Осетинского областного совета.
23 ноября многотысячная колонна демонстрантов от 10 до 30 тысяч человек на более чем 200 автобусах и машинах из Тбилиси и других мест Грузии подошли к Цхинвали с целью проведения «мирного митинга». Местное население преградило им дорогу у въезда в город. Противостояние продолжалось сутки. Не сумев войти в город, грузинские боевики обогнули его, взяв в кольцо блокады, длившейся более трех месяцев. Вспыхнули первые столкновения, погибло 16 человек, пропало без вести около 100 человек.
1990 год
9 марта сессия Верховного Совета ГССР объявила "незаконным" в отношении Грузии договор об образовании СССР в 1922 года.
3 апреля принят закон СССР о порядке выхода союзных республик из состава Союза. Согласно ему в случае выхода из состава СССР союзной республики автономии в составе республики самостоятельно решают вопрос своего пребывания в СССР. Это дало Южной Осетии правовые основания на отделение от Грузии. Все последующие дни в Южной Осетию грузинская часть населения проводит митинги, требуя ликвидации автономии.
12 декабря на одной из центральных улиц Цхинвали был спровоцирован вооруженный инцидент, в котором были убиты двое грузин и один осетин.
Вечером того же дня Президиум Верховного Совета Грузии ввел с 13 декабря 1990 года чрезвычайное положение в местах компактного расположения осетин. Началась блокада Южной Осетии.
В ночь на 6 января 1991 года в столицу Южной Осетии вошел 6-тысячный отряд грузинской милиции. Начались вооруженные столкновения. Бои продлились до лета 1992 года.
24 июня 1992 года в Сочи президент России Борис Ельцин и руководитель Грузии Эдуард Шеварднадзе подписали Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта (Дагомысское соглашение).
4 июля во Владикавказе учреждена Смешанная контрольная комиссия по урегулированию грузино-осетинского конфликта.
14 июля в Южную Осетию введены миротворческие силы. Прекращены боевые действия.

Одновременно застопорился миротворческий процесс и в зоне грузино-абхазского конфликта. Абхазия вчера категорически отказалась от участия в переговорах по урегулированию конфликта с Грузией. В частности, посланцы Сухуми пропустят встречу группы друзей генсека ООН, которая должна состояться в Берлине 15 августа.
«В знак солидарности с осетинским народом мы отказались от приглашения. Мы не раз об этом предупреждали все мировое сообщество», - сообщил корреспонденту «Газеты» секретарь Совета безопасности Абхазии Станислав Лакоба.
Таким образом, с решением властей в Сухуми напряженность усилилась во всем регионе.
Снайперы выходят на позиции
Определить, кто первым в ночь на субботу открыл огонь возле Цхинвали, сложно. Обе стороны винят друг друга, российские миротворцы со ссылкой на миссию наблюдателей ОБСЕ утверждают, что снайперы были в самом начале зафиксированы именно на грузинских огневых позициях.
«Группой военных наблюдателей по результатам мониторинга установлено, что впервые в зоне конфликта работает снайперская группа, - заявил корреспонденту «Газеты» полпред Южной Осетии в России Дмитрий Медоев. - Ситуация больше напоминает предвоенную. До начала войны остался всего лишь один шаг».
Руководство ОБСЕ, от имени которого сейчас выступает МИД Финляндии, от конкретных обвинений воздерживается и лишь призывает к немедленному началу переговоров.
«Я впервые за последние 16 лет спустилась с детьми в подвал, - говорит жительница Цхинвали Земфира. - Мы живем в центре города. В комнату, где спала моя младшая дочь, залетела пуля. Хорошо, что девочка в этот момент лежала. Пуля прошила стену прямо над ее изголовьем. Очень сильно пострадали дома на окраине города. В общежитие, где жили беженцы из Грузии, попал снаряд. Здание обрушилось. Ранены несколько человек. Один из беженцев погиб. Они стреляли безоружным людям в спину. Вы посмотрите на их ранения».
В ночь на субботу в перестрелке в зоне конфликта с осетинской стороны погибли 6 и ранены 15 человек, с грузинской стороны ранения различной степени тяжести получили 9 человек.
Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили в субботу выехал в зону конфликта для проведения переговоров и встречи с представителями ОБСЕ, грузинскими миротворцами и местными жителями.
«К сожалению, наша попытка поговорить с сепаратистами закончилась безрезультатно. Мы вновь выражаем готовность приехать в Цхинвали или в любое другое место для того, чтобы поговорить. Считаю, что на этом этапе у переговоров нет альтернативы», - заявил Якобашвили.
Он призвал международные организации и Россию оказать содействие для начала переговоров.
МИД Грузии повторил, что Тбилиси готов к сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами для разрядки напряженности. Однако Тбилиси не удержался от того, что вновь назвать режим в Цхинвали криминальным. «Мы неоднократно обращали внимание международного сообщества, в том числе и РФ, на то обстоятельство, что существование криминального режима создает опасность для мира и стабильности во всем Кавказском регионе. Нужно отметить, что причинами сложившейся серьезной ситуации являются неэффективный формат переговоров и миротворческая операция, которые не обеспечивают прогресс в процессе урегулирования и безопасность в зоне конфликта», - говорится в заявлении.
Цхинвали обиделся на оскорбление
Обвинения, вновь прозвучавшие из Тбилиси по поводу "криминального режима", в руководстве Южной Осетии восприняли всерьез и отвергли все предложения о диалоге. «Грузия готовится к полномасштабной войне. Со стороны военной базы в Гори к Цхинвали выдвинулась артиллерийская колонна в составе одного дивизиона артиллерийских установок Д-30 и двух минометных батарей, которые являются составной частью четвертой мотопехотной бригады министерства обороны Грузии», - заявил корреспонденту «Газеты» сопредседатель СКК Борис Чочиев. Предложения грузинской стороны о начале переговоров Чочиев называет фарсом. «Желания сесть за стол переговоров у грузин нет. Как можно приглашать за стол переговоров оппонента, предварительно оскорбив его? Это я в адрес Якобашвили», - заявил он.
Тем временем из Цхинвали вчера эвакуировали в безопасные уголки Южной Осетии, а также в Северную Осетию десятки детей и женщин. Миротворческие силы помогали эвакуации. «Зону конфликта покидают и грузины, и осетины. Мы сопровождаем колонны», - заявил корреспонденту «Газеты» помощник командующего смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) Владимир Иванов. По его словам, из-за сложившейся опасной ситуации миротворческий контингент приведен в состояние повышенной боевой готовности. Наблюдательные посты работают в особом режиме.
Длинные руки Кремля
В Тбилиси совершенно не доверяют своим оппонентам в Цхинвали, считая их марионетками России. «Дело в том, что в процессе нормализации грузино-осетинского урегулирования прогресс не прослеживается. Россия - третья сторона в плане урегулирования конфликта, и во всех проблемах видна рука Москвы, - заявила корреспонденту «Газеты» Елена Тевдорадзе, заместитель государственного министра Грузии по вопросам реинтеграции. - Регулярные посещения Москвы президентом непризнанной республики Южной Осетии Эдуардом Кокойты и его встречи в российской столице направлены на обострение грузино-осетинского урегулирования, что, конечно же, не устраивает и не может устраивать Тбилиси".
Заместитель председателя комитета по внешним связям парламента Грузии Паата Давитая заявил корреспонденту "Газеты", что то, что случилось, должно получить оценку международного сообщества.
«Мы не должны стрелять друг в друга. Нам нечего делить. Во всем этом замешана третья сторона, которая якобы является медиатором в регулировании конфликта, но на самом деле никаким медиатором не является», - отметил парламентарий.
Представитель администрации Южной Осетии, признающей юрисдикцию Грузии, спикер движения «Народ Южной Осетии - за мир» Владимир Санакоев считает, что в урегулировании грузино-осетинского конфликта не должно быть ни третьей, ни четвертой, ни какой-либо другой стороны. «В этом контексте нельзя сбрасывать фактор России, и это касается не только Южной Осетии, но и Абхазии, - заявил он корреспонденту "Газеты".
В отличие от политиков, независимые наблюдатели в Тбилиси не спешат с упреками. Так, известный грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе полагает, что нужно выяснить все подробности инцидента и только после этого делать выводы.
Политологи в Москве тоже не считают во всем виноватой лишь одну сторону. Конфликт, разгоревшийся в зоне грузино-осетинского конфликта с новой силой, не нужен ни Грузии, ни Южной Осетии, ни России, уверен директор Института стратегических оценок Александр Коновалов. «Не берусь говорить, кто начал стрелять первым. Но начавшаяся эвакуация детей и женщин из зоны конфликта является плохим сигналом для дальнейшего развития ситуации", - заявил Коновалов корреспонденту "Газеты". С Южной Осетией силой не достигнешь мира, и Грузия должна это понимать, считает политолог. «Это не политический конфликт, а конфликт не подконтрольного ни Грузии, ни Южной Осетии бизнеса за сферы влияния в этом регионе, - считает Коновалов. - Первый шаг на пути предотвращения войны, которая может охватить весь Кавказ, должен сделать тот, кто сильнее, в данном случае Грузия».
Кто помирит Грузию и Южную Осетию?
СЕРГЕЙ БАГАПШ, президент Абхазии:
- Думаю, что, кроме России, больше никто не сможет помирить Грузию и Южную Осетию. Да, я понимаю, что происходящее там небезразлично и США, и ОБСЕ, но реально решить вопрос сможет только Россия. Потому что именно она сумеет убедить Грузию и Южную Осетию как-то все это остановить. А если увещевания не подействуют, то будем убеждать Грузию другими способами. Например, у нас вчера был Совбез, где мы сделали заявление, что приостанавливаем нашу встречу в Берлине, из-за которой сюда приезжал Штайнмайер, до тех пор, пока ситуация в Южной Осетии не нормализуется.
ВАДИМ ГУСТОВ, председатель комитета Совета федерации по делам СНГ:
- Грузия сейчас неспроста активизировалась в Южной Осетии. Все это носит отпечаток подготовки к декабрю, когда Грузия снова хочет заполучить добро на принятие ее в НАТО форсированными темпами. Этот вялотекущий процесс так и будет идти, потому что Грузия хочет показать своим плательщикам-американцам, что просто не может обойтись без вступления в этот североатлантический блок. И это, к сожалению, происходит сейчас, когда и Южная Осетия, и Абхазия предложили заключить договор о неприменении силы. В принципе был виден уже совершенно другой этап, когда многие моменты можно было решать переговорным процессом. Грузия же не хочет того решения, которое устраивало бы и нас, и осетин. И конечно, посредником в урегулировании этого процесса все равно будет выступать именно Россия. Во-первых, одной стороной нынешнего конфликта являются Абхазия и Южная Осетия, а они однозначно говорят за Россию. Во-вторых, там стоят миротворческие стопроцентно российские войска. А в-третьих, это происходит у южных границ России. Поэтому все это, естественно, затрагивает интересы нашего государства, которое там будет всегда.
АНАТОЛИЙ КОРНУКОВ, бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами России, генерал армии:

- Я же не политик, а на такие вопросы они должны отвечать. Но, по-моему, только дипломатическим путем можно улаживать подобные вопросы. Думаю, что у нашего руководства в этом вопросе сейчас, как и всегда, в этом отношении очень четкая позиция. Но я считаю бесполезным то, что не так давно над территорией Южной Осетии пролетали российские военные самолеты. Потому что летать и просто обозначать гудение - это обрекать на уничтожение и летчика, и истребитель. Его ж там запросто сбить могли. Считается, что он там выполнял задачу. Мне интересно, какую именно задачу он выполнял. На мой взгляд, он просто отрабатывал гудение. А выполнять задачу нужно вполне определенно и с определенной загрузкой на борту. Тогда это и будет настоящая боевая задача, а этот пролет - дело ненужное. Но сейчас вообще дипломаты должны улаживать этот вопрос. Только не надо слишком много стран привлекать к решению проблемы, а то некоторые готовы вызвать чуть ли не папу римского. Но и с американцами нужно договариваться, чтобы они не влезали в это дело и не поджигали ситуацию.
ЗУРАБ СОТКИЛАВА, певец, народный артист СССР, солист Большого театра:
- Нет никакого сомнения в том, что помирить Южную Осетию и Грузию сможет только Россия. Ведь Кавказ без России просто немыслим, и там без нее может разгореться такое, что просто страшно становится. И никто туда не сможет вмешаться и ничего не сможет сделать, кроме России. Я просто уверен в том, что ради Грузии никто не будет ссориться с Россией. Конечно, США бесконечно могут говорить, что они озабочены ситуацией в Грузии, но реально там может что-то сделать только Россия. Ведь Россия - это номер один.
СЕРГЕЙ КАРАГАНОВ, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике:
- Откуда же я могу знать? Я же не Господь Бог. Спасибо вам большое за вопрос.


Газета.GZT.RU