В ожидании Берлина: Грузия сегодня.

01.08.2008

В ожидании Берлина: Грузия сегодня.
Берлинская встреча состоится в августе
Встреча группы друзей Генсека ООН в связи с урегулированием грузино-абхазского конфликта состоится в Берлине с 15 по 20 августа, пишет газета "Резонанси". Хотя на данный момент не конкретизируется, каково будет представительство абхазской стороны и кто примет участие в этой встрече. В Сухуми заявляют, что решат это только после того, когда будет известно, кого на встречу направит Тбилиси. Пока известно лишь то, что Сухуми по-прежнему отказывается вести переговоры напрямую с грузинской стороной. Президент Сергей Багапш подчеркивает, что в Берлине планируется не встреча между сторонами, а консультации с группой друзей Генсека ООН, которые грузинская и абхазская стороны проведут независимо друг от друга. Как отметил Багапш, в повестке дня Берлинской встречи будут два главных вопроса - вывод войск из Кодорского ущелья и оформление между сторонами договора о неприменении силы. Грузинские эксперты затрудняются прогнозировать, что можно ждать от этой встречи, однако факт ее проведения расценивают положительно. Что касается даты встречи, которая первоначально планировалась на конец июля, то эксперт в вопросах Кавказа Мамука Арешидзе связывает это с напряженными отношениями США и России. По его словам, есть несколько версий переноса даты встречи. Первая - по-прежнему существует угроза военных действий: активизировались цхинвальские сепаратисты, которые пытались взять высоту Сарабуки. Вторая - между абхазами и русскими идут активные переговоры с тем, чтобы хорошо изучить политическую ситуацию и сформировать свою позицию. Третья версия - сегодня очень напряжены отношения России и США и это связано как с вопросом принятия в НАТО Грузии и Украины, так и с размещением системы ПРО в Чехии и Польше. Кроме того, для американцев несколько неожиданной стала активизация Европы и попытки европейцев добиться, чтобы руководители конфликтных регионов взяли западный курс. Как считает Арешидзе, это три версии, почему отложена встреча в Берлине. Иная версия в связи с датой встречи у конфликтолога Пааты Закареишвили . Он считает, что причина этого Пекинская Олимпиада, в период которой всем будет не до грузино-абхазского конфликта. Русских устраивает, чтобы вокруг этой встречи было бы меньше шума, и внимание мировой общественности было бы перенесено на другое. Вообще, к встречам международного уровня, которые привлекают внимание мира, все делается на основании соглашения с Россией, отмечает Закареишвили. Абхазы не согласовывали эти вопросы с русскими тогда, когда проводились только грузино-абхазские встречи и туда не были включены международные институты. Что касается результатов, то ждать их от Берлинской встречи не стоит, считает Закареишвили. По его словам, первая встреча никогда ничего не дает, и если мы хотим результатов, то переговоры должны продолжиться и в будущем. ("Резонанси")
Оппозиция требует создания Антимонопольной службы
Парламентское меньшинство требует восстановления Антимонопольной службы и независимости Департамента статистики, пишет газета "Резонанси". Большинство же пока ничего не говорит и, как видно, ждет указаний от правительства. А правительству сейчас не до этого вопроса. После "революции роз" почему-то утвердилось, что власть - это одна команда, а в одной команде исключается какое-либо иное мнение. Более того, иное мнение вообще рассматривается как предательство, в том числе и в парламенте. Если учесть принципиальность парламента в последнее время, что выразилось в связи с инициативой правительства, можно сказать, что парламент не хочет быть в подчинении у исполнительной власти. Речь идет об инициативе, согласно которой, правительство хотело, чтобы в утвержденный в начале года бюджет в дальнейшем вносились изменения без согласия парламента. Но законодательный орган этого не поддержал и, можно сказать, эта принципиальность была первой победой нового парламента. Хотя, судя по всему, то было исключением, ставшим следствием твердой позиции парламентского руководства. Члены же большинства более низшего ранга, даже на уровне председателей комитетов, воздерживаются фиксировать собственную позицию без указки правительства. Дело в том, что парламентское меньшинство выступило с инициативой восстановления Антимонопольной службы и формирования Департамента статистики в независимый орган. Аргумент оппозиции в том, что это необходимо для развития экономики страны. Между прочим, такие рекомендации дают и международные эксперты, и международные организации. Также о необходимости осуществлении этих вопросов постоянно говорят и грузинские эксперты. Тот же экономист Ладо Папава, который в парламенте предыдущего созыва был членом парламентского большинства, считает проведение этих реформ одним из важных вопросов для развития грузинской экономики. Как заявляет лидер парламентского меньшинства Георгий Таргамадзе , в связи с данной инициативой они представят законопроект уже на осенней сессии. Хотя, ясно, что какой бы законопроект ни представило меньшинство, с учетом нынешней парламентской реальности, невозможным будет не только принятие, но даже рассмотрение этого проекта. По словам председателя отраслевого комитета парламента Георгия Меладзе , Департамент статистики и сейчас независим, а после реорганизации, которая проводится в этом ведомстве, все вопросы наладятся. Что касается восстановления Антимонопольной службы, то этот вопрос еще более непонятен. По словам Меладзе, он может быть урегулирован за счет внесения изменений в законы. Он считает, что не Антимонопольную службу надо создавать, а, оказывается, необходимо внести изменения в законы "О правах потребителей" и "О конкуренции". По словам Меладзе, должны быть внесены изменения по ужесточению мониторинга, а потом посмотрим, как осуществится мониторинг. Однако самое интересное то, что эти названные законодательные изменения еще парламентским большинством даже не подготовлены. ("Резонанси")
Парламент сочиняет новый порядок отношений с медиа
В парламенте вводят новые правила взаимоотношений с медиа, пишет газета "Резонанси". Причем, эти правила каждый выдумывает по своей воле. Самым интересным оказалось правило председателя финансово-бюджетного комитета, по которому без разрешения пресс-службы партии с журналистами не будут разговаривать даже по парламентским вопросам. До последнего времени парламент оставался таким исключением, где более-менее можно было получить комментарий. Хотя это не означает, что печатная медиа была в таких же комфортных условиях, как телевидение. Но, так или иначе, получить комментарий все-таки было возможно. Этот порядок, как видно, постепенно меняется, и меняется не в лучшую сторону. С началом же работы нового состава парламента стало ясно, что делающих комментарий депутатов не так уж и много, да и те, кто может что-то сказать, воздерживаются от взаимоотношений с печатной медиа. Что еще сказать, когда по одному и тому же вопросу парламентарии дают комментарий телевидению, а печатной медиа - нет. Теперь, как видно, метод прямого отказа в комментарии меняется, и парламентское большинство сочиняет другие методы. На днях для того, чтобы записать комментарий председателя комитета по самоуправлению, пришлось преодолеть серьезные барьеры. Сначала секретарь председателя комитета заявил журналистам, что он скажет председателю комитета, что журналисты хотят записать его комментарий, и потом решится - даст он комментарий или нет. Журналисты, подобно героям грузинской сказки "Блоха и муравей" ходили из кабинета в кабинет и наконец-то записали комментарий. Хотя легко могло оказаться и так, что данный комментарий нужен был уже как веревка в этой сказке (чтобы вытащить утопающего). Но это еще ничего по сравнению с тем, что произошло вчера в финансово-бюджетном комитете: председатель комитета Зураб Меликишвили вообще заявил, что для встречи с ним необходимо разрешение не начальника аппарата парламентского комитета, а пресс-службы партии. Через секретаря Меликишвили передал журналистам, чтобы они связались с пресс-службой партии, записали свои вопросы, а потом будет принято решение - отвечать на них или нет. Случаев отказа в информации или комментарии всегда было немало, но особенно эта тенденция усилилась в парламенте нового созыва. Но такого, чтобы общение с медиа было бы делом партийного сотрудника, еще не бывало. Понятно, что "Национальное движение" представлено в парламенте с большим преимуществом, и генеральный секретарь партии считает, что парламент и партия - одно и то же. Но у всего есть и своя формальная сторона, и поведение председателя финансово-бюджетного комитета попросту переходит все границы. ("Резонанси")
Путь, по которому абхазское руководство избавится от российского влияния
После посещения Сухуми Мэтью Брайза уверен, что Берлинская встреча даже на уровне экспертов будет шагом к урегулированию грузино-абхазского конфликта, пишет газета "Версиа". По мнению председателя парламентского комитета евроинтеграции Давида Дарчиашвили , однозначно отказаться от встречи не осмеливаются ни Россия, ни абхазская сторона, однако они пытаются ее оттянуть во времени, чтобы встреча потеряла свое значение. Это, в первую очередь, входит в интересы Москвы, которая хочет иметь монопольное влияние как на уровне переговоров, так и с точки зрения миротворческой операции. Но Россия ведь не объявит врагами ООН, Евросоюз , США, Германию, поэтому все это похоже на какую-то игру. Хотя, рано или поздно, эта игра может ослабить влияние России. Что касается заявлений Шамба, то он и раньше говорил, что никаких переговоров не будет, пока не изменится ситуация в Кодори, однако на Женевской встрече все-таки присутствовал, а также участвовал на неофициальной встрече в Стокгольме. Поэтому Шамба и сейчас может лишь говорить, что в Берлине состоится просто встреча, где никаких решений не примут. Однако для немцев и ООН эта встреча несет другую нагрузку - они как раз планируют попытку добиться соглашения по существенным вопросам, отмечает Дарчиашвили. Посмотрим, что получится. В конечном счете, в долгосрочной перспективе это какой-то обнадеживающий момент: если Германия и международное сообщество не ослабят усилия, а наоборот, активизируют их, то, рано или поздно, мы придем к какому-то результату, считает Дарчиашвили. То есть изменится миротворческий формат в том смысле, что реально начнется решение конфликта; произойдет возвращение беженцев и обеспечение их безопасности. А за этим последует все остальное. Чем объясняется такая активность Германии, тем более что она была против предоставления Грузии MAP? По словам Дарчиашвили, главная причина отказа Германии была в однозначном и жестко негативном отношении России. Но, во-первых, в интересы Германии входит обеспечение стабильности ситуации и демократического развития в Кавказском регионе. Это вопрос общеевропейской безопасности, и значит, крайне важный и для Германии. Во-вторых, Россия после Бухарестского саммита посчитала, что якобы можно надавить на Германию или другие европейские страны, а это еще больше подстегивает ее капризы и увеличивает опасность агрессивных действий со стороны России. Поэтому Германия старается как-то компенсировать это и предпринять такие шаги, чтобы показать России, что все обстоит не так. И это вовсе не то, как представляется в сознании многих российских политиков. А именно, что мир разделится на сферы влияния, и под влиянием России будет территория бывшего Советского Союза. Поэтому Германия присоединилась к тем странам, которые были согласны на предоставлении Грузии MAP. Не означают ли визиты в Сухуми зарубежных высокопоставленных чиновников легитимацию сепаратистских режимов? По словам Дарчиашвили, можно увидеть риски в этих визитах, и думать, что в какой-то дозе происходит косвенная легитимация не признаваемого нами абхазского режима. Но плюсов гораздо больше - интернационализация конфликта и поддержка международного сообщества территориальной целостности Грузии, и это крайне важно. И вообще без встреч конфликт урегулировать нельзя. Кроме того, возможно, это может оказаться своеобразным путем к тому, чтобы абхазское руководство постепенно избавилось от российского влияния. На данном этапе цель грузинского и международного сообщества - убедить абхазское руководство, что необходимо сесть за стол переговоров и согласовать существенные вопросы, отметил Дарчиашвили. В конечном счете, визиты в Сухуми и организация этих встреч - сигнал для Москвы, что она намного серьезнее должна относиться к мнению международного сообщества относительно отсутствия прогресса в урегулировании конфликта. И если Москва хочет быть членом цивилизованного мира, она должна считаться с позицией международного
ообщества. Надо надеяться, что если Россия не захочет, то, во всяком случае, будет вынуждена предпринять в этом плане определенные шаги. ("Версиа")
остоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/1035427.html


ИА Регнум