Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии: Саакашвили р

06.08.2008

Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии: Саакашвили рискует получить в Цхинвале свой Сталинград.


Со стороны поведение Тбилиси выглядит несколько неожиданно. На время приостановлены атаки на Абхазию, и кажется, что все силы тбилисского режима брошены на Цхинвал. Похоже, что в этом реализуется стратегический план Саакашвили. С одной стороны, у тбилисского режима недостаточно ресурсов для того, чтобы реально ввязаться одновременно в вооруженное противоборство и с Абхазией, и с Южной Осетией, и это, видимо, некая константа последних 15 лет (мы это видим и по действиям предшественников Саакашвили). Но, скорее всего, центр тяжести усилий грузинских властей направлен на самом деле не против Южной Осетии, а против России: нынешние российские власти пытаются шантажировать безопасностью Олимпиады в Сочи, которая стала явно уязвимым местом российских властей. И основная угроза безопасности сочинской Олимпиады лежит в Абхазии. В этом смысле даже если просто во время проведения Олимпиады Грузия устроит серию вооруженных провокаций на Абхазской границе, то это может грозить срывом Олимпиады.


Можно предположить два варианта развития событий. Первый: Тбилиси давит на Москву, шантажируя угрозой безопасности Олимпиады, и пытается получить согласие Москвы на аннексию Южной Осетии в качестве платы за спокойствие во время Игр. Второй вариант: та же стратегия, но другая тактика – попытка захватить Южную Осетию и, одержав таким образом громкую победу, продолжать шантаж по поводу Олимпиады, уже перенеся тактический центр операции на Абхазию.


Но мне кажется, что, каковы бы ни были планы Тбилиси, они проигрышные, и в Цхинвале Саакашвили рискует получить свой Сталинград. Тому несколько причин. Во-первых, какие бы у меня ни были претензии к Кремлю, я все-таки сомневаюсь, чтобы у нынешних российских властей хватило подлости и глупости на то, чтобы сдать Южную Осетию грузинским бандитам. Во-вторых, в России существует очень мощное осетинское лобби, и даже если кремлевские действительно хотели бы сдать Осетию, то я думаю, что у осетинского лобби хватило бы возможностей не допустить этого. Но если бы Кремль пошел на сдачу Осетии, а это выразилось бы, в частности, в перекрытии каналов поставки туда оружия, боеприпасов, продовольствия и доступа для добровольцев, я думаю, что в Южной Осетии эти каналы могли бы быть восстановлены.


Если таким образом Тбилиси планирует разжечь нестабильность на всем Северном Кавказе, то он добьется прямо противоположных результатов. Если бы сегодня, например, произошло ваххабитское восстание в Дагестане или Карачае, то это могло бы разжечь большой локальный конфликт по всему Северному Кавказу. Но нападение грузин на северокавказский народ, я думаю, приведет к консолидации всех северокавказских сил, временно будет забыт осетино-ингушский конфликт. Более того, временно может оказаться забыт гораздо более серьезный конфликт – между русскими и чеченцами, и я не могу исключать, что в Цхинвале, как и 15 лет тому назад в Абхазии, мы можем обнаружить русских казаков и чеченских бойцов бок о бок борющихся с грузинскими бандитами.



LentaCom.Ru