Санобар Шерматова. Красная черта, где остановится Россия. Европа и США еще проведут параллели между событиями в Грузии и Югославии.

10.08.2008

Санобар Шерматова. Красная черта, где остановится Россия. Европа и США еще проведут параллели между событиями в Грузии и Югославии.
Какие политические цели стоят за решением о вводе российских частей в Южную Осетию - вот ключевой вопрос для понимания последствий разворачивающихся на Южном Кавказе военных действий.
Влиятельный американский аналитик из фонда Heritage Foundation Ариэль Коэн назвал российскую военную операцию эскалацией напряжения с далеко идущими последствиями: «Это скользкая наклонная плоскость, которая ведет к восстановлению границ бывшего Советского Союза». Коэн призвал США и европейских союзников принять все возможные дипломатические меры для того, чтобы остановить «агрессию России».
По словам неназванного высокопоставленного американского чиновника, которые приводит агентство REGNUM, «Россия пересекла черту, за которой находится приемлемое поведение», и ей стоит ожидать международного осуждения. «Я чувствую, что среди наших ключевых союзников возникает общая точка зрения», - отметил дипломат.
Ночью 9 августа было объявлено, что ЕС созывает в начале этой недели экстренное заседание глав внешнеполитических ведомств 27 стран - членов этой организации для обсуждения конфликтной ситуации в Грузии.
Президент Франции Николя Саркози после переговоров с Владимиром Путиным заявил о разработке трехэтапного плана урегулирования конфликта вокруг непризнанных республик. Ожидается, что план будет обсуждаться на саммите министров ЕС. Скорее всего, по итогам встречи прозвучит и общее заявление по ситуации на Южном Кавказе.
Каким будет градус критики в адрес России, не может предсказать никто. В рядах европейцев не всегда царит единомыслие. Как известно, на прошедшем весной этого года саммите Североатлантического альянса в Бухаресте ряд европейских стран выступили против предоставления Грузии Плана действий по членству в НАТО.
Германия была среди противников вступления Грузии в альянс, и ее позиция по конфликту на Южном Кавказе станет своеобразным барометром настроений, царящих в ЕС. В Москве 15 августа ожидают канцлера ФРГ Ангелу Меркель, и ситуация в горячей точке будет в центре переговоров с президентом Дмитрием Медведевым.
Интересно, что в преддверии этого визита 10 августа госминистр МИД Германии Гернот Эрлер выступил с заявлением, осуждающим грузинское правительство за нарушения прав граждан в Южной Осетии. По словам Эрлера, которые приводит информационное агентство "Росбалт", еще до начала конфликта на Кавказе можно было предположить, что президент Грузии Михаил Саакашвили предпримет попытку разрешить конфликт в Южной Осетии военным способом. Немецкий министр, назвав кровавую войну бессмысленной, заявил, что с пониманием относится к реакции Москвы на события в Южной Осетии, поскольку этот регион, хотя и принадлежит формально Грузии, экономически поддерживается Россией.
Это первое заявление подобного рода из уст европейского дипломата. Общая же европейская реакция на действия Москвы, видимо, будет напрямую зависеть от того, на какой черте в момент проведения встречи министров ЕС остановятся российские военные.
Американский аналитический центр "Стратфор", который называют теневым ЦРУ, предполагает несколько вариантов действий Москвы. Вариант первый: военные останутся на подступах к Цхинвали, где Россия может вести переговоры со стороны силы. Вариант второй: войдут в Цхинвали, где они могут заставить грузинские силы отступить. Вариант третий: окажутся на границе между Южной Осетией и Грузией, с тем чтобы полностью избавиться от грузинского влияния в Южной Осетии и усилить свое положение на Кавказе. Наконец, аналитики "Стратфора" не исключают продвижения российских войск к Тбилиси и жесткого подавления угрозы южным границам России.
Последнее предположение вызывает серьезные сомнения. Продвижение к Тбилиси представляется бессмысленной акцией с военной и политической точек зрения. Действительно, одной из главных задач России на Южном Кавказе является препятствование вступлению Грузии в НАТО. Но для этого необязательно держать под контролем всю страну - достаточно сохранить статус-кво непризнанных республик. А нерешенные территориальные проблемы по уставу альянса и есть настоящее препятствие к членству в этой организации.
Реакция мировых держав на ввод войск в Южную Осетию показывает, что в настоящий момент опасности потери суверенитета для Грузии не существует. Поэтому мировые державы ограничиваются призывами к России отозвать войска и прекратить бомбардировки и призывами к обеим сторонам вывести военные силы из зоны конфликта.
Задел дипломатической сдержанности был задан 8 августа в Пекине встречей Владимира Путина и Джорджа Буша. Лаконичная фраза «Никто не хочет войны», брошенная американским президентом российскому премьеру, и телевизионная картинка мирно расходящихся после состоявшегося обмена мнениями политиков продемонстрировали истинные размеры американской поддержки, на которую сейчас может рассчитывать Михаил Саакашвили. Хронология дальнейших событий только подтверждает эту мысль: и приказ о выступлении частей 58-й армии в сторону Цхинвали, принципиально переломивший ситуацию в пользу осетин, и памятное резкое заявление Дмитрия Медведева о том, что Россия будет защищать своих соотечественников в Южной Осетии, прозвучали после встречи Путина и Буша. Через день, 10 августа, высокопоставленный представитель американской администрации сообщил, что США планируют оказывать помощь Грузии только посредством международной дипломатии.
«В данный момент мы не говорим ни о чем, что выходило бы за рамки международной дипломатии», - цитирует The Washington Post высказывание высокопоставленного представителя администрации США. Этот официальный представитель, как отметили журналисты издания, не сообщил ничего, что указывало бы на вероятность оказания вооруженными силами США или НАТО помощи Грузии.
Воззвание грузинского лидера к действиям во имя общих с американцами ценностей свободы пока останется без ответа. По словам высокопоставленного американского чиновника, которые приводит агентство REGNUM, США совсем недавно прямо заявляли грузинскому руководству, что у Грузии нет шансов выиграть войну с Россией и что ей необходимо придерживаться пути дипломатии.
Расклад сил приводит процитированный выше аналитический центр "Стратфор": «У югоосетинских сил нет шансов против Грузии без помощи России, у Грузии нет шансов против российских сил без помощи США. А поскольку армия США занята в Афганистане и Ираке, значительной помощи со стороны США не будет».
Но это совсем не означает, что у Москвы в руках оказался карт-бланш. Вопрос о том, где та красная черта, у которой остановится Россия, важен, в том числе и для понимания, с чем именно она выйдет из конфликта.
Введя без санкции ООН войска на территорию суверенного государства, Москва использовала метод гуманитарной интервенции, примененный США по отношению к Югославии в 1999 году. Части 58-й армии, как было заявлено, вошли, чтобы «предотвратить гуманитарную катастрофу», российский Черноморский флот выдвинулся к морской границе Грузии, для того чтобы «не допустить поставки в Грузию военной техники морским путем».
Грузинская сторона сообщает о бомбардировках Гори, находящегося в 50 км от Цхинвали, базы в Вазиани, цехов бывшего советского авиазавода в окрестностях международного аэропорта Тбилиси. Разворачиваются военные действия в верхней части Кодорского ущелья, где абхазские силы проводят операции по вытеснению грузинских войск. Президент этой непризнанной республики Сергей Багапш заявил "Интерфаксу", что в ущелье «работают абхазская авиация, системы залпового огня, артиллерия».
Совершенно очевидно, что действия российских войск, Черноморского флота, абхазских и осетинских сил скоординированы для выполнения одной задачи: выбить грузинские части с подступов к Цхинвали и Сухуми, которые давали Тбилиси стратегическое преимущество. Российский флот блокирует морские границы, в том числе и для того, чтобы грузинские военные корабли (которые, по сведениям абхазской стороны, дважды 9 августа предприняли попытку прорваться в абхазские воды) не смогли высадить десант, что значительно усугубило бы положение абхазских сил.
По существу, идут военные действия между грузинскими войсками с одной стороны, осетинскими, абхазскими силами и регулярными частями Министерства обороны России - с другой. И цена вопроса может исчисляться новыми жертвами среди гражданского населения и усугублением ситуации в гуманитарной сфере.
Ясно, что Россия пытается заставить Грузию уйти из тех районов, которые она не должна занимать согласно Московскому соглашению от 14 мая 1994 года о прекращении огня и разъединении сил. В июле 2006 года в нарушение этих договоренностей Грузия ввела в верхнюю часть Кодорского ущелья, которая должна была быть демилитаризованной зоной, свои формирования и создала там военный плацдарм. В ответ Абхазия отказалась от участия в переговорном процессе.
Президент Багапш 10 августа заявил, что грузинские формирования будут вытеснены из Кодорского ущелья, пообещав, что следующая операция начнется в назначенный срок.
Ближайшие два-три дня будут решающими: если российским военным удастся справиться с поставленной задачей, Тбилиси окажется перед необходимостью подписания соглашения о неприменении военной силы - шага, к которому Москва упорно склоняла грузинскую сторону еще до конфликта.
В случае неудачи российской военной акции (если грузинским силам удастся закрепиться на господствующих высотах вокруг Цхинвали и в верхней части Кодори) наступит ситуация «ни войны, ни мира», грозящая вновь опрокинуться в любой момент.
Но при любом варианте развития событий Россия может оказаться под массированной международной критикой, как было, когда она вела в Чечне военную кампанию.
Москва, судя по всему, на этот случай намерена оказаться во всеоружии. Об этом свидетельствует решение президента Медведева послать сотрудников военной прокуратуры для сбора сведений о преступлениях против российских граждан в Южной Осетии.
Российская сторона готовит информационный залп. Слова Владимира Путина, вернувшегося из поездки в Северную Осетию, о геноциде против осетин, как и призыв уполномоченного по правам человека Владимира Лукина создать Международный трибунал по Южной Осетии, - не что иное, как подготовка к следующей войне, уже дипломатической.


Газета.GZT.RU