«Вмешательство России было оправданным». Так считает бывший советник президента

10.08.2008

«Вмешательство России было оправданным». Так считает бывший советник президента России Сергей Станкевич.

Бывший советник президента России по политическим вопросам Сергей Станкевич в 1992-м году, в разгар первой войны между Цхинвали и Тбилиси, курировал в ближайшем окружении Бориса Ельцина контакты с Южной Осетией. Он был непосредственным свидетелем заключения Дагомысских соглашений, положивших конец первому осетино-грузинскому конфликту. В своей статье, написанной специально для «Газеты», Станкевич называет нынешнее вмешательство России в конфликт вполне оправданным, однако призывает политиков не поддаваться соблазну возмездия после пролитой с обеих сторон крови.

Страшная опасность любого этнополитического конфликта – быстрое взаимное озверение, которое вспыхивает в пылу схватки и охватывает все социальные группы, включая политиков. Немыслимое вдруг кажется возможным, разум мутится от желания жечь, давить, гнать, стереть в порошок всех «чужаков» - немедленно и поголовно, здесь и сейчас.

В грузино-осетинском конфликте уже видны все признаки взаимного озверения, которое выливается в «этнические чистки», а заканчивается гаагским трибуналом. Обеим сторонам надо срочно отойти от края, не сорваться окончательно.

После того, как блицкриг Саакашвили провалился, есть возможность и необходимость обеспечить долгосрочный и гарантированный мир в Южной Осетии. Но для этого надо извлечь, наконец, горькие уроки из всей истории этого фатального противостояния.

Мне довелось участвовать в событиях, приведших к первому мирному соглашению по Южной Осетии в 1992 году. С осени 1989 до лета 1992 года конфликт то разгорался, то затихал, пока не достиг апогея. Прямо скажем, что главной причиной обострения ситуации была изначальная непримиримость грузинской стороны: упразднение автономии, демонстративный отказ даже от использования осетинских этнонимов («цхинвальский район»), отключение энергии, блокада, регулярные силовые вторжения.

Эдуард Шеварднадзе возглавивший Грузию в финале бессмысленной гражданской войны, попытался в июне 1992 года консолидировать нацию, разом покончив с «цхинвальским сепаратизмом». Тогда против Южной Осетии были впервые использованы артиллерия, танки и авиация. В Цхинвале шли уличные бои, через перевалы спешили отряды добровольцев, а Россия рассматривала вопрос о прямом вступлении в конфликт с применением авиации и ВДВ.

К счастью, президенту Ельцину и главе Грузии Шеварднадзе (двум бывшим соратникам по демократическому движению!) тогда удалось договориться. Шеварднадзе согласился прилететь в Дагомыс, где и были подписаны соглашения, создавшие механизм поддержания мира: граница разделения сторон («линия 1992 года»), трехсторонний миротворческий контингент и смешанная контрольная комиссия для «разбора полётов». Два лидера обменялись в Дагомысе и личными клятвами: Ельцин пообещал никогда не ставить под вопрос целостность Грузии, а Шеварднадзе – никогда не применять армию против Южной Осетии. Надо признать, что слово они сдержали.

Тогда мы полагали, что этот временный механизм нужен не более чем на год, пока стороны не придут к согласию о более прочном государственном устройстве. Как всегда, временное решение затянулось.

Избавившись от своего предшественника и учителя Эдуарда Шеварднадзе, Михаил Саакашвили освободил себя и от его великой клятвы. Ему, вероятно, показалось, что вся проблема только в мощи оружия и в умении воевать. Там, где остановились в 1992 году политики старшего, советского поколения, «молодой и рьяный» Саакашвили ринулся дальше, в страшный угар «этнической чистки». И снова доказал, что силового решения югоосетинского конфликта нет и не будет. Может быть только очередной кровавый тупик.

Вмешательство России было оправданным. Важно только избежать соблазнов вроде «страшной мести» или крестового похода на Тбилиси. Нужно срочно придать происходящему трезвый и позитивный смысл: создать условия для жизни сначала без войны, а потом и без войск. Вот только кого теперь звать в Дагомыс? Найдется ли у нас сейчас вменяемый партнёр со стороны Грузии?


Газета.GZT.RU