Наталья Литовко.Они бегут из собственного дома.

10.08.2008

Наталья Литовко.Они бегут из собственного дома.

фото видео За минувшие сутки из Южной Осетии эвакуированы 489 человек. Среди них - 57 детей. Таковы данные МЧС. Этой ночью в больницы Северной Осетии удалось доставить 47 раненых. Врачи уже провели десятки экстренных операций. Но пострадавших - тысячи. По оценкам властей Южной Осетии в срочной медицинской помощи нуждаются более трех с половиной тысяч человек. А в психологической - десятки тысяч. Беженцев размещают не только в Северной Осетии. В нескольких соседних северокавказских регионах готовы санатории и пансионаты для женщин и детей, которым удалось покинуть Южную Осетию.

"Лесом, ползком, кого как, на машине. До Джавы, потом сюда автобусами", - рассказывают беженцы.

Они бежали из Джали, кто как. Лишь бы выжить. И никто не думал тогда о вещах и документах. В Алагире беженцы из Южной Осетии оказались в тапочках. Соседняя Северная Осетия приняла тысячи человек. И люди продолжают прибывать.

"Стреляли, мы там в подвале были. Два дома было – все разбили, ничего не осталось. На дороге стреляли, не могла даже оглянуться, посмотреть. Даже сейчас не знаю, где мои родные, где мой сын", - плачет беженка из Южной Осетии.

Здесь в основном – женщины, старики и дети. Им повезло - удалось спастись. Грузинские войска начали обстрел без предупреждения. Люди в буквальном смысле убегали от пуль. Но прицельный огонь многим просто не оставил шанса.

"В нашей деревне ни одной живой души, наверное, не осталось, - говорит еще одна женщина. – Здесь находятся матери, которые не знают, что их сыновья погибли".

Все пункты временного пребывания беженцев взяты под охрану. Свои двери распахнули пансионаты, санатории и даже общежития училищ.

"Места приема людей определены. Если будет необходимость, можем более двух тысяч человек принять у себя в республике, - отметил Ермак Дзансолов, заместитель председателя правительства Северной Осетии. – Я имею в виду женщин, стариков, которые не могут держать в руках автоматы, убивать".

В Южную Осетию отправилась еще одна колонна автобусов. Они должны вывезти из зоны обстрела тех, кто еще жив, кто смог спрятаться и нуждается в помощи.

Поток беженцев идет через пункт Нижний Зарамаг. Движение затруднено - дорога практически разрушена. "Беженцев очень много. Особенно днем, на автобусах вывозили очень много", - рассказывает врач.

По предварительным подсчетам за последние несколько суток укрытия в России нашли более 30 тысяч беженцев из Южной Осетии.

Несколько тысяч людей успели уехать из зоны конфликта до начала массового кровопролития. Беженцы из Южной Осетии уже который день живут у моря. Их одели ростовские жители, согрело южное российское солнце, накормили местные повара. Но, кажется, ни море, ни солнце им сейчас не помощники. Целыми днями женщины и дети вглядываются в телефоны, в надежде на хоть какие-то вести из дома. Но связи нет. Как нет и самого дома.

"Если вдруг что, "скорые", лекарства – все готово. Взролым в основном нужно успокоительное, потому что постоянно ждут вестей из дома, постоянно на взводе. Ходили сегодня весь день по корпусам, они встать не могут, взрослые", - рассказывает местная жительница.

Беженцев готовы принять Краснодарский край, Ставропольский, Карачаево-Черкесия, Кабартино-Балкария, Дагестан и даже Чечня. Это трагедия сразу нескольких народов. И иначе события в Южной Осетии сейчас уже никто не называет.

По всей России проходят акции протеста. "Осетия, мы с тобой!" "Не допустим войны!" "Мы за мир!" С такими лозунгами на улицы сегодня вышли жители Кемеровской области.

"Как мать не могу не переживать о судьбе своего ребенка. Пусть будут прокляты те, кто развязывает эти войны, в которых гибнут наши дети", - говорит Татьяна Панасенко.

С плакатами люди прошли до памятника погибшим воинам. Там зажгли сотни свечей. В дни грузинской блокады в Кузбассе тоже ждут беженцев из Осетии. "Очень обидно за то, что наши ребята – почему говорю "наши", потому что мы, ветераны Афганистана, вместе, плечом к плечу, осетины, грузины, выполняли свой воинский долг за рубежом нашего великого государства. А сейчас они втянуты в конфликт и вынуждены будут воевать друг с другом", - сказал Геннадий Евлампов, заместитель председателя областного комитета ветеранов войн.

Грузинская сторона не прекращает огонь, стреляет даже по колоннам беженцев. Вдоль трассы – снайперы. Цхинвали и окраины разрушены. В районе нет воды и продовольствия. Это уже гуманитарная катастрофа. Поток людей из Южной Осетии, вынужденных бежать из собственного дома, не иссякает.


Вести.RU