Кремлевские пираты. ("The Wall Street Journal", США).

11.08.2008

Кремлевские пираты. ("The Wall Street Journal", США).
Редакционная статья, 11 августа 2008
Вчера из Грузии по-прежнему поступали неутешительные новости. Грузины сообщают, что Россия бомбит гражданский аэропорт в Тбилиси; российские военные корабли вышли к берегам Грузии, осуществляя экономическое эмбарго. Премьер-министр Владимир Путин покинул Олимпийские игры в Пекине и вылетел в российскую Северную Осетию, где - вдумайтесь - выступил с критикой 'стремления Грузии вступить в НАТО'.
Кто в Кремле хозяин - это далеко не последняя геополитическая реальность, выплывающая в последние дни на поверхность. Многие считают, что у Путина реальной власти больше, чем у президента Дмитрия Медведева. Тем не менее, в последнее время в истории новой России произошел интересный поворот, после которого современные кремлеведы серьезно задумались - а может, президент все-таки встанет на собственные политические ноги.
Прежде всего эта история касается российской угольно-металлургической компании 'Мечел', акции которой торгуются на Нью-йоркской фондовой бирже. В пятницу - после ударов, нанесенных курсу ее бумаг резкими заявлениями Путина, - компания заявила, что откладывает размещение привилегированных акций.
В конце июля Путин обвинил 'Мечел' в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве с ценами и предупредил, что компанию ждет официальное расследование. После того, как генеральный директор 'Мечела' Игорь Зюзин не явился на встречу премьера с лидерами бизнеса, дело приняло еще и личный оборот.
- Директора пригласили, и он внезапно заболел, - заявил, по сообщению Moscow Times, Путин. - Думается, ему лучше как можно скорее выздороветь. А то мы ему доктора пошлем, и все проблемы сразу вычистим.
Через день Зюзина увезли в больницу - ему стало плохо с сердцем.
Учитывая, что говорит такие вещи не кто-нибудь, а Путин, любой испугался бы. Достаточно вспомнить о судьбе бывшего генерального директора компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского, сегодня отбывающего тюремный срок в Сибири - активы его компании тем временем поглотила государственная нефтяная компания 'Роснефть'. Инвесторы сразу поняли сигнал: курс акций 'Мечела' за один день упал на 33 процента, а российская валюта - на 9 процентов.
С 'Мечелом' играют в уже хорошо знакомую игру: Кремль и его подельники, в качестве 'железного алиби' прикрываясь обвинениями компаний в проблемах с налогообложением или отношениями с государственными органами, захватывают активы неудобных конкурентов.
- Со стороны 'Кремля Инкорпорейтед' имеет место исключительно коммерческая операция. Платежи - этого для них уже недостаточно; они хотят сами всем владеть, - рассуждает российский аналитик Владимир Прибыловский.
Примерно по такому же сценарию разыгрывается ситуация с 'ТНК-ВР', российским совместным предприятием British Petroleum. Российские партнеры ВР использовали 'проблемы с визой', которые возникли у главы компании Роберта Дадли (Robert Dudley), чтобы выдавить его из страны.
Самое удивительное здесь то, что президент Медведев решил выступить против происходящего.
- Нам в стране необходимо создать нормальный инвестиционный климат, - заявил президент, не упоминая Путина прямо. - А нашим правоохранительным т государственным органам пора перестать кошмарить бизнес.
- Разрушать собственный фондовый рынок и терять 60 миллиардов долларов - это неправильно, - добавил советник Медведева.
Сегодня российский фондовый рынок стоит на самой низкой отметке за последние 22 недели.
Для кремлеведов вопрос остается один: считать ли слова Медведева признаком некоей его независимости, а то и предвестником борьбы за власть - или же это всего лишь старая игра в 'хорошего и плохого следователя'. Приятно было бы думать, что первое - что лидеры России начинают понимать, что привычка к конфискации может обойтись довольно дорого.
Впрочем, поскольку множество иностранных инвесторов все еще рассчитывают на российском рынке на быструю прибыль (с 2006 по 2007 годы объем прямых иностранных инвестиций вырос процентов на шестьдесят), это если и будет дорого, то нескоро. А пока что любому, кто думает о вложении денег в Россию, один совет - caveat investor (от caveat emptor (лат.) - 'да будет осмотрителен покупающий' - прим. перев.).
Анна Гонсалес, inoСМИ.Ru


inoСМИ.RU