Мэри Дежевски (Mary Dejevsky). Кремлю многое предстоит сделать, чтобы избежать нового поражения. Грузия прекрасно рассчитала время для достижения своих целей. ("The Independent", Великобритания).

11.08.2008

Мэри Дежевски (Mary Dejevsky). Кремлю многое предстоит сделать, чтобы избежать нового поражения. Грузия прекрасно рассчитала время для достижения своих целей. ("The Independent", Великобритания).
Казалось бы, военные действия между Россией и Грузией в крошечной горной Южной Осетии начались совершенно неожиданно. Но возникновения открытой войны между двумя странами многие опасались на протяжении нескольких лет.
Южная Осетия это анклав на границе двух государств. Там в основном проживают этнические русские и негрузинское население. Регион этот является очагом напряженности со времен распада Советского Союза, когда Грузия в конце 1991 года обрела независимость. Это один из трех районов проживания меньшинств (остальные два - Аджария и Абхазия), которые находятся в Грузии, но частью ее не являются. В советские времена они обладали статусом квазиавтономий, и в 1992 году выступили против нахождения в составе Грузии. Это вызвало короткую, но кровопролитную гражданскую войну.
'Революция роз', произошедшая в Грузии в 2003 году, когда получивший образование в США Михаил Саакашвили взлетел к власти на волне националистических и прозападных настроений, вновь открыла проблему территориальной целостности Грузии. Опасаясь новых попыток Тбилиси навязать свою власть силой, Аджария запросила мира. Но Южная Осетия и Абхазия провели референдумы и в одностороннем порядке провозгласили независимость. Не получив международного признания, они обратились к России, причем не только за моральной поддержкой. И такая поддержка пришла в виде 'миротворцев'. Была провозглашена цель их пребывания на этих территориях: защита этнических русских (у многих из которых были российские паспорта) от насильственной ассимиляции со стороны Грузии.
Наличие этих непризнанных, но независимых анклавов всегда вызывало раздражение у грузинского правительства. Но не менее серьезное раздражение вызывает открытая прозападная позиция Грузии у России, которая обвиняет ее в защите воюющих в Чечне боевиков. В последние месяцы началась постепенно усиливавшаяся война слов между Грузией и Россией, а также происходили периодические перестрелки, пролеты самолетов в чужом воздушном пространстве и пуски ракет.
Было бы очень легко истолковать этот конфликт со вчерашним участием в нем бомбардировщиков, танков и артиллерии как доказательство того, что большая и плохая Россия, недовольная независимостью Грузии и ее постепенным сближением с Западом, воспользовалось Пекинской Олимпиадой, к которой приковано внимание всего мира, чтобы наказать своего южного соседа.
Но здесь сложно понять, кто прав, а кто виноват. Ведь надо сказать, что Россия официально признает грузинскую государственность и ее территориальную целостность. Нет также никаких сомнений в том, что боевые действия вчера спровоцировала Грузия, чьи войска вошли в Южную Осетию с целью ее возврата под контроль Тбилиси. Об этом открыто заявил премьер-министр страны, который сказал, что терпение Грузии 'истощилось'.
Грузия прекрасно рассчитала время для достижения своих целей. Внимание всего мира приковано к Пекину, где в качестве почетного гостя вместе с Джорджем Бушем и другими руководителями присутствовал российский премьер-министр и бывший президент Владимир Путин, по-прежнему сохраняющий в своих руках власть над страной. Новый президент Дмитрий Медведев руководил событиями в России, но пока не до конца ясно, насколько велика его власть и влияние.
Если Грузия намеревалась одержать скорую и решительную победу и вернуть утраченную, но свою, как она считает, территорию, она допустила опасную ошибку. Обстоятельства, создавшие этот благоприятный момент для действий Грузии, также формируют очень рискованную ситуацию. Россия, несмотря на свое нефтяное и газовое богатство, по-прежнему слаба в политическом и военном отношении.
По последним подсчетам, Россия потеряла более десятка своих 'миротворцев' и, по меньшей мере, два самолета. Говорят, что южноосетинская столица Цхинвали лежит в руинах. Более того, многие россияне считают, что Грузия с ее новыми с иголочки вооруженными силами, обученными и оснащенными США, не более чем марионетка в руках Соединенных Штатов, которые твердо намерены завладеть трубопроводными маршрутами на Кавказе. Русские не намерены безучастно наблюдать за тем, как наглые южане унижают их страну.
Теперь у Медведева и Путина появились новые заботы. Если конфликт распространится за пределы Южной Осетии и произойдет, скажем, нападение на Тбилиси, то пламя войны может вспыхнуть на всем Кавказе, и Москва утратит все те нравственные преимущества, которые могут у нее иметься. Однако отступление из Южной Осетии станет еще одним горьким поражением для России.
Москва не в состоянии остановить планы США по развертыванию объектов противоракетной обороны вблизи своих границ. Она могла лишь бессильно наблюдать за тем, как Запад единодушно добился независимости для Косово против воли и желания братьев-славян России из Сербии. А теперь, когда этнические русские оказались в осаде в Грузии, Кремль, не соглашаясь на отступление, подвергает их опасности.
Евгений Еремин, inoСМИ.Ru


inoСМИ.RU