Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития. Мы были м

11.08.2008

Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития. Мы были максимально терпеливы. России не в чем себя упрекнуть за Грузию.

Хочу напомнить события недавних лет, когда Грузия избрала своим лидером Звиада Гамсахурдиа. Именно он отменил автономию Южной Осетии и Абхазии, что вызвало острый этнический конфликт. И одновременно была закрыта торговля с Россией. За четыре года средняя зарплата в Грузии уменьшилась в десять раз.

Из 5 миллионов человек, которые проживали на ее территории до распада СССР, сейчас, насколько я знаю, осталось четыре. Страна лишилась миллиона жителей! Это была и естественная убыль, и эмиграция.

Массовый обвал жизненного уровня населения, остановка производств, коррупция огромных размеров - вот та цена, которую "заплатила" страна за "политику с позиции силы". Экономика провалилась. По нашим данным, Грузия экспортирует продукцию на миллиард долларов в год, а импортирует на 3 миллиарда. По сути, живет за счет помощи Запада и тех денег, которые из России, Греции и других стран высылают своим родственникам грузины-эмигранты и гастарбайтеры. Только из нашей страны в первом квартале этого года физические лица перечислили в Грузию 172 миллиона долларов.

И все-таки российский бизнес проявлял интерес к грузинской экономике, и наши компании покупали там активы. Наверное, им теперь придется сворачивать дело. Но в целом для российского бизнеса это несущественные потери. Как, впрочем, и для Грузии - сегодня наш капитал не играет там большой роли. Другое дело - определенные виды на сотрудничество были у "Газпрома" и у наших энергетиков. Мы приобрели более 40 процентов электроэнергетических мощностей страны. И что будет сейчас, для меня большая загадка.

Но мне совершенно ясно, ради чего "стреляют грузинские пушки". В декабре НАТО вновь будет рассматривать вопрос о приеме Грузии в свои ряды. По правилам этой организации в альянс не может войти страна, у которой есть нерешенные национальные пограничные конфликты. Так что Грузии крайне необходимо урегулировать свои отношения с Южной Осетией и Абхазией. А здесь есть только два пути - либо "интегрировать" Южную Осетию и Абхазию в свою территорию, либо предоставить им независимость. Второй вариант, как мы понимаем, категорически отвергает Грузия, а на первый не соглашаются автономии.

Россия не раз помогала гасить конфликты на этой земле. И тогда, когда не были признаны автономии. И после "революции роз". Так что никакой моральной ответственности нашей страны за происходящее в Грузии нет и быть не может. Мы вели себя максимально терпеливо.

Однако на этот раз наши усилия мирно погасить конфликт, как видим, не сработали. К сожалению, не удалось сохранить переговорный процесс между грузинами, осетинами и абхазцами при посредничестве России. Встает вопрос: что делать сейчас? Почти у 70 процентов населения Южной Осетии - российские паспорта. Это наши граждане. И они оказались на территории, которая подвергается массированному артиллерийскому и авиационному обстрелу. Есть погибшие. Людей надо спасать. Выводить из зоны конфликта, открывать коридоры для беженцев и переселенцев. И с помощью международных организаций переправлять на территорию России.

Мы знаем также горячий нрав тех народов, которые населяют Юг России. И я не исключаю, что найдутся отчаянные головы, которые начнут создавать добровольческие бригады для помощи братскому народу. Конфликт может перейти в затяжную стадию партизанской войны. Чего очень не хотелось бы.

С учетом всех этих проблем Россия и принимает сегодня решения. Первые шаги сделаны. Мы начали оказывать медицинскую и гуманитарную помощь пострадавшим. И направили воинское подкрепление нашим миротворцам в Грузии. Для нас с вами эта мера и объяснима, и понятна, и, уверен, будет поддержана многими россиянами. Но не менее важно, чтобы это было правильно понято в мире. Увы. Саакашвили нас опередил. Через несколько минут после принятия Россией решения поддержать наш миротворческий контингент он выступил в эфире CNN и сообщил, что Грузия подверглась агрессии со стороны России. От нас первые двое суток на ведущих зарубежных каналах - ни слова. Да, есть официальные заявления президента, выступление премьер-министра, разъяснения МИДа. И это, безусловно, очень важно. Но с мировой общественностью надо говорить на понятном ей английском языке, обращаясь через телеканалы, у которых максимальный зрительский рейтинг. В такой ситуации пропагандистская, разъяснительная работа архиважна. Жизненно необходима. На карту в глазах мирового общественного мнения поставлен имидж страны - и политический, и экономический. Ее возможность влиять на ситуацию в мире. Очень надеюсь, что мы быстро наверстаем упущенное. И поможем миру правильно расставить акценты.

Что меня еще волнует? В эти дни мы выплеснули много эмоций по поводу Грузии. Я слышал недоумевающие возгласы: "Давайте отключим им газ и электричество!" И чего добьемся? Да, грузины будут испытывать некоторые трудности. Но, во-первых, мы нарушим наши контрактные обязательства. И в мировом общественном мнении опять "переведем стрелки на себя". Дадим повод говорить, что Россия "душит свободолюбивую республику, которая наводит порядок на своей территории". Не надо забывать, что по международному праву Южная Осетия - часть Грузии. Просто исторически обстоятельства сложились по-другому, а они международным правом не предусмотрены.

Во-вторых, экономические санкции в данном случае просто бесполезны. Грузия через Турцию из Ирана вполне сможет компенсировать недостаток газа и электричества. Так что повлиять на ситуацию мы не сможем. А под удар опять поставим международный престиж России. Обнадеживает заявление президента России Дмитрия Медведева о том, что мы будем понуждать Грузию к миру, вплоть до военных методов. Видимо, другого выхода у нас нет.


Российская газета