Владислав Воробьев. Геностыд. Убийство более двух тысяч мирных граждан не трону

11.08.2008

Владислав Воробьев. Геностыд. Убийство более двух тысяч мирных граждан не тронуло Запад.

Три последних дня президент Грузии вел сразу две войны. Одну - кровопролитную против южноосетинского народа и российских миротворцев. Другую бескровную - информационную. Против России.

Если в первой никто грузинским войскам так и не помог, то во второй помощников, причем по всему миру, хоть отбавляй. Первую войну Михаил Саакашвили, очевидно, проиграет. Что делать со второй?

В действительности у второй войны за три последних дня образовалось сразу несколько фронтов. Причем практически по всему миру. Один из них появился в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН, где уже состоялось три экстренных заседания Совбеза ООН. Правда, закончились они безрезультатно.

Второй фронт - в Тбилиси. Практически ни у кого не осталось сомнений в том, что Саакашвили открыто лгал, когда заявил в интервью западным информагентствам, что ему пришлось адекватно реагировать на вторжение российских войск на грузинскую территорию. "Возвращение Южной Осетии под контроль Грузии было спланированной военной операцией, - пишет британская "Гардиан". - Это была реализация обещания грузинского президента вернуть утраченные территории. Время штурма тщательно рассчитали, чтобы он совпал с открытием Олимпийских игр, когда российский премьер Владимир Путин был в Пекине. Но если Грузия и рассчитывала, что из-за отсутствия Путина Россия будет в замешательстве, то скоро разочаровалась".

Тем временем Саакашвили старался скрыть перед Западом свое разочарование. На что в действительности с самого начала рассчитывал президент Грузии, стало понятно после того, как он в прямом эфире заявил: "Теперь это уже не только дело Грузии. Это посягательство на Америку. На ее ценности". "Саакашвили рассчитывал, что его друзья на Западе, прежде всего США и Великобритания, защитят его", - расшифровала слова грузинского лидера британская "Таймс". Но защиты не последовало. "В данный момент мы не говорим ни о чем, что выходило бы за рамки международной дипломатии", - заявил в воскресенье в беседе с журналистами анонимный высокопоставленный представитель американской администрации.

Госдеп знал,

но молчал

А другой анонимный источник в Вашингтоне сообщил, что совсем недавно США прямо заявили грузинскому руководству: у Тбилиси нет шансов выиграть войну с Россией и что ей необходимо придерживаться пути дипломатии. Не исключено, что как раз об этом говорила с Саакашвили госсекретарь США Кондолиза Райс во время своего недавнего визита в Тбилиси. То есть американцы знали, что Грузия готовится к войне, но не стали предупреждать от этом Москву.

Тем временем Саакашвили продолжал "дуть в свою дуду". Собственный народ в чем-либо убеждать уже не было необходимости. Он получал лишь официальную информацию из Тбилиси. Вещание российских телеканалов на территории Грузии было прекращено. Заблокированы все интернет-ресурсы из России. Вместо этого эфирное пространство оккупировали американские СМИ, в "профессионализме" которых руководство Тбилиси явно не сомневалось. Видимо, в этом и заключается главная помощь режиму Саакашвили.

Ложь по заказу

Американские журналисты при этом очень старались, очевидно, осознавая всю почетность возложенной на них миссии.

Примеров их "профессиональной и беспристрастной" работы за последние дни можно привести много. Вот лишь несколько. Когда посол России в Грузии объявил, что в Южной Осетии погибло уже около двух тысяч мирных жителей, СNN тут же объявило: "В боях между Грузией и Россией погибли две тысячи человек". Чуть позже то же до недавнего времени уважаемое CNN громко сообщило: "Бои между грузинскими и российскими военными усилились и переместились в столицу Грузии". В то же время все информационные агентства сообщали лишь о мирном митинге в Тбилиси у посольства РФ.

И все же, что явно сильно встревожило Саакашвили, из Южной Осетии продолжала приходить действительно правдивая информация о реальной ситуации. В зоне боевых действий работали российские журналисты. Тогда грузинским военным был отдан приказ - ликвидировать ненужных свидетелей. По журналистам открыли огонь, а грузинские снайперы начали охоту на корреспондентов и телеоператоров. Уже ранены четверо российских журналистов.

В Тбилиси работают другие журналисты. Российским отказывают в возможности перегнать свои репортажи в Москву. Западным же коллегам предоставлены все блага цивилизации. За три дня он так привык к общению на английском языке, что даже свои телеобращения почему-то стал произносить не на грузинском.

У министра

свой фронт

Еще один фронт информационной войны, безусловно, проходил через Москву. В российской столице в последние дни тоже, нередко на официальном уровне, звучала английская речь. Ведь объяснять свою точку зрения иностранным корреспондентам, конечно же, лучше без переводчиков. Глава МИД России Сергей Лавров, к примеру, дал интервью Би-би-си. А заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин встретился с другими представителями западных СМИ. В воскресенье он снова пообщался с журналистами и заявил: "Грузия должна отвести войска на линию 1992 года, что предусмотрено Дагомысскими соглашениями. Необходимо подписать договор о неприменении силы. Без заключения договора не может идти речи о начале переговоров".

Об этом же говорил и Сергей Лавров. Причем не только журналистам. Только за 8 августа он по телефону обсудил ситуацию в Южной Осетии с главой МИД Франции Бернаром Кушнером, главой МИД ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером, Верховным представителем ЕС по общей внешней политике Хавьером Соланой, главой МИД Финляндии Александером Стуббом и, конечно же, Кондолизой Райс. Кстати, как сообщил Департамент информации и печати МИД России, в ходе разговора с российским министром госсекретарь США обратила внимание на то, что нынешнее грузинское руководство, прикрываясь словами о приверженности задачам урегулирования, уже длительное время готовило силовую операцию против осетинского народа. Ну вот Райс и сообщила Лаврову, то, что, как теперь становится понятно, она уже давно знала.

При этом на Западе никто не акцентирует свое и чужое внимание на том, что в Южной Осетии убито более двух тысяч граждан Российской Федерации. Последний раз, к примеру, в США американцев в таких масштабах уничтожали 11 сентября 2001 года, когда самолеты врезались в Нью-Йорке в башни-близнецы. При этом Россия была одной из первых, кто выразил свои соболезнования американскому народу. Сейчас же никаких соболезнований из Вашингтона не слышно.

Сдаст всех

Можно вспомнить и другой не менее красноречивый пример двойных стандартов. Что случилось с Югославией, когда западные страны обвинили сербов в геноциде? Американские и натовские ВВС днем и ночью бомбили буквально все движущееся и недвижимое на сербской земле: военные части, города, мосты, гуманитарные колонны и даже китайское посольство в Белграде (видимо, под горячую руку). Теперь - Южная Осетия. Меньше чем за сутки грузинские войска прямой наводкой с господствующих высот сравняли с землей Цхинвали и множество окрестных осетинских сел. При этом грузинские военачальники, так же, как и непосредственные исполнители приказов "пли!", не могли не знать, что в этих населенных пунктах все еще находятся тысячи мирных жителей.

Тех, кто отдавал приказы в Югославии, ведь быстро определили и многих уже посадили на длительные сроки. Очевидно, настало время бескомпромиссным судьям обратить свое внимание на все еще сидящих в просторных кабинетах в грузинской столице. "Создание международного трибунала по Южной Осетии заслуживает самого позитивного отклика. Все факты, все жертвы, все фамилии тех, кто принимал столь безответственное решение, должны быть названы", - заявил в воскресенье Григорий Карасин.

Правда, посадить на скамью подсудимых президента Грузии Запад все же вряд ли решится. Ведь тогда главный подсудимый в ответ, очевидно, может рассказать много интересного о своих многочисленных переговорах с западными государствами. Нет сомнений - сдаст всех.


Российская газета