Максим Товкайло, Александр Саргин. Бюджет собрался на войну. Расходы на национальную оборону и безопасность будут расти опережающими темпами.

11.08.2008

Максим Товкайло, Александр Саргин. Бюджет собрался на войну. Расходы на национальную оборону и безопасность будут расти опережающими темпами.
Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам под руководством премьера Владимира Путина вчера одобрила проект бюджета на 2009 год и плановый период до 2011 года. Вице-премьеру и министру финансов Алексею Кудрину удалось отстоять сокращение темпов роста госрасходов и размер нефтегазового трансферта. Таким образом, трехлетний бюджет можно назвать достаточно консервативным, что должно помочь правительству в борьбе с инфляцией. Однако по некоторым направлениям рост госрасходов все равно будет впечатляющим. Государство не поскупилось на национальную оборону и безопасность.
Бюджетная мускулатура
Рост расходов бюджета на 2009 год по статье "Национальная оборона" составит в 2009 году 23,1%, а по статье "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" - и вовсе 30,1%. Сильнее вырастут расходы только на окружающую среду. Правда, в абсолютных величинах траты на армию и экологию несопоставимы. В 2009 году на национальную оборону истратят 1,27 трлн рублей, на безопасность - 1,085 трлн рублей. Больше только по статье "Общегосударственные вопросы" - 1,28 трлн рублей.
Наращивание военных расходов объясняется модернизацией российской армии и постепенным переходом на контрактную модель комплектования отдельных частей. Только вчера президиум правительства одобрил федерально-целевую программу, предусматривающую перевод на контракт большую часть сержантского и старшинского состава армии и Военно-морского флота. Бюджет программы равен 2,4 трлн рублей. "До 2015 года на контракт будут переведены 64 тысячи сержантских и старшинских должностей. Именно на них в ближайшие годы ляжет основная нагрузка по обслуживанию новых систем вооружения", - заявил премьер Владимир Путин.
К событиям в Южной Осетии рост госрасходов на оборону официально прямого отношения не имеет. Минфин просчитывал будущий бюджет еще до обострения ситуации в непризнанной республики. Однако устрашающий эффект налицо. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, Россия наращивает военный бюджет последние годы быстрее остальных стран. Так, в 2006 году расходы на оборону выросли, по данным института, на 65,2% (по официальным российским данным, рост был почти втрое ниже). Впрочем, в абсолютных величинах российскому военному бюджету до американского пока далеко. США тратят на военные цели ежегодно около $528 млрд, то есть около 13,2 трлн рублей.
Культуризм по-минфиновски
Военные расходы бюджета как на следующий, так и нынешний год Минфину еще будут править. Вчера президент поручил повысить в два раза жалованье российским миротворцам в зоне грузино-осетинского конфликта. Во сколько это обойдется бюджету, пока не известно. Впрочем, в Минфине оптимистично заявляют, что речь идет не о миллиардах, а о миллионах.
Куда существеннее Алексею Кудрину придется раскошелиться на культуру. В представленном в правительство проекте трехлетнего бюджета темпы роста затрат по этой статье падают с 20,9% в 2009 году до 0,2% и 0,1% в последующих двух годах. В Минфине это объясняют завершением реконструкции Большого и Мариинского театров. Однако премьер Путин заявил главе Минфина Кудрину, что в стране еще много театральных площадок, нуждающихся в бюджетном финансировании. "К тому же эти деньги должны пойти на гранты творческим коллективам, на реставрацию музеев, библиотек и других объектов, на строительство новых зданий и сооружений в культурной сфере", - заявил Путин на комиссии по бюджетным проектировкам.
Кудрину оставалось только согласится. Тем более что резервы для увеличения бюджетного финансирования по отдельным направлениям есть. Это Резервный фонд, размер которого благодаря высоким ценам на нефть достигнет в этом году 3,5 трлн рублей. И, несмотря на прогнозируемое снижение стоимости черного золота, фонд будет только расти, увеличившись к 2011 году почти в два раза.
СТАНЕТ ЛИ БЮДЖЕТ-2009 ЕЩЕ БОЛЕЕ МИЛИТАРИСТСКИМ?
ЛЮБОВЬ СЛИСКА, вице-спикер Госдумы, член комитета по безопасности (фракция "Единая Россия"):
- Уверяю вас, не станет. Ведь он сформирован уже практически по всем основным параметрам. А если он и будет претерпевать какие-то изменения, то, скорее всего, в сторону социальной направленности. Я думаю, что деньги из бюджета на военные цели находят своего адресата, и все же очень хотелось, чтобы иногда представители наших Вооруженных сил отсчитывались, какие новые технологии и виды вооружений на эти средства созданы.
ГАВРИИЛ ПОПОВ, бывший мэр Москвы, президент Международного университета в Москве:
- Он и сейчас достаточно милитаристский, поэтому каких-то существенных изменений там не предвижу. Если эти деньги использовать эффективно и не разворовывать, то там вполне достаточно того, что есть. Ведь только на силовые структуры, как заявил Владимир Путин, у нас выделены десятки миллиардов. Я не военный человек, и мне непонятно, есть ли у нас космическая разведка. Если есть, то можно было иметь исчерпывающую информацию о том, сколько танков и установок «Град» к границе с Южной Осетией перевезла Грузия. И внедрены ли у нас всякого рода информаторы и разведчики? Если всего этого нет, то это производит удручающее впечатление. А если есть и информация шла, то возникает вопрос: кто ее анализировал и делал выводы? Короче говоря, денег выделено достаточно, а вот используются они (судя по тому, что сейчас произошло) далеко не лучшим образом.
ЛЕОНИД ИВАШОВ, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник:
- Я бы не назвал наш бюджет милитаристским, но увеличен он должен быть просто кардинально - для того, чтобы хоть немного восстановить обороноспособность наших Вооруженных сил. Сейчас есть очень много статей бюджета, которые уходят просто в песок. У нас нет системного подхода к строительству Вооруженных сил, а только что принятое президентом решение о сокращении 200 тысяч офицерских должностей привет к тому, что их потом снова придется восстанавливать. А уволенных офицеров и квартирами нужно обеспечить, и пособия им выплачивать. У нас много таких статей бюджета, которые не направлены на укрепление обороноспособности. Скажем, новая военная форма могла бы подождать. Зачем нашей армии это несвоевременное переодевание? Сейчас совсем не сформирован облик той будущей армии, которая потребуется уже через 10-15 лет. Мы что-то создаем, одновременно что-то разрушаем и совсем не знаем, что строить. Это все равно что строить дом без проекта. Такой дом обязательно рухнет. Я знал об операции, осуществленной Саакашвили в Южной Осетии, еще два месяца назад и информировал наши соответствующие структуры. Но мне сказали: «Мы все знаем». Но одно дело - обладать информацией, и совсем другое - принимать решения по ней. А в России сейчас нет такого центра, который бы принимал соответствующие решения и отдавал указания. Формально верховным главнокомандующим считается Дмитрий Медведев, но рядом с ним нет даже какого-то полковника, который бы осуществлял связь между ним и силовыми структурами, информировал его и подсказывал какие-то решения. В стране должен быть мощный аналитический центр, где были бы геополитики, военные стратеги и другие специалисты. А потом нужна только политическая воля.


Газета.GZT.RU