Почему наша армия вошла в Южную Осетию? Отдел политики

11.08.2008

Почему наша армия вошла в Южную Осетию?

Отдел политики

"Наши действия абсолютно легитимны", - заявил премьер Владимир Путин. "Это не соответствует уставу ООН", - поспешили заявить некоторые критики. "Известия" решили разобраться в запутанной правовой основе действий миротворцев и юридической базе ввода 58-й армии на территорию Южной Осетии.

Российский миротворческий контингент находился в Южной Осетии на основании Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта (Сочи, июнь 1992 года) и Решения Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта "О смешанных силах по поддержанию мира" (Москва, декабрь 1994 года).

Грузия в 2006 году пыталась выйти из этих соглашений, проводя соответствующие решения через правительство и парламент. Однако еще тогда российский МИД заявлял: эти документы не могут быть денонсированы в одностороннем порядке, для прекращения их действия необходимо согласие всех заинтересованных сторон. Южная Осетия, как известно, настаивала на продолжении присутствия российских миротворцев. И таким образом, несмотря на заявления Тбилиси о том, что миротворцев можно считать оккупационными войсками, правовая база для их нахождения в Южной Осетии полностью сохранялась.

Каким образом военное присутствие в Южной Осетии соотносится с решениями ООН? С одной стороны, Устав этой организации дает "право использовать для поддержания или восстановления мира воздушные, морские или сухопутные силы". Но - только по решению Совета Безопасности ООН. С другой стороны, Устав ООН предполагает возможность заключения региональных соглашений для поддержания международного мира и безопасности. Предполагается, что такие соглашения действуют временно, до момента передачи спора в Совбез ООН, однако в случае с Южной Осетией в отличие от Абхазии спор в Совбез ООН не передавался.

Генерал-полковник Леонид Ивашов, в прошлом начальник главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России, напомнил "Известиям", что в момент подписания Сочинского (Дагомысского) соглашения вооруженный конфликт считался практически урегулированным:

- Грузия тогда потерпела поражение в Абхазии. Ни ее военный, ни экономический потенциал не предполагал возможности возобновления боевых действий. Поэтому, когда Шеварднадзе проявил добрую волю при заключении Сочинского соглашения, казалось, вмешательство ООН не требовалось. И в Совбез ООН никто не обращался. Ограничились региональным соглашением. Оно предусматривается Уставом ООН и даже поощряется.

Существующая международная классификация проведения миротворческих операций, поддержанная ООН, определяет несколько их этапов: от превентивной дипломатии до поддержания мира. Чем, собственно, и занимались российские военные в Южной Осетии. Следующая стадия - "принуждение к миру".

Эксперты ООН из числа Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам (от России в ее работе участвовал академик Евгений Примаков) в своем докладе N А/59/565 на 59-й сессии ООН в сентябре 2004 года указывали, что на операции по поддержанию мира и по принуждению к миру требуется разрешение Совбеза ООН. В докладе отмечается: "даже самая благоприятная обстановка может ухудшиться - когда появляются желающие испортить дело путем подрыва мирного соглашения и создания угрозы гражданским лицам", поэтому "желательно иметь полную уверенность в отношении способности миссии предпринять силовые ответные действия, если в этом возникнет необходимость".

- Для проведения операций по принуждению к миру формально требуется санкция Совбеза ООН, - соглашается заместитель директора Института Европы РАН Сергей Караганов. - Думаю, что и Грузия, и те страны, которые стояли за ее спиной, провоцируя Россию на ввод войск, учитывали это.

По его мнению, они сознательно пытались поставить Россию в неудобную международно-правовую ситуацию.

- Но Россия защищает жизнь людей, своих граждан, и действует из высших национальных интересов, - говорит Караганов.

И, как полагает генерал Ивашов, российское руководство, принимая решение о вводе 58-й армии на территорию Южной Осетии, имеет право ссылаться на 51-ю статью Устава ООН. Она гласит: "Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор пока Совбез не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности".

В данном случае было совершено вооруженное нападение на российских граждан - как миротворцев, так и жителей Южной Осетии. Дополнительные же войска были введены для усиления миротворческого контингента, численность которого не предусматривала отражения массированной вооруженной агрессии.


Газета Известия