06.11.2009
Джамалудин Джамбулаев. Стройка, ведущая в будущее
Дороги строят люди. Дорогу Махачкала-Ботлих возводит ГУ «Дагестанавтодор». И сегодня то, о чем мечтали горцы, живущие в долине реки Андийское Койсу тысячелетиями, осуществляется на глазах нашего поколения.
Лучшие силы строительной индустрии Дагестана - ООО «Дорстройхолдинг», «Ботлихагропромдорстрой», ОАО «СУ-900», «Строймеханизация», «Дагагропромдорстрой», «Дорожно-строительное управление № 2» и другие подрядные и субподрядные организации, считай каждый месяц радуют нас сдачей завершенных объектов на стройке этой дороги.
На днях специалисты ОАО «Дагагропромдорстрой» под руководством генерального директора Тимура Абдулмуслимова с хорошей оценкой сдали в эксплуатацию более чем восьмикилометровый отрезок автодороги в районе сел Муни и Ортоколо Ботлихского района.
Принимала работу госкомиссия, возглавляемая первым заместителем начальника ГУ «Дагестанавтодор» Насирулой Джафаровым, и осталась довольной.Неудивительно, что на лицах членов комиссии от администраций Ботлихского района и села Муни читалось неподдельное восхищение: вот же - умеют наши строить дороги, когда захотят.
Те же добрые чувства испытывали жители аула Ортоколо. Они подходили к членам комиссии и благодарили подрядчиков, предусмотревших на участке дороги в пределах населенного пункта несколько искусственных неровностей – предосторожность в целях того, чтобы водители не превышали скорость при проезде через аул. «Самое приятное в асфальтированной дороге то, что навсегда рассеялась туча белой пыли над нашим аулом», - сказала старушка и в знак уважения к нам приподнялась с камня у своего порога.
У жителей аула Муни забота была другая. Дорога прокладывалась через их сады, и важно было сохранить систему поливных каналов, которыми садоводы пользовались на протяжении веков. Строители, рассказывали они, с пониманием отнеслись к этому, ныне под полотном дороги вода из арыков проходит по трубам. Ну и, конечно, людей радует, что на идеально асфальтированной дороге при прохождении транспорта теперь не поднимаются клубы пыли, которые раньше оседали толстым слоем на фруктовых деревьях и плодах.
А еще тому, что с обеих сторон дороги сады отгорожены подпорными стенами или металлической сеткой: и ни животное, ни человек неожиданно на проезжую часть не выскочат.
За время стройки жители этих аулов подружились со строителями, обрели кунаков. С одной стороны, они говорят, радость – стройка-то завершилась, с другой – грустно: реже будут видеть кунаков. Ребятня обоих аулов тоже в числе заинтересованных в успешной сдаче объекта отчасти и потому, что по просьбе строителей помогали им белить надолбы, подпорные стены и другие придорожные сооружения и почти все получили в подарок по футболке и мячу.
В тот же день коллектив ОАО «Строймеханизация», руководимый Рамазаном Мумминовым, тоже сдал в эксплуатацию более чем девятикилометровый отрезок той же автодороги - от села Муни до местности «Андийская развилка», откуда как на ладони виден весь Ботлих.
Скажу как очевидец – трудно было удержаться от восхищения современной асфальтированной дорогой, ширина проезжей части которой составляет восемь метров. В свое время мне довелось работать мастером на этом участке, тогда дорога здесь представляла из себя узкую тропу и крутые серпантины, на которых с большим трудом разворачивалась даже автомашина марки УАЗ. Зимой дорожникам приходилось здесь дневать и ночевать, возить и посыпать дорогу противогололедными материалами. Теперь этот участок дороги проложен по солнечной части склона, и гололед ей мало грозит. А еще новая дорога почти не имеет серпантинов, да и продольный уклон в допустимом уровне. Словом, проблема нашла оригинальное инженерное решение. И это не только в этом конкретном, но и во многих других случаях.
Любопытно и другое. Строится дорога по маршруту Махачкала-Ботлих, придающая по-настоящему современный цивилизованный вид древним горам, где еще недавно основным транспортом был ослик. Облегчается в разы возможность улучшения условий жизни горцев.
Люди привыкли к новому, в том числе и к проходящим чередой событиям, к сдаче объектов на дороге в Ботлих, равных которым не было в истории края. Наверное, так и должно быть, многое из того, что раньше было редкостью, ныне воспринимается как обыденное явление – без торжественных речей, концертов, застолий, мавлидов. Но благодарность руководству страны – В.Путин не раз интересовался ходом строительства дороги Махачкала-Ботлих, и руководству нашей республики - Президенту М. Алиеву, и, конечно, всем строителям дороги – она останется надолго.
Государственные акты приемки были подписаны. Так вот завершилась история строительства очередных двух участков дороги по маршруту Махачкала-Ботлих, началась история их эксплуатации.