30.04.2010
Б. Харсиев. Базоркинцы на службе обществу и России
Газета "Сердало" Пригородный район занимает особое место в истории Ингушетии. Именно здесь, в селении Ангушт, состоялось историческое событие по присоединению ингушей к культурно – государственному пространству Российской Империи в 1774 году. Здесь, на ингушской земле, оказавшейся по воле тирана И.Сталина с 1944 года за условно административными границами Ингушетии, происходили многие знаменательные события, которые неотделимы от истории народа.
С XIX века в селении Базоркинском (Базоркино) Назрановского округа проживают Харсиевы. Многие из них, как и другие фамилии, в различные времена отличились своим беззаветным служением обществу и государству. Обладая высокими морально-нравственными качествами, они преданно любили свой народ, своё
отечество. Многие базоркинцы достойны высокого уважения, но сегодня мы остановимся на некоторых из них.
По семейным спискам 1886 года, в с. Базоркинском указано несколько семей, одна из них семья Харсиева Эльжея Алхастовича, возраста 46 лет. В списке перечисляются его сыновь? и их примерный возраст:
1. Асламбек (Асбик) 18-16 лет?
2. Эльберд (Эби) 16-13 лет;
3. Генарко (Генаркъ)9-8 лет;
4. Артаган (Артаг1) 7-6 лет;
5. Алихан (1лах1) 4-5 лет;
6. Охло (Лихо) (Олу) ?-1 год.
Судьба этой семьи замечательна тем, что почти каждый сумел послужить для народа, на благо общественной жизни и государства.
Все дети Харсиева Эльжи окончили школу и считались грамотными.
Самый старший: Асламбек Эльжиевич с 1907 года был старшим урядником 1-й сотни Терской постоянной милиции. (Книга «Терские ведомости» об и Ингушетии и ингушах за период 1878 – 1918. Сост. Албогачиева-Гадаборшева М.С.-Г. Магас – СПб. 2005. с. 270).
После кончины отца Эльжея, старший сын Асламбек возглавил большую семью Харсиевых. Он воспитал замечательных сыновей, имел большое влияние на племянников, снискал авторитет младших братьев. Старший сын Султан еще до высылки был директором Майского консервного завода. После возвращения из депортации, в 60-е годы прошлого века, возглавлял Назрановский райпотребсоюз ЧИАССР. Средний сын Ахмед до высылки 1944 г. был партийным активистом. Младший, Хаджибикар, мобилизован в Красную армию и геройскии погиб на фронте Великой Отечественной войны.
Асламбек умер в казахстанской ссылке 1944-1957 гг.
Второй из братьев: Эльберд Эльжиевич прославился искусным мастерством по изготовлению изящных и прочных колес для фаэтонов. В его маленькую мастерскую поступали заказы со всей округи.
Эльберд был дважды женат, воспитал шестерых сыновей. Умер в казахстанской ссылке. Старший сын Эльберда, Махмад–Гири, отличался исключительной коммуникабельностью. Благодаря своим способностям, в годы казахстанской высылки он занимал значимые промышленно-хозяйственные посты, что дало ему возможность помогать многим ингушам и чеченцам пережить голодные годы. За свою короткую жизнь в памяти многих карагандинцев Махмад-Гири оставил репутацию щедрого человека. Умер в возрасте 50 лет, в казахстанской ссылке в 1964 году.
Третий из братьев, Генарко Эльжиевич, как и Асламбек, служил в должности старшего урядника 1-й сотни Терской постоянной милиции до 1907 года. (Книга «Терские ведомости» об и Ингушетии и ингушах за период 1878 – 1918. Сост. Албогачиева-Гадаборшева М.С.-Г. Магас – СПб. 2005. с. 269).
Базоркинские Харсиевы принимали активное участие в августовских боях 1918 года по освобождению Владикавказа от белогвардейцев.
Вот что пишут историки об этих событиях: «Мятеж, готовившийся с весны 1918 г. в «Осетинском национальном Совете» в Ардоне и хозяйственном совете Терского казачьего войска во Владикавказе, начавшийся в конце июня 1918 г. в Моздоке, мятеж правых, возглавил Георгий Бичерахов, сам себя считавший меньшевиком. Красноречиво определяет политическую мировоззренческую ориентацию Бичерахова хотя бы один лозунг из тех, под которыми шел мятеж: «Бей большевиков и ингушей». (Трагедия ингушского народа. Грозный, 1990; РГАСПИ, ф.85, оп.1, д. 113, л.50. Материал представил Матиев Т.).
В одном из боев с мятежниками геройски погиб Генарко, третий сын Эльжи. Братья отыскали его тело и похоронили в родном селе.
Всякую политическую силу, которую только могли мобилизовать, осетинская элита использовала против своих соседей ингушей, для того чтобы отвоевать территорию, при этом абсолютно неважно за счет чего и какими средствами.
Четвертый брат, Артаган Эльжиевич, с первого дня образования и до полного расформирования служил в ингушском полку «Дикой дивизии», за мужество и отвагу был удостоен почетной императорской награды. «Харсиев Артаган, урядник. Награжден Георгиевским крестом 4-й степени №281274», говорится в документе о награждении (РГВИА ф2309 оп.01 д.320 л.231). (Архив Газикова Б.).
По некоторым сведениям именно он послужил прообразом Орци одного из героев книги «Из тьмы веков», для замечательного базоркинца, талантливого писателя Идриса Базоркина.
В казахстанской ссылке ветераны, служившие в конном полку «Дикой дивизий» рассказывали молодежи о фронтовых проделках Артагана и о его трофейной лошади австрийской породы, которую Артаган привез с германского фронта домой. Умер Артаган в казахстанской ссылке.
Пятый брат, Алихан Эльжиевич, был выдающимся проповедником ислама, обладая незаурядными способностями, он еще с молодости достиг больших успехов в знании дозволенном толковании Корана, сунны, хадисов. Алихан неоднократно сопровождал шейха Дени Арсанова в его поездках, в том числе в Осетию. Алихан застрелен в грозненской тюрьме в годы разгула античеловеческой сталинской репрессии.
Шестой, самый младший из братьев - Охло Эльжиевич, был ветераном КПСС, и после окончание курсов секретарей сельских ячеек ВКП (б), в 1926 году, занимал различные партийно-хозяйственные посты. Он лично был знаком с Серго Орджоникидзе.
С первых дней Великой Отечественной войны Охло по заданию партии занимался укреплением оборонительных объектов, спал по несколько часов в сутки. Основательно подорвал здоровье, умер за год до высылки. Похоронен в родном селе.
Как Асламбек и Генарко, только в 4-й сотни Терской милиции, служил и двоюродный брат Харсиевых, Арснако Тариевич Харсиев.
В газете «Терские ведомости» от 1913 г. № 181 имеются сведения еще об одном близком родственники братьев Харсиевых: «Главнокомандующий войсками Кавказского военного округа генерал от инфантерии Шатилов приказом по округу от 19 июня с.г. за № 161 назначил медаль с надписью: «За усердие» за заслуги и преданность правительству следующим лицам… Серебряная с надписью: «За усердие» - для ношения на груди на Станиславской ленте: 1. Стражнику Ингушской охранной стражи жителю селения Базоркинского Назрановского округа Терсботу Харсиеву».
Сын Харсиева Терсбота Баматгири Терсботович в годы Великой Отечественной войны 1941 года ушел на фронт воевать с фашисткой Германией и геройски погиб.
Странно, что то село, в котором родились герои этого небольшого очерка, наша родная земля, обильно политая кровью и потом предков, часть отечества, которому верой и правдой служили ингуши и ради которого многие из них приняли смерть, сегодня принадлежит чужому народу.
Невозможно не согласиться с В.Г. Белинским, который написал для потомков, для нас: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается ни словом, а делом».