21.03.2011
14 марта 2011 года ПЦ «Мемориал» стало известно, что с 4 марта по 10 марта 2011 года в следственном изоляторе г.Нальчик Кабардино-Балкарской Республики проходили мероприятия по переселению заключенных из старого корпуса в новый. Как сообщили заключенные, обвиненные в нападении на г.Нальчик 13 октября 2005 года, переселение сопровождалось массовыми избиениями подсудимых, обысками.
Со слов заключенных, сотрудники изолятора изымали документы по уголовному делу о нападении на Нальчик, заявления, жалобы, у нескольких следственно арестованных, в том числе у Расула Владимировича Кудаева, изъяты жалобы в Европейский суд по правам человека. Обыски проводились несколько раз в день вплоть до 2:00 ночи. В мероприятии принимали участие сотрудники ОМОНа в масках, от которых недовольные заключенные получали удары резиновыми дубинками. От адвокатов стало известно, что в эти дни многих заключенных не приводили на встречу со своими защитниками. Ко всем заключенным, находящимся в карцерах, также применялось насилие.
Доподлинно известно о применении насилия к следующим заключенным: Анзору Ашеву, Муссе Соблирову, Эдуарду Миронову, Хусейну Хуболову (подсудимые по делу о нападении на Нальчик); А.Х.Закураеву, И.А. Шампарову, Идару Гукетлову, Н.Х. Гергову. Есть сведения о том, что И.А. Шампаров и Идар Гукетлов после очередного насилия вскрыли себе вены бритвой.
Опасения адвокатов о существовании угроз оказания давления на заключенных, с целью воспрепятствовать обращению с жалобами на действия работников ФСИН, подтверждаются в сообщении заключенного Муссы Ахлякович Соблирова, у которого 10 марта по дороге в суд полковник М.М.Теуважуков вместе с сотрудниками спецназа отобрали около 30 жалоб заключенных СИЗО, которые являлись дополнением к его жалобе на избиения 9 марта 2011 года сотрудниками УФСИН.
Между тем, 14 марта от адвоката Рустама Мацева стало известно, что на протяжении четырех дней: 5 марта, 9 марта, 10 и 11 марта ему не предоставлялась возможность встретиться со своим подзащитным Нуралий Хазреталиевичем Герговым для проведения бесед. Причины, по которым сотрудники СИЗО не приводили подзащитного, назывались, по словам адвоката, исключительно формальные. «Они ссылались на «нехватку времени, на то, что Гергов на прогулке, на обеде и тому подобное», - отмечает адвокат. Между тем, на протяжении всех посещений СИЗО защитник видел там нехарактерно большое количество сотрудников в камуфляжной форме, в масках, вооруженных резиновыми дубинками, а также слышал крики со стороны жилых корпусов следственного изолятора. Адвокат связывает препятствие сотрудников ФБУ для встречи со своим подзащитным с намерением скрыть следы телесных повреждений у подзащитного Гергова, как результата применения к нему насилия.
14 марта Гергов обратился в ПЦ «Мемориал» с письменным заявлением, в котором он сообщает, что 5 марта в рамках мероприятий по переселению он подвергся избиениям сотрудников силовых структур в камуфляжной форме, масках и с резиновыми дубинками. Из заявления следует, что «они приказали выйти с вещами для перехода в новый корпус, предварительно досмотрев личные вещи заключенного». Находясь в другой камере, сотрудники силовых структур в камуфляжной форме принялись бить Гергова по ребрам, ноге, при этом оскорбляя его; били головой о стену и требовали прекратить совершать намаз. Не выдерживая насилия, Гергов закричал, на что восемь-десять «силовиков» схватили его и «чуть было не задушили». После чего на заключенного надели наручники, положили на пол лицом вниз и продержали в таком положении 10-15 минут. Пришедший после врач написал в заключении, что у Гергова имеются ссадины.
14 марта адвокаты Гергова М.С.Абубакаров и Р.Я.Мацев смогли увидеть своего подзащитного Гергова только в зале суда. Заключенный продемонстрировал следы побоев на своем теле, гематомы и кровоподтеки. Адвокаты отметили: «Почти вся левая нога представляет собой сплошной темный синяк. Заключенный жаловался на плохое самочувствие, головокружение, боль в спине, онемение большого пальца на руке». Они потребовали вызова кареты скорой помощи и немедленного оказания медицинской помощи своему клиенту. По завершению осмотра Гергова терапевт выездной бригады скорой помощи Гончарова, ссылаясь на отсутствие температуры и острых болей у заключенного, сообщила суду, что Гергов в состоянии участвовать в судебном следствии и находится в зале суда после сделанного им обезболивающего укола. Также она порекомендовала обратиться для осмотра внутренних органов к другим специалистам. В связи с ухудшением состояния Гергова процесс после допроса свидетеля отложили до 15 марта.
В тот же день 14 марта адвокат попросил дежурного вызвать врачей СИЗО и провести освидетельствование в своем присутствии и оказать медицинскую помощь подзащитному. Но в просьбе адвокату отказали, сославшись на то, что «медицинский работник посетит Гергова на территории жилых корпусов, там, где содержатся заключенные под стражу». После окончания беседы с Герговым адвокат подал письменное заявление с той же просьбой на имя начальник учреждения. Начальник СИЗО В.А.Попов в устной форме сообщил, что «помощь Гергову оказывалась раньше, будет оказана впредь и дальше». Однако в указанной просьбе отказал, уточнив, что копии уже имеющихся документов можно получить при обращении. В момент посещения адвокатом начальника СИЗО в кабинете находился начальник УФСИН РФ по КБР М.В.Коков, который включился в разговор. Мацев пояснил ему, что видел следы побоев на теле Гергова, вследствие чего он нуждается в медицинской помощи. Коков заявил, что «Гергов в состоянии сам обратиться за помощью к тюремному врачу» и добавил: «Ничего там у Гергова нет. Он заслужил то, что имеет, т.к. получил взыскание и водворен в карцер». Перед уходом адвоката Коков обещал разобраться.
Кроме того, подсудимые жалуются на нарушение условий содержания: отключение горячей и холодной воды, отопления на ночь в новом корпусе, питание не соответствует нормативам. Они рассказали, что при переводе в новое здание у них отобрали телевизоры, купленные на средства родственников. При этом полковник М.М.Теуважуков заявил: «Да, это грабеж! Я вас граблю, еще не то вам устрою».
Подследственные отмечают, что всякие обращения администрацией не рассматриваются, напротив, подавляются сотрудниками СИЗО.
ПЦ «Мемориал» выражает крайнюю озабоченность фактом массовых избиений заключенных в СИЗО г. Нальчика. Мы обращаемся к президенту КБР А.Б.Канокову, прокурору КБР О.О.Жарикову, начальнику УФСИН РФ по КБР М.В.Кокову с требованием разобраться в ситуации, остановить насилие и привлечь к уголовной ответственности всех виновных в незаконных действиях в СИЗО г. Нальчик.
Просим неправительственные организации направлять запросы по поводу применения незаконных методов к заключенным СИЗО г. Нальчика:
Президенту КБР Канокову
Факс:+7 (8662) 47-64-83. Телефон: +7(8662) 47-64 - 83, 47-30-63, 40-15-45;
Прокурору КБР О.О. Жарикову
телефон: +7(8662) 40-45-51, 40-45-68
Начальнику УФСИН РФ по КБР М.В. Кокову
телефон: +7 (8662) 91-52-64, (8662) 49-59-25