ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА

ЧЕЧНЯ МЕЖДУ ДВУХ ВОЙН (1996-1999 гг.)

Хасавюртовские соглашения предусматривали окончательное решение вопроса о статусе Чечни к 31 декабря 2001 г. К концу 1996 г. российские войска покинули территорию Чечни. 27 января 1997 г. А.Масхадов был избран президентом Ичкерии, набрав около 60% голосов на выборах, прошедших под наблюдением ОБСЕ и признанных демократическими. 12 мая 1997 г. Б.Н.Ельцин и А.Масхадов подписали соглашение о мире и взаимоотношениях между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия. Соглашение предусматривало, что обе стороны обязуются "не использовать силу или угрозы применения силы во всех спорных вопросах и поддерживать отношения согласно общепринятым принципам и нормам международного права."

Первая чеченская война оставила страну совершенно разрушенной, без экономических инфраструктур, где лишь у 10% населения была законная работа, где пенсии и зарплата чиновникам не выплачивалась. Федеральная сторона не соблюдала взятых на себя обязательств содействовать восстановлению страны. Единственными легальными источниками средств к существованию для жителей Чечни стали кустарная добыча и переработка нефти (крайне опасная и экологически вредная), и помощь рассеянной в России диаспоры. А.Масхадов возглавил совершенно разоренную страну, где быстро и широко распространялась преступность, в том числе - захваты заложников. В условиях практического развала структур государственной власти территория Чечни могла быть использована межнациональными преступными группами, борьбе которыми федеральный центр, по крайней мере, не уделял должного внимания. Эти группы пытались извлечь доходы из единственного совместно осуществленного Россией и Чечней предприятия - транзита нефти по трубопроводу от Каспия в Новороссийск, порой просто воруя ее.

Захват заложников с целью выкупа стали в Чечне массовым явлением во время войны 1994-1996 гг. Аресты и произвольные заключения под стражу чеченцев федеральные войска нередко сопровождали обменами на живых или мертвых военнопленных или просто продажей за деньги семьям чеченских пленников. Эта практика использования пленных как разменной монеты подготовила почву для волны похищений, охватившей Чечню после войны. Хотя похищали в основном жителей республики и сопредельных территорий, широкую известность получили захваты в заложники журналистов, российских и западных, и членов гуманитарных миссий. Криминальный вал - в частности, убийство четырех членов МККК в декабре 1996 г., четырех специалистов по телекоммуникациям из англосаксонских стран в декабре 1998 г. - привели к выезду всех неправительственных и международных организаций из Чечни, и многих - из Северо-Кавказского региона. Журналисты также практически перестали посещать Чечню, что привело к ее полной изоляции.

Взятие заложников продолжалось до второй войны и касалось не только русских или иностранцев. Любой чеченец мог стать его жертвой. Российские власти сообщали о примерно двух тысячах заложников на момент начала войны в 1999 г. Ниже мы приводим лишь один пример.

С целью укрепления государственной власти в Чечне ее руководство провозгласило, курс на построение исламского государства и ввело "шариатский кодекс", в соответствии с которым применялись публичные телесные наказания и казни, в том числе публичные. Подобные попытки чеченского правительства бороться с криминальными тенденциями (даже внутри государственных структур) успеха не имели, скорее наоборот.

Объявленный правительством курс способствовал распространению группировок, заявлявших о приверженности к ортодоксальному исламу, "ваххабизму". "Ваххабисты" представляли возможность социализации молодежи, травмированной войной и лишенной традиционных социальных структур. Кроме того, они имели доступ к одному из немногих внешних источников финансирования и смогли значительно усилить свою роль в регионе. Их претензии на звание подлинных мусульман и презрение к чеченским традициям были плохо встречены населением, исповедовавшим суфийские (мистические) течения суннитской ветви ислама. "Ваххабизм", кроме того, означал отрицание обычного горского права (адата) и уважения родовых авторитетов. Совершенно не были связаны этими авторитетами многочисленные (более тысячи) молодые сторонники ваххабизма, пришедшие в Чечню из Дагестана в 1998 г. Кроме того, под "ваххабистские" знамена перешли многие преступные формирования, занимавшиеся, в частности, похищением людей. Однако объявленный курс на построение "исламского государства" не позволял властям открыто полемизировать с исламскими экстремистами. Попытки изгнать "ваххабистов" силой (как, например, в Гудермесе летом 1998 г.) были непоследовательны и успеха не имели.

ЧЕЧНЯ, 1999 г.: СВИДЕТЕЛЬСТВО ЗАЛОЖНИКА

В Москве миссия встретилась с женщиной, проведшей сорок дней в заложниках в Чечне в начале 1999 г. Это преподавательница 59 лет, русская, мы далее будем называть ее Наталья Ивановна.

14 марта 1999 года около восьми утра она была похищена у входа в школу. Мужчина затащил ее силой в машину, когда она сошла с автобуса. Трижды менялось место ее заточения. Все передвижения производились на машине, каждый раз ей завязывали глаза. Перевозили ее те же люди, что и похитили, охрана же в местах заточения осуществлялась другими.

Восемь дней ее держали в подвале, потом - в однокомнатной квартире с завешенными окнами. Из двух сторожей одного звали Саша, ему было около 25 лет, сын русской и чеченца. Наталья Ивановна считала, что ее сторожа были что-то должны похитителям и были столь же несвободны, что и она.

В погребе, где она провела восемь дней, были крысы, ее держали в темноте и давали только хлеб, чай и воду. Во втором подвале было сыро, спала она на мешках, расстеленных на земле. За три дня ей дали лишь полбуханки хлеба и литр воды. В последнем помещении ее сначала держали привязанной к кровати, с завязанными глазами. Потом ее сторожа согласились ее отвязать, разрешили вымыться и пройти в уборную. По словам Натальи Ивановны, часто ни она, ни сторожа не ели по три дня, так как похитители не привозили им ничего.

Много раз ей угрожали смертью. В первом месте заточения ее избили похитители. 19 апреля, за три дня до того, как ей удалось сбежать, похитители сказали ей, что скоро вернутся, отрежут ей палец и снимут это на видеокассету. Уходя, они еще раз избили ее.

"Я поняла, что надо бежать. Сторожа порой оставляли меня одной в комнате. Я притворялась больной, без сил, и сторожа оставили меня в покое. Я смогла выглянуть в окно и поняла, что квартира находится на первом этаже".

21 апреля Наталье Ивановне удалось бежать через окошко, пока ее сторожа были на кухне. Она спряталась в квартире чеченцев в доме по соседству. Хозяева удивились, узнав, что в квартире - совсем рядом - содержат заложников. Они переправили ее к своим друзьям, откуда она 25 апреля 1999 г. выбралась в Ингушетию, а оттуда в Москву.

Сначала Наталья Ивановна считала, что ее похитили из-за квартиры, чтобы отобрать жилплощадь - такое случалось. У нее отобрали ключи, она сочла, что ее убьют, чтобы завладеть помещением. У нее спрашивали ее адрес. Она сказала, что взятые у нее ключи - от школьного помещения, похитители сказали, что проверят. В свою квартиру она боится возвращаться.

Наталья Ивановна сообщила также, что похитители утверждали, что выяснят, не сотрудничала ли она с ФСБ, и если нет, то отпустят. При последней встрече с ними они сказали, что выяснили, порядочные ли люди ее родственники, и установили, что нет. Подразумевалось, что у родственников просили выкуп, но ничего не получили.

ВТОРАЯ ЧЕЧЕНСКАЯ ВОЙНА

В начале августа и сентябре 1999 г. крупные отряды "ваххабистов" под командованием Басаева вторглись на территорию Дагестана, захватив сначала несколько сел в Ботлихском и Цумадинском районах, потом - большую часть Новолакского района. Российская армия и внутренние войска начали "контртеррористическую операцию" и в результате тяжелых боев вынудили экстремистов отойти на территорию Чечни. Бои сопровождались обстрелами приграничных чеченских сел.

Вскоре в нескольких городах России были взорваны жилые дома (в Москве 9 и 13 сентября, в Волгодонске 16 сентября), погибли более 300 человек. Хотя убедительных доказательств той или иной версии этих террористических актов нет до сих пор, федеральные власти немедленно объявили о "чеченском следе". Было заявлено, что в рамках "контртеррористической операции" будет создан "санитарный кордон" вдоль границ Чечни. Начались бомбардировки и обстрелы чеченской территории, и в начале октября федеральные войска практически без сопротивления заняли северные районы республики.

В середине октября федеральные войска продвинулись на юг. В начале декабря Грозный был почти полностью окружен, но попытки штурма для российской армии оборчивались ожесточенными боями и большими потерями. Грозный подвергался систематическим массированным бомбардировкам более четырех месяцев, несмотря на то, что там оставались 40 000 мирных жителей, и был занят лишь в начале февраля.

В горных районах на юге Чечни федеральные силы продолжали военные действия и бомбардировки, в том числе - с использованием боеприпасов объемного взрыва. На равнине, в контролируемых федеральными войсками районах, чеченские отряды развернули партизанскую войну.

НЕКОТОРЫЕ ЭПИЗОДЫ ВОЙНЫ

Бомбардировка Грозного 21 октября 1999 г.

21 октября 1999 г. над грозненским рынком , родильным домом и мечетью взорвалась ракета. 150 человек погибло. По опубликованной оценке Мемориала это была тактическая ракета. Пять заявлений российских властей противоречили друг другу. Этот взрыв то приписывался чеченским террористам, то говорилось о спецоперации без применения артиллерии. 26 октября в телепередаче НТВ "Глас народа" командующий Западным фронтом генерал В.Шаманов признал, что взрыв был результатом российского нападения: "По всей видимости это средства используемые высоким начальством: либо ракета земля- земля, либо воздух-земля, либо высокоточное оружие". Он уточнил, что сам не мог бы отдать такого приказа.

Российские власти оправдывали операцию ссылкой на то, что на рынке продавали оружие. По свидетельству Мемориала и Amnesty Internationa такое возможно, но не может оправдать применение мощного и неизбирательного оружия.

Препятствия на пути бегства населения в Ингушетию (конец октября).

Около десяти дней в конце октября - начале ноября чеченские беженцы были блокированы на контрольно-пропускном посту в Ингушетию, колонна растянулась на пятнадцать километров. Дети и старики умирали от холода и давки. 29 октября колонна чеченских беженцев подверглась бомбардировке на дороге из Грозного в Назрань (см. ниже).

Ультиматум грозненскому населению 6 декабря 1999 г.

6 декабря 1999 г. российская армия направила гражданскому населению Грозного ультиматум, требуя, чтобы оно покинуло город, иначе оно будет рассматриваться как террористы и бандиты и будет уничтожено. Она объявила также об открытии надежного гуманитарного коридора для выхода из города. По свидетельствам, собранным Мемориалом среди чеченских беженцев, никакого гуманитарного коридора не было установлено, жители не были предупреждены о назначенных для них маршрутах, а дороги, ведущие из города, подвергались бомбардировке.

Все мужское население под непосредственной угрозой.

11 января 2000 г. генерал Казанцев, главнокомандующий российскими войсками в Чечне упрекнул своих солдат в том, что они слишком добры в ходе военных операций. Он заявил, что отныне только дети до 10 лет, старики старше 65 и женщины могут рассматриваться как беженцы.

Выход чеченских отрядов из Грозного в горы (начало февраля 2000 г.)

Несмотря на то, что Грозный был окружен с декабря месяца 2000 г., российские войска не рисковали взять город в течение двух месяцев. Немногочисленные уличные бои обошлись очень дорого, за ними последовали массивные артиллерийские обстрелы. Первого февраля чеченское командование заявило, что отряды общей численностью 3000 человек покинули Грозный, потеряв около 50 бойцов. Четвертого февраля генерал В.Шаманов, командующий группировкой федеральных сил "Запад", заявил, что чеченцы смогли прорвать окружение Грозного, попав в ловушку, установленную российскими военными: агент ФСБ предложил чеченским полевым командирам организацию коридора для выхода в горы за 100 000 долларов. Так чеченские отряды попали на минные поля между Грозным и Алхан-Калой, а затем подверглись артиллерийскому обстрелу. Подтвердить существование такой договоренности у нас нет возможности, однако многие источники показывали, что многочисленные 2000 - 3000 человек - чеченские отряды действительно пересекли минное поле между Грозным и Алхан-Калой, потеряв, очевидно, сотни людей. Затем они пересекли села Закан-Юрт, Шаами- Юрт, Катыр-Юрт и Гехи-Чу, которые находились в "зоне безопасности", контролируемой российской армией. Тем не менее, эти села были подвергнуты обстрелу; село Катыр-Юрт было разрушено на три четверти, погибли более 300 человек. Миссия собрала в первую очередь свидетельства о событиях в селах Закан-Юрт, Шаами-Юрт и Катыр-Юрт в начале февраля.

ОСОБЕННОСТИ ПРОПАГАНДИСТСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ В ЧЕЧНЕ

Официальная информация о событиях в зоне конфликта подчас противоречили сообщениям не только независимых журналистов, но и других официальных органов. Эту информацию можно было бы ошибочно счесть непродуманой и бессистемной. Между тем, российские силовые, дипломатические и пропагандистские структуры, полагая, что неудача федеральной стороны в конфликте 1994-1996 гг. во многом (если не исключительно) объяснялась поражением в "информационной войне", предприняли целый комплекс действий, направленных на создание "виртуальной реальности":


Во-первых, чтобы вывести внутренний вооруженный конфликт в Чечне за рамки норм гуманитарного права, в разряд полицейских операций. были предприняты шаги, дискредитирующие сепаратистов как сторону конфликта.

Пропагандистские усилия были сосредоточены на четырех направлениях, соответствующих четырем критериям, данным во 2-м дополнительном протоколе к Женевским конвенциям. При этом действительно имевшим место преступлениям чеченских формирований экстремистов придавалось абсолютное значение, все сепаратисты приравнивались к террористам.

Отрицались наличие ответственного командования чеченскими отрядами и контроль ими территории, утверждалось, что эти отряды в подавляющем большинстве состоят из наемников и сами не соблюдают нормы гуманитарного права.

Во-вторых, чтобы исключить парламентский и прокурорский контроль за действиями федеральной стороны в Чечне доказывалась невозможность и нецелесообразность введения режима чрезвычайного положения. Для этого официальные лица систематически утверждали, что отсутствует соответствующий закон и что введение ЧП в Чечне сделало бы невозможным проведение выборов в России в целом.

В-третьих, необходимо было оправдать использование правового режима "контртеррористической операции". На международной арене этот тезис был использован, чтобы представить федеральные войска "передовым отрядом" борьбы цивилизованного мира с международным терроризмом. Для этих целей федеральная пропаганда систематически отождествляла все чеченские отряды - всех вооруженных сепаратистов - с террористами, подчеркивая особую роль среди них иностранцев - "террористов международных".


Одновременно создавался образ действий федеральной стороны, якобы, соответствующих как нормам внутреннего российского, так и и международного законодательства. Избранный режим "контртеррористической операции" должен был отвечать не только критериям гуманитарного права, но и более жестким критериям как по избирательности нанесения ударов по противнику, так и по защите гражданского населения.

В результате в первые месяцы войны создавалась "виртуальная реальность", в которой федеральные силы наносили исключительно "точечные удары".

Когда же от бомбежек и обстрелов из Чечни двинулись десятки и сотни тысяч вынужденных переселенцев, была запущена версия о том, что "террористы" сами изгоняют оттуда мирных жителей. Хотя дороги, по которым люди выходили из зоны боевых действий, также подвергались бомбардировкам и обстрелам, федеральная пропаганда называла их "гуманитарными коридорами". Наконец, сообщения о сложившей в Ингушетии и Чечне чрезвычайно тяжелой ситуации были объявлены "иллюзией гуманитарной катастрофы". Чтобы показать принципиальную невозможность такого положения, общая численность населения довоенной Чечни двукратно занижалась.

С декабря 1999 г., после того, как федеральные силы взяли под контроль большую часть территории Чечни, в официальной пропаганде появились новые акценты. Теперь отрицались убийства мирных жителей (в Алхан-Юрте, Старопромысловском районе, в поселке Алды), пытки и жестокое обращения над задержанными в "фильтрационных пунктах" Контролируемая федеральными силами территория была объявлена "зоной безопасности", хотя уже через несколько недель там возобновились бои, повлекшие массовую гибель мирных жителей.


Вместе с тем, естественно, федеральная пропаганда в первую очередь решала внутренние задачи.

Отказ от введения режима чрезвычайного положения (см. раздел 3) для ограничения прав и свобод граждан в законном порядке обосновывался двояко. Во-первых, утверждалось, что Закон о чрезвычайном положении 1991 г. утратил силу в 1993 г, после принятия новой Конституции. Во-вторых, постоянно повторялся тезис о невозможности проведения парламентских и президентских выборов в условиях ЧП.


Вообще же выборы оказали решающее влияние и на ход конфликта на Кавказе, и на его освещение. "Маленькая победоносная война", тезисы о крупных успехах и малых потерях федеральных сил, стали основным элементом предвыборной кампании "партии власти".

Эта задача нередко вступала в противоречие с первой. На телевидении с очевидного одобрения властей нередко появлялись "победные" репортажи о применении мощных систем оружия в населенных пунктах, нарушающие международные соглашения. В некоторых репортажах с "фильтрационных пунктов" перед камерами с "признаниями" выступиали люди с явными следами жестоких избиений. Эти эпизоды показывали непонимание принципов гуманитаного права не только военными, но и пропагандистами, придававшими операции в Чечне "цивилизованный" облик.


Создание и поддержание этой "виртуальной реальности" требовало изоляции зоны вооруженного конфликта от независимых наблюдателей.

Хотя чрезвычайное положение в Чечне объявлено не было, федеральные власти резко ограничили на ее территории свободу передвижения. Открытая независимиая работа правозащитников или журналистов там практически невозможна. Введенные военным командованием требования обязательной аккредитации предусматривают работу журналистов в зоне конфликта в обязательном сопровождении представителей пресс-центра Объединенной группировки - это, в частности, мотивируется "требованиями безопасности".

До осени 1999 г. корреспонденты избегали посещать Чечню, справедливо опасаясь похищения: журналист газеты "Московские новости Д.Бальбуров был захвачен в Ингушетии и переправлен в Чечню в октябре 1999 г. (о захвате в заложники и убийстве корреспондента ИТАР-ТАСС В.Яцины см. раздел 10). В октябре 1999 - январе 2000 г. чеченские власти, также озабоченные вопросами пропаганды, создали условия для работы журналистов, выделяя им охрану. Кроме того, в условиях военной операции работа "рынка" торговли заложниками была нарушена, и опасность похищения снизилась. В те месяцы журналисты во многом успешно освещали события в Чечне.

Федеральные силовые структуры предприняли серию провокаций против групп журналистов, освещавших положение в осажденном Грозном (см. раздел 4). 16 января 2000 г. ими был задержан и помещен в Чернокозово (см. раздел 6) Андрей Бабицкий, корреспондент Радио Свободы, освещавший ход конфликта в Чечне с начала военных действий. Его репортажи к тому времени остались чуть ли не единственным источником независимой информации, широко распространявшейся в России. О задержании Бабицкого объявлено не было, силовые структуры признали этот факт лишь после широкой кампании протеста - и тут же инсценировали якобы добровольный "обмен" журналиста на пленных солдат. "Полевой командир", которому передали Бабицкого, был членом подконтрольной российским спецслужбам группировки. 25 февраля в Дагестане, при попытке спецслужб переправить его за рарницу по фальшивому паспорту, Бабицкому удалось освободиться. Он был немедленно задержан и обвинен в подделке документов. На сегодня Андрей Бабицкий находится под следствием, он освобожден под подписку о невыезде.


Многочисленные ограничения свободы передвижения по территории Чечни и перечисленные выше обстоятельства позволяют утверждать, что и неправительственные правозащитные организации, национальные или международные, также не могут свободно безопасно работать на территории Чечни.

Доступ к информации существенно ограничен и журналисты не могут работать свободно

Одна из причин - опасение попасть в заложники. В октябре 1999 г. французский фотограф Бриз Флетио был похищен в Чечне и в конце марта все еще не был освобожден [!!!!дополнить - сноска ????]. Владимир Яцина, фотограф агентства ИТАР-ТАСС, был похищен в июле 1999 г. и убит 20 февраля 2000 г. чеченцами, взявшими его в заложники.

С другой стороны, российская армия требует, чтобы работающие на чеченской территории журналисты обладали специальной аккредитацией, и предлагает "организованные посещения" в ходе которых армия может контролировать их работу.

Дело Бабицкого прекрасно демонстрирует опасности, с которыми сталкиваются независимые журналисты. Андрей Бабицкий, корреспондент Радио Свободы, освещал события на чеченской территории с начала военных действий. Его репортажи часто оказывались единственным источником независимой информации, широко распространявшейся в России. 15 января 2000 г. Бабицкий пропал без вести. Российские власти признали, что арестовали его и обменяли на российских солдат у чеченского полевого командира. 15 февраля В.В.Путин потребовал от своих служб обеспечения безопасности Бабицкого. Последний оказался на свободе в Дагестане 25 февраля и был немедленно обвинен в использовании фальшивого паспорта. По сегодняшний день он находится под следствием.

Анн Нива, корреспондент газет "Либерасьон" и "Уэст Франс", была задержана [дата?] в селе Старые [проверить - Старые ли?] Атаги территории Чечни и привезена в Москву под предлогом отсутствия у нее аккредитации. Собранные ею материалы были конфискованы.

Препятствия в работе независимых журналистов противоречат праву свободы мнений и выражения, подразумевающему, что никто не может быть осужден за его мнения, а также за поиски, получение и распространение информации и идей, какими бы то ни было средствами вне зависимости от государственных границ. Это право зафиксировано в статье 19 Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте о гражданских и политических правах, а также статье 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Международная конференция по правам человека в 1993 г., подчеркнув значение ответственной и беспристрастной информации в том, что касается прав человека и гуманитарных проблем, декларировала необходимость участия в СМИ, которым гарантируется свобода и защита в рамках национальных законодательств.

Наконец, Конференция по гуманитарным проблемам ОБСЕ (Москва, 1993 г.) декларировала, что государства-участники предпримут все необходимые меры для защиты журналистов, ведущих свою работу в опасных условиях, в частности в ходе вооруженных конфликтов, и организуют сотрудничество с этой целью.

Ограничения свободы действия правозащитных НПО

Все собранные сведения подтверждают, что правозащитные неправительственные организации (НПО), национальные или международные, не имели возможности работать свободно и в условиях безопасности на территории Чечни.

Отказ в предоставлении виз французским членам совместной миссиии - быть может, малозначимый, но типичный пример препятствий, с которыми могут столкнутся НПО, что противоречит положениям многих международных соглашений, признающих законность действий НПО и обязывающих государства гарантировать и защищать свободу их действий.

Декларация о защите прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1998 г., отмечает, в частности, что каждый обладает правом самостоятельно или вместе с другими получать, собирать и хранить информацию о ситуации со всеми и всякими правах человека и свободами.

Уже в Венской декларации, принятой в 1993 г. на Международной конференции по правам человека, со всей очевидностью признается роль и значение неправительственных организаций в осуществлении всех прав человека и в гуманитарной деятельности. Подчеркивая необходимость продолжения диалога и сотрудничества между правительствами и НПО, декларация специально настаивает на том, что неправительственные организации должны быть свободны в осуществлении своей деятельности, касающейся прав человека, без какого бы то ни было вмешательства в рамках национального законодательства и Всеобщей декларации прав человека.

Наконец, ограничения, налагаемые российскими властями на деятельность неправительственных организаций, противоречат Парижской хартии, ратифицированной Россией в рамках ОБСЕ. Подписавшие ее государства признали значение НПО и обязались облегчать их работу для осуществления ими взятых на себя обязательств.

Оправдания применения вооруженных сил в Чечне

Настоящая война в Чечне называется контртеррористической операцией. Ее целью является уничтожение баз террористов, находящихся на чеченской территории. Эта операция началась как репрессалии на вторжение отрядов полевых командиров Басаева и Хоттаба на территории Дагестана. С другой стороны, взрывы бомб в крупных российских городах, ответственность за которые с самого начала была возложена на чеченских террористов, дали дополнительное оправдание военной операции российской армии. Между тем, на сегодняшний день не представлено никаких убедительных доказательств, позволяющих установить связь между этими взрывами и возможным "чеченским следом".

Официально, с точки зрения России, военные действия считаются контртеррористической операцией. Как заявил миссии в Москве Главный военный прокурор РФ Юрий Демин 11 февраля 2000 г. по поводу правовых рамок операции в Чечне, применение вооруженных сил основано на Законе об обороне, Законе о безопасности и Законе о борьбе с терроризмом, что является достаточным основанием для применения вооруженных сил в Чечне.

С этой точки зрения, чеченские комбатанты преследуются как террористы и уголовные преступники. Например, после нападения на полк ОМОНа 2 марта следственное дело было открыто управлением генеральной прокуратуры по Северному Кавказу "против неизвестных лиц по обвинению в убийстве более двух человек, совершенном организованной бандой". С другой стороны, 6 марта Министерство юстиции объявило о розыске чеченского президента Аслана Мосхадова за участие в "вооруженном мятеже" (статья 279 УК России).

Ю.Демин считает оправданным отсутствие чрезвычайного положения, предусмотренного статьей 88 Конституции РФ, поскольку чрезвычайное положение влечет за собой существенные ограничения прав личности, полный контроль военных за гражданской жизнью, ограничение свободы передвижения и введение комендантского часа. Он добавил, что подобные ограничения были бы желательны, поскольку обеспечили бы военным большую свободу действий. Это было бы предпочтительно для военных, но противоречило бы общественному мнению.

Хотя в качестве одной из основных причин конфликта в Чечне пресса и аналитики - российские и западные - чаще всего называют стремление к контролю над районами добычи и путями транспортировки нефти, все собранные нами сведения позволяют утверждать, что настоящий конфликт носит прежде всего политический характер.

Неустойчивое положение российской центральной власти, столкнувшейся с многочисленными трудностями, могло быть укреплено "маленькой победоносной войной" для восстановления авторитета правящего режима и обеспечения преемственности власти. Популярность Владимира Владимировича Путина, которому власть передал Б.Н.Ельцин, ушедший в отставку 31 декабря 1999 г., по всей видимости, прежде всего, опиралась на чеченскую войну.

Не последнюю роль играло также стремление российских силовых структур к реваншу за мирные соглашения 1996 г., за "Хасавюртское предательство".


Мы можем утверждать, что попытка окончательного решения чеченского вопроса силовым методом готовилась российским правительством с вечны 1999 г.

Бывший премьер-министр России С.В.Степашин заявил в интервью агентству Интерфакс 27 января 2000 г., решение о подготовке "контртеррористической операции" было принято в марте 1999 г., после похищения в Чечне генерала Г.Шпигуна. По его словам, предусматривалось создание "зоны безопасности" к северу от Терека и уничтожение "лагерей террористов" на всей территории Чечни.

К тем же выводам пришел Комитет солдатских матерей Санкт-Петербурга на основании информации о положении в российской армии весной-летом 1999 г.

Россия перед лицом своих международных обязательств

Согласно Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г., общепринятые международные принципы и нормы международного права, равно как и международные соглашения, заключенные Российской Федерацией, являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Если международное соглашение о Российской Федерации устанавливает правила, отличные от предусмотренных законом, преимущество предоставляется правилам международного соглашения (статья 15-4).

Россия приняла многочисленные обязательства в рамках международных и европейских соглашений по обеспечения уважения прав человека в мирное время и в случае вооруженных конфликтов. Российские власти оправдывают военные действия борьбой с террористами, но эти аргументы не должны обманывать: власти России не могут быть освобождены от их международной ответственности за соблюдение взятых на себя обязательств по соблюдению прав человека - как в мирное время, так и в ходе вооруженного конфликта.

Обязательства по международному гуманитарному праву

Согласно статье 3, общей для четырех Женевских конвенциях 1949 г. (ратифицированных в 1954 г.), применяемой ко всем вооруженным конфликтам, "не носящим международного характера", государство-участник Женевских конвенций обязуется при всех обстоятельствах уважать человеческое достоинство и обеспечивать элементарные правила защиты "лиц, не участвующих непосредственно в боевых действиях", В тексте статьи перечисляются действия, "запрещенные всегда и всюду":

a) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

b) взятие заложников;

c) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение;

d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

FIDH и Мемориал считают, что настоящий конфликт в Чечне соответствует условиям немеждународного вооруженного конфликта, как он определен Вторым дополнительным протоколом 1977 г. к Женевским конвенциям (ратифицирован в 1989 г.), который уточняет и дополняет положения статьи 3 Конвенций. Военные действия в Чечне не соответствуют, как это утверждают российские власти контртеррористической операции, а являются настоящим вооруженным конфликтом, "происходящим на территории какой-либо Высокой Договаривающейся Стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами" (статья 1 Протокола 2). Статья 13 Протокола 2 предусматривает категорическое запрещение нападения на гражданское население или использование насильственных действий или угроз их применения.

Международные обязательства в области прав человека

Как член ООН, Россия ратифицировала, в частности, следующие международные конвенции:

международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ратифицирован 23 марта 1976 г.);

международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ратифицирован 3 января 1976 г.);

конвенция против пыток и иных форм жестокого и бесчеловечного обращения 1984 г. (ратифицирована 3 марта 1987 г.);

международная конвенция о запрещении всех форм расовой дискриминации 1965 г. (ратифицирована 4 февраля 1969 г.).

Кроме того, уместно напомнить неоднократно нарушаемые российскими властями основные принципы, касающиеся перемещения лиц внутри их собственной страны, принятой Комиссией по правам человека на 54-1 сессии 1998 г.

Европейские обязательства в области прав человека и мирного урегулирования разногласий

Более того, как член Совета Европы согласно статье 3 его статута, "каждое государство - член Совета Европы признает принцип главенства права и принцип, согласно которому всякое находящееся под его юрисдикцией лицо должно пользоваться основными правами и свободами человека. Государство обязуется активно и искренне содействовать достижению этой цели".

Кроме того, при своем вступлении в Совет Европы в 1996 г. Россия обязалась:

передавать в руки правосудия ответственных за нарушения прав человека, в частности, в связи с событиями в Чечне (война 1994-1996 гг.);

урегулировать международные и внутренние разногласия мирными средствами (обязательства, распространяющиеся на все государства- члены Европейского Совета);

категорически отвергая все угрозы применения силы против соседей;

строго соблюдать нормы международного гуманитарного права, в том числе в вооруженных конфликтах на ее территории;

сотрудничать с международными гуманитарными организациями и позволять им осуществлять свою деятельность на своей территории в соответствии с их полномочиями.

Россия - участница Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной 5 мая 1998 г. Все вытекающие из нее обязательства применимы в полной мере, тем более что Россия не воспользовалась правом и процедурой отступления от нее, предусмотреным статьей 15 Конвенции, касающейся ситуации войны или иной опасности, угрожающей жизни нации.

Россия также ратифицировала Европейскую конвенцию о запрещении пыток (5 мая 1998 г. - [!!!!уточнить????]).

Наконец, как член ОБСЕ, Россия обязалась следовать принципам, принятым в правовых и демократических государствах для соблюдения прав человека и основных свобод, ратифицировав Заключительный акт Хельсинкских соглашений (1975 г.), Парижскую хартию (1990 г.), и участвуя в развитии "правового пространства".

В ноябре 1999 г. на совещании ОБСЕ в Стамбуле руководители государств-членов, включая Россию, приняли Хартию европейской безопасности. В этом документе они подтвердили свое обязательство и ответственность по уважению принципов ОБСЕ, согласно которым все обязательства, принятые в рамках ОБСЕ, без исключений применяются в равной мере каждым государством-участником. Государства-участники должны отчитываться перед своими гражданами и обладают взаимной ответственностью в выполнении обязательств, принятых в рамках ОБСЕ. Государства заявили, что готовы использовать средства, механизмы и возможности ОБСЕ.