Информация, собранная совестной миссией Международной Федерации прав человека и Правозащитного общества "Мемориал", доказывает, что жертвой операций, проводимых в Чечне российскими войсками, в первую очередь, становится гражданское население; российские военные несут ответственность за серьезнейшие нарушения прав человека и международного гуманитарного права. По сведениям чеченских властей, число жертв среди мирного населения достигает нескольких десятков тысяч, тогда как российские власти говорят о десяти тысячах убитых чеченских террористах.
Различного рода нарушения, приведенные в докладе миссии, можно сгруппировать следующим образом:
Перечисленные действия являются нарушениями ст. 3 Женевских конвенций 1949 года и Второго дополнительного протокола 1977 года к Женевским конвенциям, применимых в данном случае.
Кроме того, вышеперечисленные нарушения, учитывая их массовый, общий и систематический характер, являются военными преступлениями и преступлениями против человечности, подпадающими под действие международного права и, соответственно, различных международных соглашений, а именно:
Военные цели, которые ставит российское командование, и стратегия массовых систематических репрессий становятся понятными из некоторых высказываний высших должностных лиц; в то же время эти высказывания доказывают, что приведенные в Докладе нарушения являются преступлениями против человечности.
Военные власти оправдывают ведение военных действий необходимостью нейтрализовать "террористов". Однако критерии, предлагаемые командованием для определения того, кто участник боевых действий, а кто принадлежит мирному населению, - чрезвычайно расплывчаты. Все чеченские мужчины a priori считаются участниками боевых действий: "мужчины от 25 до 40 лет, физически сильные, с недавно сбритыми бородами и/или с косвенными признаками ношения оружия".
Этот способ идентификации участников боевых действий изложил представителям миссии Главный военный прокурор Юрий Демин, в чьи функции входит расследование нарушений закона, допущенных российскими солдатами. Кроме того, он же сказал, что "нелегко отличить гражданское лицо от террориста", и добавил, что "более трети беженцев в Ингушетии являются террористами".
Можно также процитировать генерала Казанцева, командующего объединенной группировкой российских войск в Чечне, который 11 января 2000 года заявил, что беженцами могут считаться только женщины, дети и мужчины старше 65 лет. Он также добавил: "все остальные подлежат задержанию до выяснения обстоятельств по каждому конкретному случаю", мотивируя это тем, что многие участники боевых действий выдают себя за мирных граждан.
Поставленные перед вооруженными силами цели - "нейтрализовать" и "уничтожить" всех "террористов" - и приравнивание всего мужского населения Чечни к участникам боевых действий свидетельствуют о стремлении причинить вред целой категории лиц.
Подтверждают эту стратегию и широко цитируемые в СМИ высказывания Владимира Путина, премьер-министра, а затем и исполняющего обязанности президента, в которых он призывал "мочить террористов в сортире" и "давить на месте" всех, кто откажется от переговоров.
Как показано выше, военные цели российских вооруженных сил противоречат духу Женевских конвенций и Дополнительных протоколов, которые утверждают как основополагающий и обязательный принцип проведение четкого различия между участниками боевых действий и мирным населением.
Система фильтрации является недвусмысленным подтверждением такой стратегии. Положение о том, что подозреваемым становится каждый мужчина, ведет к массовым арестам и произволу при задержании. Следователи, обязанные отделять террористов от мирного населения, могут руководствоваться только собственными показаниями задержанных, а эти показания выбиваются силой и пытками, о чем свидетельствуют показания, собранные миссией, а также доклады российских и международных правозащитных организаций.
Все свидетели, опрошенные совместной миссией, ясно указывают на российские вооруженные силы как на ответственных за нарушения прав человека, жертвами которых они стали.(4)
Называя их, свидетели используют выражения "военные", "солдаты", "контрактники", "наемники". Два последних выражения используются для обозначения одной категории: контрактник - официальный термин для обозначения солдата или офицера, служащего по контракту с российскими вооруженными силами, контракт могут заключаться на 3-5 лет.
Свидетели различают призывников и контрактников. В высказываниях свидетелей по отношению к призывникам звучит порой сочувствие, они "плохо одеты", "голодные", "грязные". Подавляющее число нарушений прав человека по отношению к гражданскому населению, по словам свидетелей, совершаются контрактниками. Многие свидетели называют в этой связи части внутренних войск, ОМОНа (5) или СОБРа.
Различие между этими категориями зачастую трудно провести. Большинство военных в камуфляжной форме, нередки - без знаков различия, порой в масках, закрывающих лицо. Они используют для передвижения одинаковые бронемашины и грузовики, одинаково вооружены.
Жительница поселка Новые Алды указывала, что бойню в поселке учинили солдаты в камуфляже, без знаков различия, с лицами, измазанными сажей. Если жертвы не всегда способны опознать различные рода войск российской армии, то публичные высказывания российских военных и сведения, предоставленные официальной пресс-службой "Росинформцентр", позволяют установить более точную картину.
Российские вооруженные силы в Чечне насчитывали около 100 000 человек, из которых треть - части Внутрениих войск Министерства внутренних дел(9). Последние располагают практически тем же вооружением, что и войска министерства обороны (артиллерия, бронемашины, вертолеты), за исключением тяжлой артиллерии, танков и авиации.
Войска министерства обороны и министерства внутренних дел действовали совместно в составе Объединенной группировки под единым командованием во главе с генералом Виктором Казанцевым, и были разделены на три группировки (Запад, Восток и Север). Казанцев являлся также командующим Северо-Кавказским военным округом, то есть всеми федеральными силами на Северном Кавказе, и подчинялся начальнику Генерального штаба генералу Анатолию Квашнину.
В Чечне располагаются также подразделения ФСБ, МЧС, ФПС и ГУИН (Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции).
Многочисленные международные документы определяют личную уголовную ответственность лиц, повинных в массовых нарушениях прав человека, в каком бы официальном качестве они ни выступали. Здесь можно привести Версальский договор от 28 июня 1919 г., Статут международного военного трибунала в Нюрнберге, основные положения которого были приняты Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций, Статью IV Конвенции о предотвращении и наказании за преступление геноцида от 9 декабря 1948 г., Женевские конвенции, Международную конвенцию против пыток и жестокого, бесчеловечного и унизительного обращения 1984 г., Статуты Международных трибуналов ad hoc по бывшей Югославии (статья 7-2) и по Руанде (статья 6-2), а также Статут Международного уголовного Суда, принятый в Риме 17 июля 1998 г. (статья 27).
Эта статья устанавливает, что:
1. Настоящий Статут применяется в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни было различия на основе должностного положения. В частности, должностное положение как главы государства или правительства, члена правительства или парламента, избранного представителя или должностного лица правительства не освобождает лицо от уголовной ответственности согласно настоящему Статуту и не является само по себе основанием для смягчения приговора.
2. Иммунитеты или другие процессуальные нормы, которые могут быть связаны с должностным положением, будь то согласно национальному или международному праву, не должны препятствовать осуществлению Судом его юрисдикции в отношении такого лица.
Международным правом установлено, что никто, начиная от самого маленького государственного чиновника и до самых высших должностных лиц, не может прикрываться своим официальным положением с целью избежать уголовной ответственности в случае, если он совершил или принимал участие в военных преступлениях и в преступлениях против человечности.
Миссия полагает, что следует говорить о личной ответственности некоторых высших военных руководителей в подстрекательстве, подготовке, организации и/или совершении - в том числе, и через отдание соответствующих приказов - преступлений в Чечне.
- Генерал Шаманов, командующий группировкой федеральных сил "Запад".
Имя генерала Шаманова часто упоминается свидетелями. Будучи командующим западной группировкой, он руководил бомбардировками населенных пунктов под Грозным в начале февраля 2000 г. 29 октября генерал Шаманов запретил открыть контрольно-пропускной пункт "Кавказ-1" для беженцев, воспрепятствовав им покинуть Чечню, где шли бои; часть колонны беженцев на обратном пути в Грозный попала под бомбардировку.
- Главнокомандующий военно-воздушными силами генерал Анатолий Корнуков.
Он в первую очередь несет ответственность за бомбардировку автоколонны беженцев из Грозного истребителями-бомбардировщиками федеральных военновоздушных сил на шоссе "Кавказ" между населенными пунктами ШамиЮрт и Ачхой-Мартан около полудня 29 октября 1999 года.
- Генерал армии Виктор Казанцев.
Он является командующим СКВО и командующим объединенной группировкой федеральных вооруженных сил в Чечне. В этом качестве он несет ответственность за все военные операции, проводимые в Чечне. В своих публичных заявлениях он несколько раз упрекал российских солдат за их поведение в бою. Так, 11 января 2000 г. он упрекнул российских солдат за "мягкость" и "добродушие" во время боевых действий. В особенности же он упрекал подчиненные ему войска за то, что они "не проводили зачистку" в тех домах, где, как они видели, жили большие семьи уважаемых в населенных пунктах людей. Он добавил: "Эти ошибки нам надо исправлять", не уточнив при этом, какие же последуют предписания.
- Генерал Квашнин, начальник Генерального штаба.
В качестве начальника Генерального штаба генерал Квашнин несет ответственность за стратегию федеральных войск. Их стратегия основывается на применении массированных артиллерийских обстрелов и авиабомбардировок, имея в виду сократить до минимума непосредственное соприкосновение с чеченскими вооруженными силами. При этом массированным бомбардировкам подвергаются населенные пункты с тем, чтобы чеченские вооруженные отряды покинули эти населенные пункты до того, как туда войдут российские войска. Операции по "зачистке" проводятся для того, чтобы убедиться, что в населенном пункте не осталось ни одного чеченского участника боевых действий.
Кроме того, вышеперечисленные лица в равной мере несут ответственность за действия своих подчиненных, в том числе и совершенные без формального приказа и инструкций. Принцип ответственности вышестоящего лица за подобные деяния или упущения может рассматриваться как часть основополагающих принципов международного права, сформулированных в 1945 году и закрепленных в международной юриспруденции, а также статьей 7 §3 и статьей 6 § 3 Статутов Международных трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде, из которых следует, что "тот факт, что деяния, предусмотренные статьями со 2 по 5 настоящего Статута, совершены подчиненным, не освобождает от уголовной ответственности вышестоящее должностное лицо, поскольку оно знало либо имело возможность знать, что подчиненный намеревается либо уже совершил такое деяние, а вышестоящий начальник не принял необходимых и достаточных мер для предотвращения подобных деяний или для наказания виновных в них".
Президенты Российской Федерации.
По Конституции, президент является "гарантом прав и свобод человека и гражданина" (ст. 80-2), "определяет основные направления внутренней и внешней политики государства" (ст. 80-3), "формирует Совет безопасности Российской Федерации и руководит им" (ст. 83-г), "утверждает военную доктрину Российской Федерации" (ст. 83), "назначает и отзывает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации" (83). "Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Российской Федерации" (ст. 87-1).
Таким образом, президент несет ответственность как за политическое решение послать войска в Чечню, так и за действия Вооруженных Сил на ее территории. Война в Чечне началась, когда Президентом Российской Федерации был Борис Ельцин. 31 декабря 1999 года он ушел в отставку, назначив временно исполняющим обязанности президента Владимира Путина, как предусматривается статьей 92 Конституции 1993 года. Владимир Путин обладал всеми полномочиями президента за исключением права распускать Думу, проводить референдумы и предлагать поправки к Конституции (ст. 92-3). Между 31 декабря 1999 г. и 20 марта 2000 г., датой президентских выборов, Путин располагал президентскими полномочиями, перечисленными выше. В качестве президентов гг. Ельцин и Путин не только не выполнили свою роль гарантов прав и свобод, поскольку о преступлениях, совершаемых в Чечне, начиная с декабря сообщали российские и международные правозащитные организации, но должны рассматриваться как лица, несущие основную ответственность именно в связи с той должностью, которую они занимали, за военные преступления и преступления против человечности в Чечне, совершенные российскими вооруженными силами.
Гг. Ельцин и Путин не могут прибегнуть к иммунитету, которым традиционно обладают главы государств. Иммунитет, предоставляемый главам государств, не распространяется на преступления, предусмотренные международным правом, на военные преступления, на преступления против мира и на преступления против человечности.
Этот принцип был утвержден Статутом Международного военного трибунала в Нюрнберге: "Защита, которую международное право предоставляет представителям государств, не распространяется на уголовные деяния. Лица, совершившие подобные деяния, не могут ссылаться на свое официальное положение для того, чтобы избежать обычной процедуры и скрыться от наказания> (1 октября 1946 г.). Как сказал прокурор Роберт Г. Джексон во время Нюрнбергского процесса, "невозможно допустить такую парадоксальную ситуацию, когда уголовная ответственность тем слабее, чем больше у преступника власти".
Уголовная ответственность высших руководителей государства еще раз была подтверждена двумя трибуналами ad hoc -- по бывшей Югославии и по Руанде, а также Статутом Международного уголовного суда. Так, Статут Международного трибунала по бывшей Югославии в первом параграфе статьи 7 подтверждает, что, "кто бы ни планировал, ни подстрекал, ни отдавал приказы (направленные на совершение преступления), ни совершил или любым способом способствовал планированию, подготовке или совершению преступлений, предусмотренных статьями со 2-ой по 5-ю данного Статута, он несет персональную ответственность за указанное преступление"; а параграф второй продолжает: "Официальное положение обвиняемого, в том числе главы государства или правительства, либо высокого должностного лица, не освобождает от уголовной ответственности и не может служит причиной для смягчения наказания".
Недавно этот принцип снова был утвержден в случае с делом Пиночета. 25 ноября 1998 года Палата лордов постановила, что принцип иммунитета, предоставляемого главам государств, не должен распространяться на преступления против человечности. Это решение было подтверждено 24 марта 1999 г. новым составом Палаты лордов.
Таким образом, иммунитет главы государства касается только тех деяний, которые не выходят за рамки нормального исполнения им своих функций. И, разумеется, факты пыток и жестокого обращения, которое практикуется систематически, военные преступления и преступления против человечности, не могут считаться деяниями, не выходящими за рамки нормального исполнения президентских функций господами Ельциным и Путиным. Иначе говоря, принцип иммунитета не может быть распространен ни на Бориса Ельцина, бывшего главу государства, ни на Владимира Путина, исполняющего эти функции в настоящее время.
Современное состояние международного права позволяет подвергнуть уголовному преследованию глав государств, находящихся у власти, даже в том случае, если такое преследование создает политические трудности в рамках двусторонних межгосударственных отношений.
Возможность подвергнуть уголовному преследованию действующего главу государства была подтверждена 24 мая 1999, когда господину Милошевичу, Президенту Федеративной Республики Югославия, наряду с еще четырьмя высшими должностными лицами, гражданскими и военными, Международным трибуналом по бывшей Югославии было предъявлено обвинение и сразу же был выдан международный ордер на их арест.
Безнаказанность, которой в настоящее время пользуется Владимир Путин, может привести к тому, что международные соглашения в области гуманитарного права и защиты прав человека утратят свою эффективность. В этом случае эти соглашения станут лишь заявлениями о намерениях и не будут обладать никакой сдерживающей силой в отношении государств, которые их ратифицировали и чьи руководители повинны в преступлениях против закона и основных принципов человечности.