3.2. НЕИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ НАПАДЕНИЯ, ЧРЕЗМЕРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ

На всем протяжении военного конфликта в Чечне наибольшее число жертв среди гражданского населения и наибольшие разрушения были результатом нападений неизбирательного характера и чрезмерного применения силы. Следует отметить, что запреты на такие действия со стороны участников вооруженного конфликта детально прописаны лишь в Первом дополнительном протоколе к Женевским конвенциям, который касается международных конфликтов. Однако, безусловно, такие действия недопустимы и в случае немеждународных конфликтов.

В ходе военных операций современной войны жертвы среди мирного населения и ущерб гражданским объектам, к сожалению, неизбежны. Однако международное гуманитарное право предлагает меры, которые позволяют избежать чрезмерных жертв и ущерба.

Второй дополнительный протокол к Женевским конвенциям (ст.4 п.2а) прямо запрещает «посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние лиц, не принимающих участия в военных действиях».

Важнейшими принципами гуманитарного права, относящимися и к немеждународным конфликтам, являются следующие, сформулированные в Резолюции ООН № 2444 1968 г.:


— право выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным;

— следует всегда проводить различие между участниками вооруженного конфликта и гражданскими лицами.

Исходя из этих принципов, несмотря на то, что во Втором дополнительном протоколе к Женевским конвенциям нет прямого упоминания о «нападениях неизбирательного характера» и о «чрезмерном применении силы», органы ООН и Совета Европы, занимающиеся вопросами прав человека, сочли возможным осудить подобные действия федеральных сил в Чечне.

Так, на пятьдесят первой и пятьдесят второй сессиях Комиссии ООН по правам человека Председатель сессии сделал от имени Комиссии заявления, в которых, помимо прочего, выражалась «глубокая озабоченность в связи с несоразмерным применением силы российскими вооруженными силами», высказывалось сожаление «по поводу грубых нарушений прав человека до и после начала нынешнего кризиса, а также нарушений норм международного гуманитарного права».

Комитет ООН по правам человека1 26 июля 1995 г. выразил сожаление «по поводу чрезмерного и несоразмерного применения силы федеральными войсками в Чечне, что является серьезным нарушением прав человека». Комитет выразил сожаление и в связи с тем, что «правительственными вооруженными силами были разрушены такие гражданские объекты, как школы и больницы, и что большое число гражданских лиц было убито или перемещено в результате разрушения их жилищ».

Комитет по ликвидации расовой дискриминации2 9 марта 1995 г., рассмотрев «с озабоченностью положение с правами человека в Чечне», выразил «тревогу по поводу несоразмерного использования силы российскими вооруженными силами и многочисленных людских жертв вследствие этого в Чечне», осудил нарушения прав человека и международного гуманитарного права.

Различные органы Парламентской Ассамблеи Совета Европы неоднократно выражали глубокую озабоченность положением в Чечне и осуждали неизбирательное применение силы. В частности, в Резолюции № 1055 ПАСЕ3, в которой заявлялось о приостановке процедур по принятию России в члены Совета Европы, было безоговорочно осуждено «неизбирательное и непропорциональное применение силы российскими войсками, особенно против гражданского населения, что является нарушением Женевских конвенций 1949 года и Второго протокола к ним 1977 года, как и кодекса поведения ОБСЕ».

Основываясь на вышеизложенном, авторы доклада считают возможным для четкого объяснения того, что следует считать «нападением неизбирательного характера» и «чрезмерным применением силы», обратиться к соответствующим нормам Первого дополнительного протокола к Женевским конвенциям.

Статья 51 (пункты 4 и 5) Первого дополнительного протокола:


«4. Нападения неизбирательного характера запрещаются. К нападениям неизбирательного характера относятся:
а) нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты;
б) нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий, которые не могут быть направлены на конкретные военные объекты; или
в) нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий, последствия которых не могут быть ограничены, как это требуется в соответствии с настоящим Протоколом;
и которые, таким образом, в каждом таком случае поражают военные объекты и гражданских лиц или гражданские объекты без различия.
5. В числе прочих следующие виды нападений следует считать неизбирательными:
а) нападение путем бомбардировки любыми методами или средствами, при котором в качестве единого военного объекта рассматривается ряд явно отстоящих друг от друга и различаемых военных объектов, расположенных в городе, в деревне или в другом районе, где сосредоточиваются гражданские лица или гражданские объекты; и
б) нападение, которое, как можно ожидать, попутно повлечет за собой потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерны по отношению к конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается таким способом получить".

Во исполнение вышесказанного статья 57 Первого дополнительного протокола к Женевским конвенциям предлагает меры по защите мирного населения:

«1. При проведении военной операции постоянно проявляется забота о том, чтобы щадить гражданское население, гражданских лиц и гражданские объекты.
2. В отношении нападений принимаются следующие меры предосторожности:
а) те, кто планирует нападение или принимает решение о его осуществлении:
а.1) делают все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданскими лицами, ни гражданскими объектами <...>
а.2) принимают все практически возможные меры предосторожности при выборе средств и методов нападения, с тем чтобы избежать случайных потерь жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и случайного ущерба гражданским объектам и, во всяком случае, свести их к минимуму;
а.3) воздерживаются от принятия решений об осуществлении любого нападения, которое, как можно ожидать, вызовет случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается получить".

* * *

От неизбирательного ведения огня федеральными войсками и неприцельного бомбометания мирное население Чеченской Республики страдало повсеместно и непрерывно на всем протяжении вооруженного конфликта, а население близлежащих регионов — Республики Ингушетия и Республики Дагестан — эпизодически.

* * *

Хотя по плану4 «наведение конституционного порядка» должно было завершиться к 19 декабря 1994 г. взятием «президентского дворца»5 в Грозном, даже занятие города не обеспечило контроля над территорией Чечни. Война за пределами Грозного — бомбардировки, обстрелы, штурмы и «зачистки»6 населенных пунктов — затянулась на полтора года.

Вот заведомо неполный список пострадавших от артобстрелов, бомбардировок и ракетных ударов городов, поселков, сел и станиц Чечни:

Автуры, Агишты, Аллерой, Алхазурово, Алхан-Кала, Алхан-Юрт, Аргун, Ассиновская, Ачхой-Мартан, Бамут, Бачи-Юрт, Беной, Бердакел, Валерик, Ведено и села Веденского района (Белгатой, Дышне-Ведено, Дарго, Харачой, Элистанжи, Ца-Ведено и др.), Верхатой, Герменчук, Гехи, Гехи-Чу, Гойты, Гойское, Грозный, Гудермес, Дачу-Борзой, Долинский, Дуба-Юрт, Ермоловская, Закан-Юрт, Зандак, Иласхан-Юрт, Итум-Кале, Ишхой-Юрт, Кади-Юрт, Катыр-Юрт, Комсомольское, Кошкельды, Мартан-Чу, Махкеты, Найбере, Ники-Хита, Новоартемово, Новогрозненский, Новые Атаги, Ножай-Юрт и села Ножай-Юртовского района (Бетти-Мохк, Галайты, Замай-Юрт, Мескеты, Согунты, Центорой, Шовхал-Берд и др.), Октябрьское, Орехово (Янди), Первомайская, Петропавловская, Пригородное, Рошни-Чу, Самашки, Сержень-Юрт, Серноводск, Старая Сунжа, Старые Атаги, Старый Ачхой, Суворов-Юрт, Танги, Урус-Мартан, Харсеной, Центорой, Чечен-Аул, Чири-Юрт, Чишки, Шалажи, Шали, Шатой и села Шатойского района (Зоны, Ярышмарды и др.), Шелковская, Энгель-Юрт.

Некоторые из населенных пунктов (Гойское, Бамут, Зоны и др.) были покинуты населением перед началом их штурма федеральными войсками. В большинстве же случаев на момент проведения операций значительная часть жителей находилась в населенных пунктах.

В ряде сел — Бамут, Гойское, Зоны, Самашки (март 1996 г.), Новогрозненский и др. — происходили упорные бои. Некоторые населенные пункты федеральные войска обстреливали, штурмовали и «зачищали» по нескольку раз.

Характер действий федеральных войск по отношению к мирному населению и гражданским объектам различался в зависимости от места и времени событий. Это определялось многими мотивами, среди которых — тактические соображения, приказы вышестоящих командиров, результаты официальных и неофициальных переговоров командиров частей федеральных войск с администрацией и сельскими старейшинами, а также с полевыми командирами чеченских отрядов. Соблюдение законов ведения войны и защита мирного населения не были среди них определяющими.

Населенные пункты подвергались неизбирательным обстрелам и бомбардировкам. Население, как правило, не имело возможности покинуть зону боев по безопасным коридорам. Федеральные войска, даже взяв населенные пункты под контроль, подчас продолжали их обстреливать и бомбить.

Разумеется, мы не могли в этом разделе доклада описать сколь-нибудь полно и последовательно действия федеральных сил во всех эпизодах чеченской войны. Мы и не ставили себе такую задачу, стараясь лишь показать, что неизбирательность не была вызвана случайностью, а являлась одной из основных характеристик действий федеральных сил на всем протяжении войны. Для доказательства этого утверждения приведем примеры из разных эпизодов войны: ввода федеральных войск в Чеченскую Республику и их наступления на Грозный, штурма Грозного зимой 1994–1995 гг., весенне-летнего наступления в сельских районах в 1995 г., боев за Гудермес в декабре 1995 г., нового наступления в сельских районах в конце зимы—весной 1996 г., боев в Грозном в августе 1996 г.

* * *

Случаи неизбирательного ведения огня федеральными войсками были зафиксированы еще в момент их движения по направлению к Чечне. 11–12 декабря 1994 г. во время прохождения маршем через территорию Республики Ингушетия войска столкнулись с попытками гражданского населения блокировать дороги, была разобрана железнодорожная ветка, ведущая в Чечню, имели место и обстрелы войсковых колонн (погибших и раненых среди военнослужащих не было), были повреждены или сожжены 28 военных автомобилей. В ответ неоднократно открывался неизбирательный огонь, что привело к жертвам среди мирного населения. Например, при прохождении военной колонны через с.Гамурзиево военнослужащие открыли огонь из автоматического оружия, в результате чего погибли четверо и были ранены 15 человек.

Ракетному обстрелу с вертолетов подверглось с.Гази-Юрт. Были разрушены мечеть и семь домов, погибли два мирных жителя, в том числе пожилая женщина, три человека были ранены7. 3 февраля 1995 г. Гази-Юрт еще раз подвергли обстрелу из стрелкового оружия военнослужащие из проходящей колонны военной техники. На этот раз пострадавших не было.

В то же время необходимо отметить, что потери среди мирного населения были бы еще большими, если бы не самоотверженные действия многих офицеров федеральных войск, не допустивших в декабре 1994 г. в ряде случаев открытого огневого противостояния во время блокирования дорог толпами населения при вводе войск в Чечню с территории Ингушетии и Дагестана.