3.11. НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах:

«Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность:
а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей <...>".

* * *

В Чечне в период вооруженного конфликта дважды грубо и в массовом порядке нарушались избирательные права граждан:

— в ходе выборов главы Чеченской Республики и депутатов Государственной Думы РФ, проводившихся в ноябре—декабре 1995 г.;

— в ходе выборов депутатов Народного собрания Чеченской Республики и президента Российской Федерации, проводившихся в мае—июле 1996 г.

Выборы не были подлинными, они не обеспечивали свободное волеизъявление избирателей.

И голосование, и избирательная кампания проходили в условиях ограничения прав граждан, характерных для чрезвычайного положения: на ряде территорий и в некоторых населенных пунктах действовал комендантский час, многие дороги и ряд населенных пунктов были блокированы федеральными силами, производились досмотры автомашин и не санкционированные прокуратурой обыски жилищ граждан. В результате этого на предвыборные мероприятия даже в Грозный в ряде случаев не могли попасть не только делегаты общественно-политических организаций, но и баллотировавшиеся кандидаты.

Статья 38 Закона РФ «О чрезвычайном положении» прямо запрещает проводить какие-либо выборы и референдумы на территории, где действует чрезвычайное положение, так как при этом заведомо не могут быть соблюдены необходимые условия для свободного волеизъявления населения и гарантированы избирательные права граждан. В данном случае официально чрезвычайное положение объявлено не было, но все факторы, мешающие свободному волеизъявлению избирателей, были налицо.

Даже по признанию Центральной избирательной комиссии РФ, выборы могли быть проведены лишь на части территории ЧР. В южных районах, неподконтрольных федеральным силам, выборы заведомо не могли быть проведены.

Отметим, что президент России приводил точно такую же аргументацию в своем обращении к гражданам России 27 декабря 1994 г.:

«<...> выборы президента Чечни проведены, по сути, в условиях военного положения и только в некоторых районах существовавшей в то время Чечено-Ингушской Республики. [Президент имел в виду выборы президента Чеченской Республики 27 октября 1991 г., которые выиграл Д.Дудаев] <...> Отсюда однозначный вывод — режим в Грозном незаконен, им нарушены базовые нормы Конституции РФ».

Однако уже меньше чем через год, с согласия президента России, в Чечне проводятся выборы, «по сути, в условиях» чрезвычайного положения и «только в некоторых районах» ЧР.

Кроме того, практически отсутствовали списки избирателей ЧР1, а это, в соответствии с избирательным законодательством РФ, является обязательным условием для проведения выборов. В результате же военных действий произошли глобальные изменения структуры населения Чечни. Множество людей переместились из одних районов республики в другие; сотни тысяч (по некоторым оценкам — до половины населения Чечни) выехавших за пределы ЧР не смогли принять участия в выборах.

Средства массовой информации как в декабре 1995 г., так и в июне 1996 г. неоднократно сообщали о том, что:

— значительное число населенных пунктов бойкотировали проводимые выборы;

— население часто не было даже реально информировано, где располагаются избирательные участки;

— организаторы выборов в ЧР не осуществляли сколько-нибудь серьезный контроль за соблюдением избирательного законодательства, наоборот, были созданы условия, способствующие злоупотреблениям и фальсификациям (в доказательство корреспонденты ряда российских изданий сообщили, что смогли беспрепятственно по нескольку раз проголосовать на разных избирательных участках).

* * *

В соответствии с указом президента РФ, на 16 декабря 1995 г. было назначено проведение на территории Чечни выборов в Государственную Думу РФ. Верховный Совет ЧР (см. «Хронику»: октябрь 1995 г.), в свою очередь, назначил на этот день выборы главы Чеченской Республики (должность, не предусмотренная ни Конституцией РФ, ни Конституцией ЧР). 16 ноября официально началась избирательная кампания.

На протяжении всей избирательной кампании въезд и выезд из ряда крупных населенных пунктов даже равнинной части Чечни были ограничены. Например, проехать через крупные населенные пункты Западной Чечни (Ассиновская, Серноводск) или въехать в них можно было лишь при наличии отметки в паспорте о прописке в этом населенном пункте2. Следовательно, ни баллотирующиеся кандидаты, ни агитаторы попасть туда не могли.

25 ноября председатель правительства ЧР и один из кандидатов на должность главы ЧР, Д.Завгаев, своим указом ограничил в Грозном передвижение в ночные часы. А с 9 декабря был ограничен въезд в город и в светлое время суток. Начиная с 11 декабря въезд в Грозный был практически полностью закрыт — без специальных пропусков туда не могли попасть даже аккредитованные журналисты.

В результате этого ряд крупных предвыборных мероприятий соперников Д.Завгаева был сорван. Например, 6 декабря был сорван съезд общественно-политического движения «Союз народа за возрождение Республики», возглавляемого единственным серьезным соперником Д.Завгаева на выборах главы республики — Р.Хасбулатовым. Российскими блок-постами на дорогах не были пропущены в Грозный делегаты из южных районов Чечни. А 10 декабря в Грозном не удалось провести Съезд духовных и светских лидеров Чечни — на него не смогли приехать жители большинства населенных пунктов.

9 декабря Р.Хасбулатов отказался участвовать в этих выборах, так как «пришел к мнению, что решение о выборах было принято без учета интересов большинства населения».

Лишь 12 декабря Верховный Совет ЧР принял закон о порядке голосования в Чеченской Республике. Согласно этому закону, голосовать можно на любом участке (независимо от места жительства) на основании любого документа, удостоверяющего личность, не предъявляя никаких открепительных талонов. Подобный порядок голосования открыл широкие возможности для фальсификаций.

Голосование было назначено на 14–17 декабря 1995 г.

Члены миссии ОБСЕ в Чеченской Республике на период выборов выехали из Чечни. Никто из международных наблюдателей за ходом выборов в Чечне не следил.

Есть многочисленные свидетельства, что в большинстве населенных пунктов выборы 14–17 декабря не состоялись: люди не приходили на избирательные участки.

Тем не менее выборы были объявлены состоявшимися. Центральная избирательная комиссия ЧР объявила о том, что проголосовало более 60% населения, из них около 90% отдали голоса за Д.Завгаева.

* * *

Избирательная кампания по выборам депутатов Народного собрания ЧР3 и президента Российской Федерации, проводившаяся в мае—июле 1996 г., на территории Чечни характеризовалась теми же особенностями, что и предыдущая.

Выборы в Народное собрание ЧР явились нарушением подписанного представителями обеих воюющих сторон 10 июня 1996 г. в Назрани Протокола заседания Комиссий по переговорам о прекращении огня, боевых действий и мерах по урегулированию вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики. В пункте 5 этого Протокола было записано: «Комиссии по переговорам договорились, что необходимо провести свободные демократические выборы в органы государственной власти Чеченской Республики всех уровней с участием всех реальных политических сил при общественном и международном контроле по завершении вывода временных объединенных сил с территории Чеченской Республики и ее демилитаризации». Тем не менее полномочный представитель президента РФ в Чечне О.И.Лобов, выступая по грозненскому телевидению, сказал о предстоящих выборах следующее: «Я не вижу серьезных причин для их отмены или переноса, как того требуют сепаратисты».

В свою очередь, глава группы содействия ОБСЕ в Чечне Тим Гульдиманн высказывал мнение, что обстановка не позволяет провести эти выборы как действительно демократические и свободные.

Издававшаяся в Урус-Мартане газета «Маршо» сообщила, что при голосовании по вопросу о проведении этих выборов на территории Чечни в Верховном Совете ЧР, происходившем 12 мая 1996 г., до кворума недоставало около четверти от присутствующих депутатов. Кроме того, часть депутатов, узнав о предмете обсуждения, покинули зал. Тем не менее в результате состоявшегося голосования было принято решение о проведении выборов. Эту информацию подтвердил корреспонденту газеты «Сегодня» депутат Верховного Совета ЧР Лом-Али Хациев4. Однако председатель Верховного Совета ЧР А.Осмаев в интервью корреспонденту газеты «Московский комсомолец» отверг это обвинение, сказав, что за проведение выборов проголосовали 62 депутата из общего числа 1055.

5 июня на пресс-конференции в Москве Д.Завгаев сообщил корреспондентам, что «уже зарегистрированы 70 из 93 кандидатов в депутаты, каждый из которых собрал две-три тысячи голосов в свою поддержку». А уже 7 июня на расширенном заседании правительства ЧР председатель Центральной избирательной комиссии ЧР А.-К.Арсаханов сообщил6, что на одно место в Народном собрании в среднем претендуют 8–10 кандидатов. Таким образом, если верить А.-К.Арсаханову, за два дня было зарегистрировано более 750 кандидатов.

К 13 июня было официально сообщено, что по Чечне открыто 374 избирательных участка.

Первый тур голосования проходил с 13 по 16 июня. Официально было объявлено, что выборы состоялись. По данным ЦИК ЧР, в голосовании приняли участие более 60% избирателей на территории Чечни. Из кандидатов в президенты России Б.Н.Ельцин значительно опередил остальных, набрав более 50% голосов.


«Еще утром шестнадцатого, глядя в честные объективы телекамер, глава республики назвал процент проголосовавших — 50. Полутора часами позже председатель республиканского избиркома простодушно сообщил тем же журналистам: на 12 часов дня проголосовало 23 процента избирателей. Наблюдателей почему нет? — А вот вы сами и наблюдайте! — посоветовал Доку Гапурович [Завгаев]. Сергей Гапонов из НТВ наблюдал, что бюллетени можно было получить по чужим паспортам, вообще без паспорта и сколько угодно. Бригада телевизионщиков, добравшаяся до Шали, нашла на месте избирательного участка пустое помещение. Иностранные корреспонденты сообщили, что сами принимали участие в голосовании. Некоторые — не по одному разу»7.

Второй тур выборов президента РФ и депутатов Народного собрания ЧР проводился 3 июля. Согласно протоколам избирательных комиссий, на территории Чечни в голосовании приняли участие 74% избирателей; кандидат в президенты России Б.Н.Ельцин набрал 73% голосов. По заявлению Центризбиркома РФ, «сведения о каких-либо нарушениях в Центризбирком не поступали».

Корреспондент газеты «Московские новости» Михаил Шевелев, режиссер телепрограммы «Взгляд» Андрей Кирисенко и оператор Константин Ложкин зафиксировали следующую картину в день голосования:


«С утра 3 июля ничто в столице Чечни не наводило на мысль, о том, что выборы здесь состоятся. Мы посетили 5 избирательных участков. Возможно, их больше в Грозном, но таковых мы не обнаружили. Количество членов избирательных комиссий и охраняющих их милиционеров заметно превышало число желающих проголосовать. К полудню только на одном из пяти увиденных нами участков последних оказалось больше двадцати. <...>
На вопрос о том, можно ли проголосовать, нам отвечали радостным согласием, просили, извиняясь, показать паспорта, ни о каких открепительных талонах даже речи не заводили. <...> Такая либеральная обстановка царила на всех участках. Мы можем утверждать это с полным основанием, поскольку, движимые профессиональным любопытством, позволили себе нарушить избирательное законодательство. Каждый из нас четырежды в этот день отдал свой голос. <...>
Обнаружить хоть один избирательный участок за пределами Грозного оказалось непросто"8.


Корреспонденты обнаружили, что в населенных пунктах Шали, Новые Атаги, Гехи, Гехи-Чу выборы вообще не проводились. В Алхазурово привозили урну для бюллетений, но к двум часам дня ее уже увезли. Избирательный участок в Урус-Мартане к 16 часам закрылся, так как, по словам членов избирательной комиссии, здесь уже проголосовали 98% избирателей.

В предгорных и горных селах Чечни, в большинстве своем полностью контролируемых сторонниками ЧРИ, выборы, естественно, также не проводились.

ПЦ «Мемориал» располагает копиями документов9, в которых ряд должностных лиц и представителей общественности Чечни письменно отрицают факт проведения выборов в Народное собрание ЧР и президента РФ 16 июня 1996 г. на значительной части территории Чечни.

Важно отметить, что:

— эти документы касаются в основном тех районов, которые, по официальным сведениям, находились под контролем федеральных сил. Более того, в Наурском и Шелковском районах вообще не было боевых действий;

— речь в этих документах идет о населенных пунктах разной величины — в том числе районных центрах и о втором по численности населения городе в Чечне, Гудермесе, и даже о целых районах10;

— на части документов стоят подписи действующих на тот период глав администраций населенных пунктов, то есть должностных лиц, подчиненных федеральной власти РФ. Подписи заверены печатями с гербом Российской Федерации. Таким образом, о том, что выборы не проводились, свидетельствовали отнюдь не только представители ЧРИ;

— один из документов подписан даже совместно председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии Гудермесского района и заверен печатью этой избирательной комиссии;

— среди выдвигаемых в этих документах условий, при которых будет возможно проведение выборов, — требование обеспечения элементарных прав человека: свободы передвижения, возвращения беженцев в места их прежнего проживания, прекращения военных действий.