4.2. ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ВЫЕЗДУ МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ ИЗ ГРОЗНОГО

Гуманитарное право призвано способствовать смягчению последствий войны и защите лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.

В частности, согласно статье 13 Второго дополнительного протокола к Женевским конвенциям,


«гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями».

Исходя из вышесказанного, власти обязаны на подконтрольной им территории помогать немобилизованным мирным жителям покинуть подвергающиеся обстрелам или бомбардировкам места. Создание же властями препятствий в этом, безусловно, является нарушением норм международного гуманитарного права.

* * *


В нарушение норм международного гуманитарного права и в противоречии с нормами Международного пакта о гражданских и политических правах власти и бойцы вооруженных формирований ЧРИ препятствовали с 25 декабря 1994 г. выезду мирных жителей из Грозного.

Во второй половине декабря 1994 г. Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Ингушетия из Грозного в Ингушетию были вывезены четыре автобусные колонны с мирными гражданами. Однако 25 декабря, когда из Грозного двинулась следующая колонна, бойцы вооруженных формирований ЧРИ ее остановили и вернули на площадь у «президентского дворца». Людей1 высадили из автобусов и объявили им, что колонна не поедет. Автобусы, а также сопровождающие их машины «скорой помощи» и милиции были конфискованы.

Среди тех, кому не дали покинуть город, были люди, лишившиеся жилья в результате бомбардировок, а также по крайней мере одна тяжело раненная женщина — Титова Вера Дмитриевна2.

Члены Группы Уполномоченного по правам человека, ставшие свидетелями этого инцидента, пытались выяснить причину таких действий у должностных лиц ЧРИ. Помощник Д.Дудаева Мавлен Саламов, выяснив обстоятельства этого происшествия, представил объяснения.

Однако доводы его были противоречивы, он не назвал ни одной резонной причины, которая оправдала бы воспрепятствование выезду мирных жителей из подвергающегося бомбардировкам города. Тем не менее из его слов было ясно, что эту автоколонну не выпустили если не по прямому распоряжению, то с ведома людей из ближайшего окружения Д.Дудаева.

27 декабря 1994 г. Группе Уполномоченного по правам человека РФ поступило предложение от руководства ЧРИ начать составлять списки жителей Грозного, желающих выехать из города. Было обещано, что по мере составления списков автобусные колонны будут вывозить этих людей.

31 декабря 1994 г. С.А.Ковалев с таким списком пришел на встречу с вице-президентом ЧРИ З.Яндарбиевым в «президентский дворец», однако начавшийся штурм Грозного сделал невозможным дальнейшее обсуждение этого вопроса.

Представитель ПЦ «Мемориал» А.В.Соколов зафиксировал в январе 1995 г. случай, когда частный автобус, везший из Грозного беженцев, был остановлен на выезде из города бойцами вооруженных формирований ЧРИ, водителю было приказано доставить пассажиров назад в обстреливаемый город. К чести водителя, он на следующий день снова собрал своих пассажиров и по другой дороге все же вывез их из города.

Таким образом, налицо преднамеренное воспрепятствование выезду мирных жителей из мест боев, в том числе раненых и оставшихся без жилья людей.

По версии чеченской стороны, в декабре 1994 г. существовал «секретный план депортации чеченского народа» и действия МЧС РФ проводились в рамках этого плана. Чеченские же отряды пресекали выезд не из Грозного, а за пределы территории Чечни3.

По мнению ПЦ «Мемориал», эта версия не выдерживает критики и не может служить оправданием действий руководства ЧРИ, фактически вынуждавшего мирных жителей вернуться в бомбардируемый Грозный.

Вместе с тем подавляющему большинству автомашин, также вывозящих людей и двигающихся отдельно вне колонн, препятствий к выезду из Грозного и из Чечни не чинилось.