5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Грубейшие и массовые нарушения прав человека и норм гуманитарного права совершали обе стороны конфликта, что и отражено в этом докладе. Тем не менее масштабы жертв среди гражданского населения и величина материального ущерба, вызванные действиями федеральных войск, несоизмеримо больше. Кроме того, действия федеральных сил — это действия военных и полицейских, находящихся под командованием международно признанной власти России, государства, которое, подписав целый ряд международных правовых документов, взяло на себя обязательства соблюдать права человека. Это обстоятельство придает нарушениям прав человека федеральными российскими силами особую тяжесть.

Мы предвидим упреки в адрес ПЦ «Мемориал» с обеих сторон конфликта.

С одной стороны — как можно пытаться оценивать единой меркой действия легитимных, борющихся за наведение законности и порядка властей и действия никем не признанных сепаратистов, нарушающих основополагающий принцип территориальной целостности страны, чьи попытки выступать в качестве суверенной власти сами по себе являются попранием международного права?!

С другой стороны — как можно пытаться оценивать единой меркой действия завоевателя, который неоднократно пытался и в XIX и в XX веках уничтожить чеченский народ, и действия жертвы агрессии, борющейся за осуществление основополагающего принципа права народа на самоопределение?!

Но если мы хотим видеть будущее не как бесконечную конфронтацию противостоящих друг другу государств или народов,

если мы хотим сохранить надежду на возможность их сосуществования,

если мы не хотим повторения истребительных войн, направленных на уничтожение населения,

если мы согласны с тем, что после любого конфликта необходимо находить пути для взаимопонимания,

если все мы являемся не только гражданами определенного государства и представителями определенного народа, но и членами человеческого сообщества,

то необходимы общие критерии для оценки действий правительств и любых должностных лиц с точки зрения гуманности и соблюдения прав человека, применимые даже в условиях ожесточенного конфликта или войны. Должны существовать абсолютные запреты — то, чего делать нельзя никогда ни при каких обстоятельствах. Нарушители этих запретов должны быть осуждены. Обязательно — в общественном мнении, желательно — в уголовно-судебном порядке.

Правовой нигилизм, сознательно проявленный властями РФ в ходе вооруженного конфликта в Чечне — пренебрежение международными нормами в области прав человека и нормами международного гуманитарного права, нарушение российских законов, нежелание наказывать виновных в совершении преступлений против мирного населения и т.п., — не способствовал победе в конфликте. Более того, такая позиция лишь увеличивала массовость сопротивления федеральным силам и сводила на нет поддержку населением Чечни ставленников Москвы.

Те же тенденции, проявленные властями ЧРИ и некоторыми полевыми командирами, теперь сказываются тяжелейшим образом в трудностях, с которыми сталкивается Чечня при налаживании мирной жизни.