1. Введение

Вторжение в Дагестан в августе и сентябре 1999 г. вооруженных формирований с территории Чечни сделало очевидной необходимость принятия руководством Российской Федерации серьезных мер, направленных на защиту жизни, безопасности, гражданских прав населения, страдающего от действий подобных незаконных вооруженных формирований.
Общество «Мемориал» считает, что для достижения этих целей могла быть применена – разумеется, в рамках закона – и вооруженная сила. Никакие иные цели не могли и не должны были решаться ни военной силой, ни угрозой ее применения*. При этом силовые меры могли быть оправданы лишь при условии их избирательности и адекватности возникающим угрозам.
Широкомасштабная военная операция в Чечне, начатая осенью 1999 г., не являлась, не является и в принципе не может являться сколько-нибудь адекватным средством для защиты жизни, безопасности, гражданских прав людей, страдающих от действий незаконных вооруженных формирований, террористов и бандитов.
Общество «Мемориал» рассматривает средства и методы, применяемые федеральными силами в Чечне, как продолжение непреодоленной советской традиции применения неизбирательного насилия (массового террора) для достижения политических целей.

* * *

Официальные должностные лица Российской Федерации квалифицируют нынешние события в Чечне как контртеррористическую операцию. Есть основания усомниться в такой квалификации происходящего.
Во-первых, подобные операции ограничены как в пространстве и времени, так и по привлекаемым силам и средствам. В соответствии с Уголовным кодексом РФ и Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» «террористическая акция» — это конкретное преступление. В этой связи контртеррористическая операция может осуществляться только в отношении конкретных преступных лиц или групп лиц, место нахождения которых очерчивается зоной проведения таковой. В ст. 3 указанного закона говорится: «Зона проведения контртеррористической операции — отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция». Отсюда ясно, что зона проведения контртеррористической операции ограничена и не может трактоваться так широко, чтобы одновременно охватывать территории одной или даже нескольких республик. Речь в законе идет о локальных зонах (на уровне участков, здания и т.д.). Иное толкование является расширительным и обессмысливает понятие террористической акции как конкретного преступления.
Во-вторых, контртеррористическая операция предполагает строго избирательное применение силы с целью спасения жертв террористов (мирных граждан), и только затем — для задержания или уничтожения террористов.
На Северном же Кавказе была развернута широкомасштабная военная кампания, длящаяся много месяцев. В ней применялась артиллерия, ракетные установки залпового огня, бомбардировочная авиация, тактические ракеты. Эти силы и средства применялись массированно и неизбирательно. В ходе операции штурмовались города и села, некоторые из них полностью уничтожены. Жертвами вооруженного конфликта стали тысячи мирных граждан.
Очевидно, что происходящее в Чечне по всем критериям соответствует принятому в международном сообществе определению вооруженного конфликта немеждународного характера (внутренний вооруженный конфликт).
Действия государств в вооруженных конфликтах регламентируются нормами международного гуманитарного права — в первую очередь Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним.
Второй дополнительный протокол к Женевским конвенциям определяет, что вооруженные столкновения на территории какого-либо государства могут быть признаны вооруженным конфликтом немеждународного характера, если антиправительственные силы находятся под единым ответственным командованием, способны осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и контролировать часть территории государства. Несмотря на то, что к лету 2000 г. противостоящие федеральным силам чеченские вооруженные формирования были вытеснены из абсолютного большинства населенных пунктов, часть территории Чечни они продолжают контролировать.
Согласно Конституции Российской Федерации, общепринятые международные принципы и нормы международного права, равно как и международные соглашения, заключенные Российской Федерацией, являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Если международное соглашение устанавливает правила, отличные от предусмотренных законом Российской Федерации, преимущество предоставляется правилам международного соглашения (ст. 15 п. 4).
Россия является участницей ряда договоров и конвенций международного гуманитарного права, которые должны способствовать смягчению последствий войны, ограничивая выбор средств и методов ведения военных действий и защищая лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях, а также объекты, не служащие непосредственно военным целям.
СССР был участником четырех Женевских конвенций, а также ратифицировал Первый и Второй дополнительные протоколы к ним. Российская Федерация как правопреемница Советского Союза стала участником этих международных договоров.
После принятия Женевских конвенций в 1949 г. и особенно Второго дополнительного протокола к ним в 1977 г. вопрос о соблюдении норм гуманитарного права во внутреннем вооруженном конфликте не является только внутренним делом государства.
Женевские конвенции посвящены в основном проблемам международных вооруженных конфликтов. Однако во всех четырех конвенциях имеется общая для всех статья третья, посвященная немеждународным конфликтам. Она защищает в таких конфликтах лиц, не принимающих участие в военных действиях, включая сдавшихся или захваченных в плен солдат, больных и раненых и, естественно, все мирное население. По отношению к ним запрещается посягательство на жизнь и на человеческое достоинство, на физическую неприкосновенность — жестокое обращение, пытки, истязания. Кроме того, этой же статьей Женевских конвенций запрещается взятие заложников, а также осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного при соблюдении всех судебных гарантий. Раненым и больным эта статья предписывает оказывать помощь.
Второй дополнительный протокол к Женевским конвенциям целиком посвящен вопросам защиты жертв немеждународных конфликтов.
В его ст. 4 п. 2 говорится, что в отношении лиц, не принимающих непосредственного участия или прекративших принимать участие в военных действиях, «запрещаются и будут оставаться запрещенными в любое время и в любом месте» следующие действия:

«а) посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние лиц, в частности убийства, а также такое жестокое наказание, как пытки, нанесение увечий или любые формы телесных наказаний;
б) коллективные наказания;
в) взятие заложников;
г) акты терроризма;
д) надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме;
е) рабство и работорговля во всех их формах;
ж) грабеж;
з) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий».
Ст. 13 п. 2 Второго дополнительного протокола к Женевским конвенциям гласит:

«Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население».
Международные Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней, изложенные в Резолюции 1989/65 Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г., провозглашают, что ни состояние войны, ни внутренняя политическая нестабильность, ни любые другие чрезвычайные события не могут служить оправданием произвольных, внесудебных и массовых казней: «Подобные казни не могут иметь места, каковы бы ни были обстоятельства, в частности внутренний вооруженный конфликт, вследствие чрезмерного или незаконного использования силы представителем государства или любого другого лица, действующего официально, или по побуждению, или при согласии, гласном или негласном, подобного лица. Этот запрет превалирует над постановлениями, опубликованными исполнительной властью».
Международный пакт о гражданских и политических правах позволяет государству ограничивать или приостанавливать осуществление ряда прав, но лишь на время официально объявленного чрезвычайного положения; при этом государство обязано уведомлять о таких шагах ООН. Подобное ограничение или приостановление осуществления прав допускается только «в такой степени, в какой это требуется остротой положения». Осуществление же некоторых прав ни в коем случае не может быть приостановлено или ограничено. Такими правами являются: право на жизнь (действует абсолютный запрет бессудных казней), свобода от рабства, право на защиту от лишения свободы за невыплату долга, свобода от обратной силы уголовного законодательства, свобода мысли, совести, религии. Всегда остаются под запретом пытки, жестокие и унижающие достоинство виды наказания и обращение, а также дискриминация по признаку расы, цвета кожи, языка, религии, национального или социального происхождения.
Как известно, чрезвычайное положение ни в Чечне, ни в прилегающих районах введено не было, а значит, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, государственные органы России не имели никаких правовых оснований для ограничения или приостановки осуществления гражданами каких-либо прав, гарантированных этим пактом.
При вступлении в Совет Европы в 1996 г. Россия обязалась:

— передавать в руки правосудия ответственных за нарушения прав человека (в частности — в связи с событиями войны в Чечне 1994-1996 гг.);
— урегулировать международные и внутренние разногласия мирными средствами;
— строго соблюдать нормы международного гуманитарного права, в том числе в вооруженных конфликтах на своей территории;
— сотрудничать с международными гуманитарными организациями и позволять им в соответствии с их полномочиями осуществлять деятельность на своей территории.
В мае 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
Ст. 2 этой Конвенции провозглашает, что «право каждого на жизнь охраняется законом». Лишение человека жизни не рассматривается как нарушение этой статьи лишь в том случае, если оно произошло в результате применения силы, абсолютно необходимой для: защиты другого человека от незаконного насилия, осуществления законного ареста или предотвращения побега задержанного на законных основаниях, подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.
Ст. 3 запрещает подвергать кого-либо пыткам, бесчеловечному, унижающему достоинство обращению или наказанию.
Ст. 1 Протокола 1 к Конвенции указывает, что никто не может быть лишен своего имущества, иначе как во исполнение приговора или в интересах общества.

* * *

К концу 1999 г., по мере установления федеральными силами контроля над территорией Чечни, участились прямые контакты между военнослужащими и местным населением, возросла угроза насилия военных по отношению к мирным жителям и одновременно — угроза партизанской войны. При этом значительная часть населения Чечни, уставшего от безвластия и насилия со стороны экстремистских вооруженных групп, была готова принять федеральную власть (даже после нескольких месяцев неизбирательных бомбардировок и обстрелов). Дальнейшее развитие событий в значительной мере зависело от поведения военнослужащих и направляемых в Чечню сотрудников МВД РФ.
Первые сообщения об убийствах мирных жителей военнослужащими федеральных сил в ходе «зачистки»* относятся к декабрю 1999 г.
В конце ноября наступающие федеральные войска встретили сопротивление отряда боевиков, занявшего оборону в селе Алхан-Юрт. В начале декабря, после того как основное сопротивление было подавлено, а большая часть жителей выведена из села, военнослужащие начали его «зачистку». В течение последующих двух недель в Алхан-Юрте совершались поджоги домов, разграбление и вывоз имущества. За эти две недели военнослужащими были убиты 40 жителей села.
В начале января 2000 г. федеральные войска установили контроль над Старопромысловским районом Грозного. В ходе последовавших «зачисток» были убиты десятки мирных жителей. В рассказах чудом выживших свидетелей и жертв расправ поражает иррациональная, немотивированная жестокость военнослужащих, расстреливающих без внятных причин беспомощных людей — стариков и женщин, чеченцев и русских. Убийства продолжались и в феврале.
В начале февраля в ходе «зачисток» сел Шаами-Юрт и Гехи-Чу военнослужащие также совершали бессудные расстрелы мирных жителей. Впрочем, здесь имелась хоть какая-то пусть чудовищная, но логика, — расстреливали молодых мужчин.
Следует упомянуть еще об одной страшной особенности «зачисток». Нередко люди, задержанные в ходе их проведения, бесследно исчезают. ПЦ «Мемориал» известны десятки подобных случаев. Очевидно, что на самом деле их значительно больше. Тела некоторых «исчезнувших» людей позже были обнаружены со следами пыток и признаками насильственной смерти.

* * *

Сведения об убийствах военнослужащими мирных жителей пригорода Грозного — поселка Новые Алды — появились в феврале 2000 г. Согласно этим сообщениям, 5 февраля в ходе «зачистки» поселка военнослужащие** совершали многочисленные убийства жителей поселка, грабежи и, вероятно, изнасилования.
Первой об этих трагических событиях сообщила правозащитная организация Human Rights Watch (HRW). Ее представители собрали ряд свидетельств очевидцев, на основе чего был подготовлен краткий доклад HRW и составлен список 33 убитых, о каждом из которых представителям HRW сообщили по крайней мере два опрошенных свидетеля.
Одновременно представители ПЦ «Мемориал» также получили ряд свидетельств, а в начале марта — список погибших, составленный жителями поселка Новые Алды, в котором значились 68 человек. Кроме того, в распоряжение ПЦ «Мемориал» попал видеоматериал, отснятый 9 февраля 2000 г. группой жителей поселка. На видеопленке были зафиксированы тела убитых жителей поселка и показания их родственников и соседей.
Работа правозащитных организаций по сбору информации о нарушениях прав человека, норм гуманитарного права, преступлениях против мирного населения на территории Чечни крайне затруднена. Власти Российской Федерации препятствуют доступу туда как представителей правозащитных организаций, так и журналистов. Тем не менее в последующие месяцы сотрудники ПЦ «Мемориал» неоднократно посещали Новые Алды и смогли на месте опросить ряд свидетелей и пострадавших. Кроме того, жители поселка посещали приемную ПЦ «Мемориал» в г.Назрань (Ингушетия), где были опрошены.
ПЦ «Мемориал» опубликовал имеющиеся у него материалы на сайте в сети Интернет (адрес сайта: www.memo.ru), разослал их в СМИ и международные организации, направил запросы в органы прокуратуры. 1 апреля 2000 г. все имеющиеся в распоряжении ПЦ «Мемориал» материалы о трагических событиях в поселке Новые Алды были переданы Верховному комиссару ООН по правам человека Мэри Робинсон, которая посетила в ходе ее поездки на Северный Кавказ приемную ПЦ «Мемориал» в Назрани.

* * *

При подготовке доклада использованы следующие источники информации:
  • — материалы опросов жителей поселка Новые Алды;
  • — сведения, полученные в результате посещений сотрудниками ПЦ «Мемориал» поселка Новые Алды;
  • — видеозапись, сделанная жителями поселка Новые Алды 9 февраля 2000 г.;
  • — ответы на запросы, полученные ПЦ «Мемориал» из прокуратуры;
  • — сообщения средств массовой информации.

2. Краткая справка о поселке Новые Алды

Поселок Новые Алды расположен на южной окраине г. Грозный. Он входит в черту города, административно относясь к Заводскому району. С востока и севера к поселку примыкают жилые постройки Октябрьского района, на западе, через дамбу, он связан с поселком Черноречье.
До войны в поселке проживало порядка 10 тыс. жителей. Здесь была библиотека, функционировала поликлиника. В школе № 39 обучалось 1,5 тыс. детей. Иных общественных или административных объектов в поселке нет.
Жители поселка работали на заводах и фабриках Грозного. Здесь же не было даже пекарни. Видимо, это объясняется тем, что поселок возник лишь в конце 50-х годов, когда вернувшиеся после депортации люди не были пущены местными властями в свои дома в Черноречье. На противоположном берегу водохранилища для них были выделены земельные участки (по пять соток на семью), которые они и застроили за короткий период.
Большинство жителей поселка Новые Алды — выходцы из старинного чеченского села Алды (другое название — БугIан-Юрт, сейчас это поселок Черноречье). Оно возникло на несколько столетий раньше г.Грозный.
В селе Алды родился и вырос Шейх Мансур, в конце XVIII в. поднявший восстание против России и в течение ряда лет возглавлявший эту борьбу. В 1785 г. алдынцами был разгромлен отряд полковника де-Пиери. В плен тогда попал и молодой князь Багратион, будущий фельдмаршал России.
Уже в советские времена село Алды стало частью г. Грозный, а потом, как уже говорилось, был создан и поселок Новые Алды.
В поселке живут известные на всю Чечню деятели культуры. В частности, певец Валид Дагаев и популяризатор чеченской фольклорной музыки Шита Эдисултанов. Оба они пострадали в нынешнюю кампанию: у В. Дагаева разрушен дом, а у Ш.Эдисултанова в результате обстрела автобуса военнослужащими федеральных сил в районе села Гойты были убиты брат и племянник.

3. События в поселке Новые Алды с сентября 1999 г. по 4 февраля 2000 г.

После того как в конце сентября 1999 г. федеральные силы начали наносить авиационные и артиллерийские удары по жилым кварталам Грозного и его предместий, жители поселка Новые Алды стали покидать поселок. Тем не менее вплоть до начала февраля в поселке оставалась часть постоянных жителей. Это объяснялось многими причинами.
Условия жизни вынужденных переселенцев из Чечни, нашедших убежище на территории Ингушетии — единственного региона, где их принимали, — были чрезвычайно тяжелыми. Не хватало мест в лагерях и городках вынужденных переселенцев. Если не было возможности поселиться у родственников, за проживание в частном секторе чаще всего приходилось платить. В результате в Чечне оставались в большинстве своем люди пожилые и малоимущие, которым подчас не на что было нанять машину для выезда в Ингушетию, не говоря уже о съеме жилья. Часто семья уезжала не вся: несколько человек оставались стеречь дом и имущество от мародеров.
Кроме того, так называемые гуманитарные коридоры для выхода мирного населения из Чечни практически отсутствовали. Дороги, ведущие к контрольно-пропускному пункту «Кавказ-1» на границе Чечни и Ингушетии, в южные горные районы или на территорию, уже контролируемую федеральными силами, периодически подвергались артиллерийским обстрелам и ракетно-бомбовым ударам, под которые неоднократно попадали колонны беженцев. Так, единственный путь в Ингушетию был закрыт 23 октября, в период интенсивных обстрелов и бомбардировок Грозного. Представители федеральных органов власти объявили, что 29 октября пропускной пункт начнет действовать. Однако скопившуюся в тот день многокилометровую колонну машин с беженцами из Грозного не выпустили из Чечни — людям было приказано повернуть назад. На обратном пути в районе села Шаами-Юрт по колонне был нанесен ракетно-бомбовый удар, и десятки людей, пытавшихся спастись от войны, были убиты и ранены. В ноябре, когда контрольно-пропускной пункт «Кавказ-1» все же заработал, там скапливались огромные очереди, люди по нескольку суток ждали возможности выехать в Ингушетию.
В то же время (вплоть до начала декабря) на территорию поселка Новые Алды попало лишь несколько снарядов, и жителям казалось, что оставаться там безопаснее. Именно поэтому многие из них не покинули свои дома. Последняя группа жителей, покинувших поселок Новые Алды, 26 ноября 1999 г. выехала на автобусе, предоставленном для этого чеченским вооруженным формированием. На следующий день этот автобус попал под артобстрел у села Гойты.
В начале декабря российские войска окружили Грозный. Начались обстрелы и бомбардировка жилых кварталов, попытки штурма города. Вся прилегающая к поселку Новые Алды территория подверглась интенсивным артиллерийским и бомбовым ударам. Жители поселка уже физически не могли покинуть его. Они ничего не знали ни об ультиматуме жителям Грозного с требованием покинуть город, выдвинутом военными, ни о коридорах, якобы открытых для выхода населения. Впрочем, такая информация вряд ли могла помочь людям: организация «гуманитарных коридоров» опять свелась к созданию у выездов из города контрольно-пропускных пунктов, до которых к тому же нужно было добираться по простреливаемым улицам и площадям.
Весь декабрь 1999 г. и январь 2000 г. поселок Новые Алды периодически подвергался артиллерийским и минометным обстрелам, иногда — бомбардировке с воздуха. И хотя большинство домов не были полностью разрушены, практически ни одно строение не осталось с целой крышей. Люди все это время прятались в подвалах и погребах. Водопровод не действовал, за питьевой водой нужно было идти под обстрелом — либо далеко — к роднику у дамбы Чернореченского водохранилища, либо ближе, к скважине, находящейся за зданием школы и дающей техническую воду. За этот период на поселковом кладбище появилось 75 могил мирных жителей — люди гибли под бомбежками и обстрелами, раненые умирали, не получая своевременную медицинскую помощь. Недостаточное питание и стресс вызвали обострение хронических заболеваний — умирали старики.
Во все это время позиции чеченских вооруженных формирований на территории поселка не располагались. Возможно, это объяснялось тем, что там нет административных помещений (за исключением школы № 39), нет многоэтажных зданий, и жилые дома, как правило, не имеют крепких подвалов. По словам местных жителей, отряд полевого командира А.Закаева заходил в поселок, но боевики, не найдя здесь подходящих мест для размещения, ушли. Кроме того, сами жители поселка уговаривали боевиков пожалеть поселок и не вести бои на его территории. Боевики расположили свои позиции в полутора-двух километрах, на Двадцатом участке (так называется возвышающийся над поселком Новые Алды район Грозного).
Вот как корреспондент Радио «Свобода» А.Бабицкий описывал 13 января 2000 г. посещение поселка Новые Алды:
В поселке Алды, где я тоже был с вооруженными чеченцами, буквально в 200-250 метрах от нас рвались ракеты и бомбы. На моих глазах был разрушен один дом. Слава Богу, никто не пострадал, потому что люди, которые в нем жили, сидели в этот момент в подвале.
Надо сказать, что в поселке Новые Алды, в отличие от многих других населенных пунктов Чечни, лишь некоторые дома имеют каменные или бетонированные подвалы, пригодные для укрытия в них людей. Поэтому нередко в таком подвале собирались сразу несколько семей из разных домов.
Боевики, по рассказам местных жителей, иногда приходили в поселок, при этом часто они жаловались на голод и недостаток боеприпасов. На вопросы: «Зачем тогда вы продолжаете воевать? Зачем вам это нужно?», следовал ответ: «Если мы уйдем, то они пойдут лавиной и всех здесь вырежут». Местные жители не были склонны верить подобным прогнозам. Больше всего они хотели прекращения боевых действий. Многие из них надеялись, что вошедшие федеральные войска смогут обеспечить порядок. В конце января группа жителей поселка отправилась на позиции боевиков. Они шли туда просить не защищать их поселок от федеральных войск и не обстреливать Новые Алды, если те туда зайдут. Однако позиции боевиков оказались пусты — чеченские отряды в те дни уже покидали Грозный.
В конце января командованием федеральных сил в обстановке полной секретности проведена специальная операция по выманиванию чеченских отрядов из Грозного. Была запущена дезинформация, дошедшая до чеченских командиров, что боевики якобы могут просто купить у российских военных безопасный выход из Грозного в горы по определенному маршруту. Те оплатили коридор, но на самом деле на этом пути боевиков поджидали подготовленные минные поля. Федеральные артиллерия и авиация наносили удары по селам, через которые проходил этот маршрут. Чеченские отряды понесли значительные потери, но еще больше жертв было среди гражданского населения.
Это происходило с 30 января по 7 февраля. И именно в конце января и в первых числах февраля поселок Новые Алды подвергся нескольким сильным артобстрелам. В те же дни федеральные войска начали занимать бывшие позиции боевиков на Двадцатом участке.
3 февраля около ста жителей поселка, в их числе много стариков, под белым полотнищем отправились в расположение федеральных войск. Когда люди подходили к российским позициям, по ним открыли огонь, был серьезно ранен русский по имени Николай. Оказать ему помощь никто не мог: солдаты не разрешали бросившимся на землю людям даже голову поднять. Лишь через полчаса, получив, по-видимому, «добро» от начальства, военные разрешили подняться с земли и даже перевязали раненого. Однако было поздно: Николай вскоре скончался от полученного ранения.
Трое из этой группы жителей поселка Новые Алды* получили разрешение пройти на позиции федеральных войск, где встретились с командиром 15-го мотострелкового полка российской армии полковником Лукашовым. Они от имени всех жителей поселка заявили, что боевиков в их населенном пункте нет и не было, что российские военнослужащие могут беспрепятственно войти в поселок, и просили прекратить обстрелы и бомбардировки. Полковник пообещал немедленно прекратить любые обстрелы поселка Новые Алды и предложил в случае любого затруднения в два часа дня жителям поселка направить сюда группу из двух-трех человек для встречи с командиром. Единственное, чего он не мог обещать, что сразу прекратятся бомбардировки. По его словам, для этого необходимо было некоторое время.
Жители беспрепятственно вернулись домой, унося с собой тело Николая.
Обстрелы прекратились на следующий день: 4 февраля после обеда установилась полная тишина. Обитатели поселка вышли из подвалов, многие чинили крыши, приводили в порядок дворы, запасались водой, занялись огородами.
В этот день в поселок Новые Алды впервые зашло немногочисленное подразделение российских военнослужащих. Они провели первую, предварительную проверку паспортного режима в поселке. Это были не солдаты, служащие по призыву, а люди от 25 лет и старше, по-видимому контрактники**. Местные жители описывают их поведение по-разному: одни говорят о грубости военнослужащих, другие утверждают, что те вели себя корректно и даже доброжелательно. В любом случае ничего незаконного по отношению к людям они не совершали. Более того, некоторых жителей поселка эти военные предупреждали об опасности следующей, завтрашней «зачистки». Но люди не поверили, они не могли представить, какой кошмар ждет их на следующий день.