5. После трагедии: ход расследования событий в поселке Новые Алды

Трагедия в поселке Новые Алды произошла 5 февраля 2000 г. Хотя среди беженцев в Ингушетии об этом начали говорить уже через несколько дней, широкую огласку дело получило только через месяц.
Всю первую декаду февраля в западных районах плоскостной Чечни продолжалась операция федеральных сил, пытавшихся не допустить отход чеченских формирований в горы. Села Алхан-Кала, Закан-Юрт, Шаами-Юрт, Катыр-Юрт (незадолго перед этим объявленное российскими властями «зоной безопасности»), Гехи-Чу подвергались сокрушительным обстрелам и бомбардировкам. Поток жителей из них хлынул в Ингушетию. На фоне рассказов сотен местных жителей о гибели при бомбежках и последовавших за ними «зачистках» затерялись сообщения о трагедии в поселке Новые Алды, к тому же доходившие в Ингушетию через вторые-третьи руки.
9 февраля жители поселка Новые Алды сделали видеозапись, на которой запечатлены тела убитых и рассказы выживших, но лишь через полтора месяца эти кадры были показаны по европейским телевизионным каналам. Сказалось то, что как раз в феврале разгорелся скандал: корреспондент одного из немецких телеканалов, Ф.Хефлинг, выдал за свою съемку кадры, снятые российским журналистом О.Блоцким. Этот случай весьма эффективно использовала российская официальная пропаганда*. В течение нескольких недель после этого скандала информационные агентства и телеканалы старались использовать видеоматериалы из Чечни, снятые только их штатными операторами. И когда видеозапись из поселка Новые Алды оказалась в Москве и в Европе, она была использована тележурналистами только после того, как ее подлинность и правдивость подтвердили правозащитные организации, работающие в зоне конфликта, в том числе «Мемориал».
Тем временем произошедшее в поселке Новые Алды уходило в прошлое, переставало быть новостью, заслонялось другими событиями. С начала марта в новостных программах сообщали в основном о штурме села Комсомольское. Теперь трагедия 5 февраля волновала только жителей Чечни и правозащитников в широком смысле этого слова: неправительственные правозащитные организации, некоторых журналистов, пишущих на тему прав человека, международные организации, наблюдающие за ситуацией с правами человека.
В связи с поданными жителями поселка Новые Алды жалобами о многочисленных преступлениях, совершенных в ходе «зачистки» поселка, военная прокуратура Северо-Кавказского военного округа в феврале — начале марта провела проверку поступившей информации. 3 марта военной прокуратурой было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
К тому времени работающие в зоне конфликта правозащитные организации собрали многочисленные показания жителей поселка Новые Алды, достаточные для перекрестной проверки, и обнародовали свои выводы.
23 февраля Human Rights Watch распространила материал о массовом убийстве в поселке Новые Алды*; был приведен список 34 убитых. Однако широкое распространение эта информация получила лишь через месяц.
Первое сообщение информационного агентства (Франс Пресс) об этой трагедии было распространено 18 марта 2000 г. со ссылкой на очевидца — Мусу, жителя поселка Новые Алды.
На следующий день, 19 марта, Е.Киселев в программе «Итоги» телеканала НТВ говорил об этом массовом убийстве. Сославшись на сообщение Human Rights Watch, он показал снятый в поселке Новые Алды сюжет**.
Стало ясно, что эти события неизбежно станут на повестку дня сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы. 20 марта, отправляясь в Страсбург, специальный представитель Президента Российской Федерации по обеспечению прав человека и гражданина в ЧР В.Каламанов упоминал об этом, сообщив, что в его ведомство уже поступали соответствующие запросы ***.
Вечером того же дня последовала реакция официальных пропагандистов. С.Ястржембский на пресс-конференции заявил: «Военная прокуратура уже отработала в этом населенном пункте. Информация о причастности военнослужащих, которые проходят службу по линии МО в Чечне, в событиях, которые происходили в населенном пункте Алды, не подтвердилась. Сейчас работает там прокуратура города Грозного, возбуждено уголовное дело, будет проведена эксгумация, которая совершенно необходима в этой ситуации. Если будут установлены виновные, то, естественно, они понесут наказание»****. На следующий день, 21 марта, аналогичное заявление сделала и Главная военная прокуратура: «Сразу после трагедии было заявлено, что расстрел мирных граждан произвели российские военнослужащие, так как вооруженные люди были одеты в российскую камуфляжную форму. Расследование, которое проводилось совместно с сотрудниками ФСБ, показало, что российские военные не имеют никакого отношения к расстрелу мирных граждан в поселке Алды...»
Однако отрицать сам факт произошедшей трагедии официозные СМИ уже не могли, и далее официальные лица даже уже не пытались отрицать случившегося в поселке Новые Алды. Эта трагедия стала одним из символов второй чеченской войны. Официальным структурам оставалось лишь заявить о «принятых мерах». В частности, отчитываясь в конце марта 2000 г. о выполнении рекомендаций январской резолюции ПАСЕ*, российская делегация указывала: «Возбуждено уголовное дело по факту убийства более 20 жителей села Алды 5 февраля с.г. В настоящее время расследование ведется прокуратурой г. Грозного».

* * *

В ходе нынешней чеченской войны, как и в ходе предыдущей, не был объявлен какой-либо особый правовой режим, дающий дополнительные полномочия силовым структурам — военнослужащим и силам правопорядка. В Чеченской Республике формально действуют законы мирного времени, и совершенные там преступления должны квалифицироваться согласно статьям Уголовного кодекса и расследоваться в обычном порядке, так же, как в любом другом регионе России.
В состав Объединенной группировки федеральных сил в Чечне входят формирования Министерства обороны РФ, МВД РФ (внутренние войска и милицейские подразделения — ОМОН, СОБР) и Министерства юстиции РФ (спецназ ГУИН).
На территории Чечни, контролируемой федеральными силами, расследованием преступлений занимаются:
— прокуратура Чеченской Республики, подчиненная Главному управлению Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе (обязанности прокурора ЧР в феврале-июле 2000 г. исполнял В.П.Кравченко);
— органы военной прокуратуры; на военной базе федеральных сил в Ханкале находится военная прокуратура (в/ч 20102).
Уголовные дела, возбужденные по фактам преступлений, совершенных военнослужащими (МО, внутренних войск МВД, пограничниками), согласно российскому законодательству, расследуются военными прокуратурами, подчиненными Главной военной прокуратуре. Главная военная прокуратура, хотя и подчиняется Генеральной прокуратуре РФ, но в силу многих причин находится в тесной связи с военным руководством.
Преступления же, совершенные сотрудниками милиции (ОМОН, СОБР и т.п.) и подразделений спецназа ГУИН, командированными в Чечню из разных регионов России, расследуются органами прокуратуры Чеченской Республики.
Прокуратура РФ в такой же степени, как и МВД или Министерство обороны, подчинена президентской власти. Военная же прокуратура является еще в меньшей степени «независимой» инстанцией, способной провести объективное расследование действий силовых структур. Между тем законодательство в данном случае не предусматривает возможности какого-либо другого расследования, способного довести дело до суда.
По первой чеченской войне нам известен прецедент расследования подобного преступления — массового убийства мирных жителей федеральными силами в селе Самашки 8 апреля 1995 г.* Уголовное дело по ст. 102 «з» и 114 ч.2 («умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах двух и более лиц», «умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее значительный ущерб и совершенное путем поджога или иным общеопасным способом») было возбуждено 27 апреля 1995 г. исполняющим обязанности Генерального прокурора РФ. Следствие вела группа следователей военной прокуратуры СКВО. Следователи побывали в Самашках единственный раз — в середине мая, осмотрели места преступлений и допросили некоторых потерпевших и свидетелей; эксгумация тел не проводилась. К осени 1996 г. по этому делу никто не был привлечен к уголовной ответственности. При этом на базе кафедры военной тактики Военного университета МО РФ была проведена «военно-уставная экспертиза»: исследовались «вопросы соответствия действия должностных лиц по разработке и проведению специализированной операции требованиям нормативных документов внутренних войск МВД РФ». 14 января 1997 г. на основании этой экспертизы дело было прекращено «за отсутствием состава преступления», так как «военнослужащие действовали в состоянии крайней необходимости и необходимой обороны».
К настоящему моменту вполне очевидно, что органы военной прокуратуры так же откровенно не желают расследовать факты убийств мирных жителей уже в эту войну. Например, в Старопромысловском районе Грозного, по словам прокурора, убийства были, но кто их совершал — не ясно, а найти виновных не представляется возможным.

* * *

Действующая в Чечне военная прокуратура в/ч 20102 вынесла свое решение менее чем через месяц после событий в поселке Новые Алды **:
«..Установлено, что военнослужащие частей МО и МВД РФ, поднадзорных органам военной прокуратуры, в указанные дни в н.п. Алды боевых действий не вели, проверки паспортного режима не проводили, в связи с чем 3 марта 2000 г. в отношении них вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ст.5 УПК РСФСР за отсутствием в их действиях состава преступления.
Также установлено, что операции по т.н. «зачистке» н.п. Алды 5 и 10 февраля 2000 г. проводили сотрудники ОМОН ГУВД г.Санкт-Петербурга и Рязанской области, не поднадзорные органам военной прокуратуры. В связи с изложенным материалы проверки направлены прокурору г.Грозного для принятия законного решения...»
И действительно, 5 марта 2000 г. прокуратура г.Грозный, подчинененная Главному управлению Генеральной прокуратуры на Северном Кавказе, возбудила уголовное дело по фактам убийства жителей поселка Новые Алды.
Жители поселка, со своей стороны, надеялись на расследование совершенного преступления, ждали следователей и желали сотрудничать со следствием.
Несмотря на то, что по мусульманским обычаям тело умершего должно быть предано земле в тот же или на следующий день, до второй половины марта убитые 5 февраля не были похоронены. Сначала, пока стояли холода, родные и соседи убитых поместили тела в подвалы и холодные комнаты, потом — положили во дворах домов в закрытые сверху ямы или прикопали. Ходили слухи, что кладбище заминировано, но людей от похорон сдерживало главным образом другое: они хотели, чтобы власти провели судебно-медицинскую экспертизу. Однако в это время должностные лица, посещавшие несколько раз поселок, представлявшиеся следователями Генеральной прокуратуры и ФСБ, не спешили проводить процессуальные действия с телами убитых. С 21 марта жители были вынуждены хоронить убитых на кладбище: к тому вынуждала установившаяся теплая погода, того же требовала и комендатура.
Представители прокуратуры прибыли в поселок Новые Алды для исследования тел убитых лишь 4 апреля, когда все они были уже захоронены на кладбище. И хотя согласно мусульманским традициям нельзя вынимать из земли тело, преданное земле на кладбище с соблюдением религиозных обрядов, к удивлению следователей, родственники погибших согласились на эксгумацию. Они, однако, настаивали на проведении экспертизы на территории поселка и на повторном захоронении эксгумированных тел в тот же день. Поскольку следственная бригада приехала в поселок во второй половине дня, жители попросили их вернуться для экспертизы на следующее утро. Сотрудник прокуратуры предложил жителям письменно отказаться от эксгумации. Жители возразили, что они не против эксгумации, но лишь не хотят начинать ее немедленно, сегодня же. Сотрудник прокуратуры еще раз попытался получить отказ от эксгумации, подписанный сегодняшним числом. Родственники убитых никаких бумаг подписывать не стали, и бригада уехала.
И все же во второй половине апреля эксгумация тел началась, было исследовано 30 тел.
Признание российскими властями факта убийства жителей поселка Новые Алды не гарантирует, что убийцы будут найдены и наказаны. Очевидно, что руководство прокуратуры хотело бы ограничиться простой констатацией. Определение «вооруженные люди, одетые в российскую камуфляжную форму», давало им возможность утверждать: «Кто были убийцы — военнослужащие, сотрудники МВД или бандиты — пока не установлено. Составляются фотороботы убийц». Именно это сообщил сотрудникам ПЦ «Мемориал» 14 июня 2000 г. прокурор Чечни В.П.Кравченко на встрече в Знаменском.
Внутри самой прокуратуры, видимо, есть разные мнения по поводу этого дела. Так, 13 апреля 2000 г. следователь Т.А.Мурдалов, ведший данное дело, пытался выдать родственникам убитых справки, в которых говорилось, что смертельные огнестрельные ранения были причинены «неизвестными лицами». Возмущенные жители поселка заявили, что убивали не «неизвестные лица», а представители федеральных сил. И тогда тот же следователь неожиданно выдал другие справки.

«СПРАВКА

05 февраля 2000 г. в первой половине дня в п. Новые Алды Заводского района г. Грозного Чеченской Республики сотрудниками подразделений МО и МВД РФ в ходе проверки паспортного режима было совершено массовое убийство мирных жителей, в т.ч.
_______[сюда вписываются фамилия, имя, отчество убитого]________
По этому факту Главным управлением Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе проводится расследование.

Следователь по особо важным делам
Главного управления Генеральной прокуратуры РФ
на Северном Кавказе
Т.А.Мурдалов»

Было выдано тринадцать таких справок. Вскоре после выдачи вышеприведенных справок, по словам жителей поселка Новые Алды, следователь Т.Мурдалов куда-то отбыл или был откомандирован.
Читатель, разумеется, заметит отличие двух справок: более поздняя составлена не на бланке и не имеет углового штампа, отсутствует дата выдачи. А содержание и стиль второй из них кажется просто невероятным и порождает сомнения в ее подлинности.
По нашему мнению, вторая справка так же подлинна, как и первая. Во-первых, подпись и печать на справках идентичны. Далее, неправильно оформлены обе справки: исходящие номера, обязательные для такого рода документов, отсутствуют и там, и там. Реалии Чечни весны 2000 г. делали возможным появление документов, кажущихся совершенно невозможными жителям «мирных» регионов России*. Наконец, эти справки были опубликованы в СМИ в мае 2000 г., и за прошедшие месяцы не последовало опровержений со стороны какого-либо официального органа.
В июне 2000 г. срок следствия по этому делу был продлен Генеральной прокуратурой на шесть месяцев. Следствие ведет следственная группа, в которую входят представители Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры Чеченской Республики и прокуратуры г.Грозный.
4 июля от имени родственников убитых в поселке Новые Алды людей в прокуратуру г.Грозный обратились Малика Лабазанова и Табарик Арсамурзаева. Они интересовались ходом расследования дела, почему перестали выдавать справки, почему следователи больше не появляются в поселке. Женщин принял следователь по особо важным делам прокуратуры г. Грозный Ю.Ю.Русин, который сообщил, что не может дать никакого конкретного ответа, так как дело передано в Ессентуки, а следователь Мурдалов от дела отстранен. Русин также заметил, что, возможно, следствие ведется в Ессентуках в связи с тем, что именно оттуда были направлены в Чечню люди, проводившие «зачистку» в поселке Новые Алды (утверждение малоправдоподобное, но, несомненно, оскорбительное для родственников погибших). «Впрочем, никто вам ничего конкретного не скажет,  — заявил Русин, — езжайте в Ессентуки».
Десятки жителей поселка Новые Алды убиты, им помочь уже нельзя ничем, но для их выживших родных и близких трагедия не закончилась. Наш общий долг — не дать превратить расследование в фарс.

6. Выводы

Ответственность федеральных сил за совершенные 5 февраля 2000 г. в поселке Новые Алды многочисленные тяжкие преступления очевидна.
Судя по показаниям свидетелей, в поселке действовала многочисленная группа военнослужащих или сотрудников МВД, а к 5 февраля практически все относительно крупные чеченские вооруженные формирования покинули Грозный и его пригороды. Люди в военной форме, осуществлявшие «зачистку» поселка, не были чеченцами. До сих пор нет ни одного достоверного свидетельства о существовании отдельного формирования, воюющего на чеченской стороне, которое состояло бы из лиц славянской национальности. Кроме того, военнослужащих во время проведения «зачистки» поселка сопровождала бронетехника, а никакой бронетехники в распоряжении чеченских отрядов в районе Грозного нет уже с декабря 1999 г.
«Зачистка» поселка Новые Алды проводилась в течение нескольких часов. Если бы ее осуществляли не федеральные силы, подобная операция не могла остаться незамеченной федеральным командованием. Вместе с тем федеральное командование не сообщало о подобных действиях банд террористов. Наоборот, пресс-центр Объединенной группировки сообщал 5 февраля, что «федеральные подразделения сегодня проводят специальную операцию по освобождению от боевиков пригородных районов Грозного — это населенные пункты Алды и Черноречье». Боевики же, по сообщению пресс-центра, в Грозном в основном прекратили сопротивление.
Наконец, ответ из военной прокуратуры Северо-Кавказского военного округа на запрос Правозащитного центра «Мемориал» не оставляет никаких сомнений, что 5 февраля в поселке Новые Алды действительно подразделениями федеральных сил осуществлялась «зачистка» (См. Приложение 3).

* * *

Действия федеральных сил в поселке Новые Алды должны рассматриваться как открытое и массовое посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние людей, не принимающих участие в вооруженном противостоянии, и как коллективное наказание. Они нарушают неотъемлемые права на жизнь, свободу и безопасность, провозглашенные Международной хартией прав человека.
Эти действия противоречат ст.3, общей для всех Женевских Конвенций от 12 августа 1949 г., ст.ст.4 (п.1 и 2), 5 (п.1-3), 7 (п.1), 8 и 13 (п.1 и 2) Второго Дополнительного Протокола к Женевским Конвенциям от 8 июня 1977 г., ст.ст. 6 (п.1), 7, 9 (п.1) и 10 (п.1) Международного Пакта о гражданских и политических правах.
5 февраля 2000 г. грубейшим образом были попраны нормы ст. 2 и 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Совершенные в поселке Новые Алды деяния, с точки зрения авторов доклада, должны быть квалифицированы как преступления, предусмотренные ст.105 ч.2 Уголовного кодекса РФ (убийство при отягчающих обстоятельствах), ст. 111 ч.3 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах), ст. 162 ч.3 (разбой при отягчающих обстоятельствах), ст.167 ч.2 (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества при отягчающих обстоятельствах), ст.285 ч.1 (злоупотребление должностными полномочиями).

* * *

По мнению Правозащитного центра «Мемориал», эти трагические события не являются случайным эпизодом или печальным исключением. Наоборот, на наш взгляд, это закономерное следствие правового нигилизма, сознательно проявляемого властями России в ходе как первого, так и второго вооруженных конфликтов в Чечне, пренебрежения международными нормами в области прав человека и нормами международного гуманитарного права, нарушения российских законов и нежелания наказывать виновных в совершении преступлений против мирного населения.
В ходе нынешнего вооруженного конфликта убийства мирных жителей, подобные тем, которые происходили 5 февраля в поселке Новые Алды, совершались военнослужащими и сотрудниками МВД РФ и в других населенных пунктах (см. Вступление). На момент написания доклада авторам не было известно, чем закончится расследование органами прокуратуры РФ этих убийств. Однако уже совершенно очевидно из ответов военной прокуратуры на запросы «Мемориала», что надеяться на серьезное расследование и наказание виновных в гибели мирных жителей в Алхан-Юрте, Старопромысловском районе Грозного и других населенных пунктах не приходится.

* * *

Ответственность за содеянное должны нести не только непосредственные участники операции в поселке Новые Алды, но и лица, отдававшие им приказы, и более высокие руководители (в том числе высшие должностные лица РФ), по чьей вине такое стало возможным.
Преступники имели основания рассчитывать на безнаказанность: подавляющее большинство военных преступлений, совершенных в ходе первой чеченской войны, не были расследованы, а виновные не понесли наказание. В ходе нынешнего конфликта прокуратура в лице Главного военного прокурора Ю.Г.Демина заранее, до проведения расследований, оправдывала все действия федеральных сил. Такое попустительство порождало новые преступления.
Античеченская и антикавказская пропаганда, ставившая знак равенства между террористами и сепаратистами, стиравшая грань между членами вооруженных формирований и мирными жителями, развернутая российским официозом и подхваченная затем большинством публичных политиков и значительной частью средств массовой информации, также подталкивала к насилию и неизбирательным действиям — заранее оправдывала преступников. Это стало возможно в результате трех лет сознательного построения реваншистской мифологии, фальсификации, которыми занимались прежде всего пропагандистские структуры силовых ведомств, а также смыкавшиеся с ними националистические и «державные» силы. В настоящее время пропаганда не только не призывает к гуманному отношению и защите мирного населения, — она акцентирована на «мести за погибших товарищей» — т.е. заранее оправдывает новые преступления.
Руководство группировки федеральных сил систематически покрывает преступников. После убийств мирных жителей в селе Алхан-Юрт генерал Шаманов публично требовал «не трогать грязными руками российских солдат».
Российское политическое руководство, прежде всего Владимир Путин, основой предвыборной кампании которого стала «контртеррористическая операция» в Чечне, оправдывало действия военных — и исполнителей преступлений, и руководителей группировки.