02 октября 2000 г., Известия

Чисто уголовный процесс

Но адвокаты Бабицкого говорят о политическом преследовании журналиста

Алан Качмазов

Сегодня в Советском районном суде Махачкалы начинается суд над корреспондентом радиостанции "Свобода" Андреем Бабицким. Журналист обвиняется в использовании подложных документов.

Несколькими днями ранее сам Бабицкий заявлял представителям СМИ, что рассчитывает на обвинительный вердикт суда, поскольку, по его словам, власть не может простить ему журналистскую деятельность "по ту сторону фронта". Адвокат Бабицкого Генри Резник, осуществляющий стратегическое управление защитой, намерен акцентировать внимание на политической стороне дела, поскольку, по его словам, Генпрокуратура "пытается всячески дискредитировать Андрея Бабицкого", который на протяжении последних месяцев подвергался преследованию и давлению. Однако статья, по которой будут судить Бабицкого, говорит не о мести неудобному "щелкоперу", а о конкретном правонарушении.

Задержанный зимой этого года в Грозном журналист провел некоторое время в следственном изоляторе в поселке Чернокозово, после чего, как утверждают федеральные власти, по его же просьбе был передан чеченским боевикам в обмен на российских военнопленных. Спустя же несколько недель Андрей Бабицкий был задержан в Махачкале во время проверки документов: журналист предъявил патрульным документы на имя гражданина Азербайджана Али Исы-Оглы Мусаева. Как объяснял сам Бабицкий, паспорт на имя Мусаева ему выдали боевики, отобрав настоящий, и, указав в сторону Азербайджана, отпустили. Остается неясным, почему журналист сам не пришел в ближайшее отделение милиции и не рассказал о происшедшем, а несколько дней жил под чужим именем и даже представился им милицейскому патрулю. Именно использование фальшивых документов и вменяется в вину известному не только в России, но и за рубежом журналисту.

Попытка защитников Бабицкого представить процесс над корреспондентом радио "Свобода" как политическую расправу над неугодным журналистом вызывает много вопросов. Бабицкому, которому уже в Москве была изменена мера пресечения с содержания под стражей на подписку о невыезде, не грозит тюремное заключение. По словам начальника отдела по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам прокуратуры Дагестана Рашидхана Магомедова, за это преступление действующим законодательством не предусмотрено лишение свободы. Самое суровое наказание - исправительные работы на срок до 2 лет. Но и в этом случае обвинительный пафос мэтра отечественной адвокатуры представляется не вполне уместным - назначенный по делу Бабицкого судья Игорь Гончаров считает, что возможно и прекращение уголовного дела по амнистии.

Желание адвокатов Бабицкого привлечь внимание к начинающемуся в районном суде Махачкалы в принципе рядовому судебному процессу понятно. Практически всю зиму - с момента задержания журналиста на блокпосту - его имя звучало в новостях и привлекало пристальное внимание правозащитников и политиков, однако со временем о бесшабашном корреспонденте, ходившем за линию фронта к террористам, стали забывать. Как и о подробностях дела, которое будет рассматриваться в суде. И в этом случае сложно делать какие-либо прогнозы, основанные лишь на нормах уголовного права и собственном их восприятии. Говорящий о давлении на Бабицкого Генри Резник, при всем своем адвокатском опыте, фактически сумел настроить обвинение против своего подзащитного - Рашидхан Магомедов расценивает многочисленные высказывания в защиту Андрея Бабицкого как оказание давления на участников судебного разбирательства.

***

Ахмад Кадыров, руководитель администрации Чечни:

Единственным предметом переговоров с боевиками может быть сдача оружия и выезд лидера сепаратистов Аслана Масхадова за пределы республики. В ПАСЕ хотят, чтобы Россия надолго завязла в Чечне и ослабила бы свою экономику.

Сергей Ковалев, депутат Госдумы от СПС, правозащитник:

— Нарушения прав человека в Чечне продолжаются, и Россия должна отвечать за это как член Совета Европы. Страна — нарушитель обязательств не может оставаться безнаказанной, и необходимы действия — вплоть до начала процедуры исключения России из Совета Европы.