04 октября 2000 г., Независимая Газета

Россия погрязла в трясине очередной Кавказской войны

Через год после начала второй чеченской кампании стало ясно, что победа в боях не приблизила политический успех

Михаил Ходаренок

Начавшаяся год назад вторая чеченская кампания (как, впрочем, и первая) стала для российских военных внезапной. В 1999 г. руководство страны и Вооруженных сил пыталось решать совершенно иные задачи: выясняло отношения с НАТО, руководило совершением ротного 500-километрового марша для захвата аэропорта в Слатине, организовывало и проводило стратегические учения "Запад-99" (Москва по обыкновению ждала неприятностей с Запада), принимало самое активное участие в миротворческой акции в далеком от нас Косово. Между тем в это время догорали уже последние сантиметры бикфордова шнура, ведущего к запальному устройству дагестанского взрыва.

Как это обычно бывает в России, к началу войны многое оказалось совершенно не готово. По обыкновению, каких бы то ни было подробно и тщательно разработанных планов ведения боевых действий и соответствующих оперативных расчетов к моменту получения задачи от политического руководства страны у военного ведомства не было. Известно, например, что у военных до самого последнего момента существовало два (причем в спешке разработанных) плана. Первый - идти до Терека и на рубеже реки зимовать. Второй - наступать в горы и доводить кампанию до победного конца.

В этих условиях самую большую роль в успехе кампании сыграли развернутые незадолго до этого соединения и части постоянной готовности. Именно они явились основой группировки федеральных войск. Однако руководство военного ведомства, озабоченное, как обычно, глобальными проблемами, упустило из виду многие вопросы ведения боевых действий в условиях конкретного театра военных действий. В частности, несмотря на то что с самого начала предполагалось ведение боевых действий в горных условиях, в составе группировки федеральных войск не оказалось ни одного обученного и полностью укомплектованного положенным имуществом соединения, предназначенного именно для этих целей.

Подтвердила вторая чеченская кампания и другую недобрую традицию: на войну вместо полнокровных и полностью укомплектованных соединений и частей направляются импровизированные сборные команды округов и флотов. С сожалением приходится констатировать, что три года, отведенные Хасавюртскими соглашениями для подготовки очередного раунда вооруженного противостояния на Кавказе, не были использованы с полной отдачей. Даже небольшая война с сепаратистами и мятежниками на Кавказе потребовала напряжения практически всей имеющейся изрядно изношенной военной машины государства.

При всем этом российские войска выполнили поставленные им задачи - как обычно, в основном на энтузиазме и за счет эксплуатации "человеческого фактора". Крупные вооруженные формирования сепаратистов были уничтожены и рассеяны, города и деревни взяты штурмом (причем некоторые по нескольку раз). Война перешла в партизанскую и минную стадию, где враг для федеральных войск повсюду и в то же время практически неуловим.

Что же дальше? Согласно оценкам информированных источников, в ближайшие месяцы, вероятно, активность мелких чеченских формирований будет по-прежнему высокой. Рейды сравнительно небольших и хорошо вооруженных мелких групп мятежников, которые стали практически каждодневными, показывают, что действия российских войск пока не столь эффективны. Усиливается и без того масштабная минная война. Более того, по некоторым данным, сепаратисты способны к еще большему наращиванию сил. Подобные слухи о готовящихся военных акциях со стороны незаконных чеченских формирований появляются с необъяснимым постоянством. Однако то, что чеченские мелкие отряды обладают высокой мобильностью и в считанные часы могут оказаться не только в Грозном, но и за пределами Чечни, общеизвестно.

В настоящее время действия федеральных войск пока не приводят к желаемому для Москвы результату. Моральный дух мятежников не сломлен, воля к сопротивлению не подавлена. Руководители, идеологи и значительная часть командного состава вооруженных формирований уцелели в предыдущих боях. Каналы подпитки деньгами, пополнения людьми, боеприпасами, медикаментами не перекрыты. А поэтому жернова второй чеченской кампании продолжают методично перемалывать личный состав федеральных сил, технику, материальные ресурсы. Медленное погружение в трясину очередной кавказской войны продолжается. Между тем в истории еще не отмечалось случаев, когда длительное ведение боевых действий было бы выгодно государству. Становится очевидным, что необходима новая серия свежих военно-политических решений, выводящих ситуацию в Чечне на качественно новый уровень.