06 октября 2000 г., Известия

Разговоры о переговорах

Различная позиция государственных людей

Алан Качмазов

Вчера депутат Государственной думы России от Чечни Асламбек Аслаханов заявил о необходимости проведения переговоров с президентом Ичкерии Асланом Масхадовым. Предмет переговоров - условия прекращения огня.

Переговоры о прекращении огня в ходе любой войны являлись первым шагом к мирным переговорам или - при сохранении условий, когда одна из противоборствующих сторон однозначно проигрывает войну, - к безоговорочной капитуляции. Считать Россию проигрывающей войну - грешить против истины. Не может федерация, ведущая боевые действия против вооруженных отрядов одного из своих субъектов, считаться проигрывающей. Ведь ей достаточно просто блокировать административную границу (пресловутый санитарный кордон, с чего и начиналась контртеррористическая операция) и через всестороннюю блокаду вынудить сепаратистов не только сесть за стол переговоров, но и принять большую часть условий.

Тем временем официальный Кремль в лице помощника президента России Сергея Ястржембского продолжает заявлять о невозможности каких-либо переговоров с террористами, за исключением однозначного принятия противником условий безоговорочной капитуляции. То есть в данной ситуации Москва выступает как сторонник "войны до победного конца".

То, что Чечня и контртеррористическая операция уже давно стали игровой фишкой в большой российской политике, не секрет ни для кого. Другое дело, что заинтересованные лица проявили повышенную активность. Не успев стать "народным избранником", Асламбек Аслаханов заявляет о нобходимости проведения переговоров с Асланом Масхадовым. С человеком, которого федеральная власть не признает легитимным руководителем Чечни - для этого существует глава временной администрации Чечни Ахмад Кадыров. Который, кстати, также выступает за начало переговорного процесса с тем же Асланом Масхадовым.

Пикантность ситуации состоит в том, что сторонний наблюдатель воспринимает эту ситуацию, равно как и действия вовлеченных в нее официальных лиц, только лишь как попытку наработать политический капитал. При этом действия Аслаханова и Кадырова представляются - независимо от побудительных причин - трезвыми, расчетливыми и политически обоснованными и грамотными. Напоминающая же телодвижения слона в посудной лавке политика федерального центра выглядит как желание продолжать боевые действия в горной республике исключительно для удовлетворения личных амбиций одного человека или группы людей.

Предложения главы временной администрации Чечни Ахмада Кадырова и депутата Государственной думы Асламбека Аслаханова могут найти понимание не только в уставшей от войны Чечне, но и в самой России. Практически каждый день в ходе контртеррористической операции подразделения объединенной группировки российских войск на Северном Кавказе несут потери. Практически каждый день в города и села России прибывает запаянный в цинк "груз-200". Люди устают от смерти. От смерти родных, близких, знакомых, просто от вида похоронных процессий и залпов в воздух.

Но есть еще одна сторона вопроса. И Аслаханов, и Кадыров, и Ястржембский - люди государственные, выражающие государственные интересы. Но если помощник президента не в состоянии сделать шаг в сторону от обозначенного курса, то депутат и временный глава вполне в состоянии выразить собственную позицию. И отстаивать ее.