07 октября 2000 г., Красная Звезда

Год войны во имя мира

Вадим Саранов

С начала второго этапа контртеррористической операции на Северном Кавказе прошел год. 5 октября на брифинге для журналистов первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Валерий Манилов подвел его итоги.

Как было отмечено, второй этап контртеррористической операции включает в себя пять взаимосвязанных компонентов. Политическая часть операции была направлена на восстановление конституционной власти, системы органов управления, которые обязаны в рамках Конституции и российских законов осуществлять власть по обеспечению фундаментальных прав и свобод граждан России.

Эта система за годы дудаевского и масхадовского режимов была полностью уничтожена и в 1999 году была подменена так называемой шариатской системой.

Главной целью социально-экономического блока контртеррористической операции стало восстановление социальных основ жизни в Чечне, разрушенных до основания дудаевско-масхадовским режимом. Не работала большая часть предприятий, отсутствовала система здравоохранения и народного образования.

Одной из самых сложных задач генерал-полковник Валерий Манилов назвал информационную часть операции. Ее смысл заключается в том, чтобы в ходе контртеррористической операции и после нее восстановить нормальный информационный обмен, избавить чеченцев и всех, кто живет на территории ЧР, от страха и бандитского психологического террора.

Основной задачей войсковой части операции, где главную роль выполняли армейские соединения и части, стала ликвидация бандформирований и террористических образований как системы, а также основных каналов обеспечения наемниками, оружием, боеприпасами и уничтожение баз и лагерей боевиков.

Заключительный этап контртеррористической операции - специальная часть. В нее, по словам первого заместителя начальника Генштаба, входит проведение спецопераций при участии частей и подразделений спецназа, правоохранительных органов, Внутренних войск при поддержке армейских частей.

- Самая тяжелая - войсковая часть операции, - отметил генерал-полковник Валерий Манилов, - была завершена 15 апреля 2000 года. Все ее основные задачи выполнены. Уничтожено около 14 тысяч бандитов и террористов, ликвидированы их базы, системы управления и обеспечения. Возврата назад уже нет. Сегодня после проведения ряда мероприятий в рамках специальной части операции в Чечне остается 1,5-2 тысячи боевиков.

Наиболее боеспособная часть боевиков, отметил первый зам. начальника Генштаба, находится в горно-лесистой местности Курчалойского, Ножай-Юртовского и Веденского районов. Некоторая часть недобитых бандгрупп скрывается в Аргунском и Веденском ущельях и усиленно готовится к зиме. Отдельные бандгруппы есть в Грозном, южной части Урус-Мартановского района, южнее Аргуна и Гудермеса. Оставшиеся террористы закладывают мины и фугасы, обстреливают колонны. Все это требует специальных усилий по разведке, поиску, поимке и наказанию бандитов.

По словам генерал-полковника В. Манилова, в Чечне уже функционирует и совершенствуется система органов власти, во всех районах созданы администрации. Активно работают старейшины, которые препятствуют бандитам в вербовке молодежи в их пустеющие ряды.

Определенные успехи достигнуты в социально-экономической сфере. В Чечне работают 321 школа, 59 больниц, 106 фельдшерско-акушерских пунктов, 60 амбулаторий. Восстановлено 2.600 километров линий электропередачи, построено 153 подстанции, электроэнергией обеспечены 146 населенных пунктов, теплом - 189. Как отмечалось, в этой сфере предстоит проделать еще большую работу. Есть определенные трудности в финансировании, не хватает рабочих рук.

Генерал-полковник В. Манилов отметил, что “достигнут главный результат контртеррористической операции - возвращение криминально-террористического режима в российскую Чечню уже невозможно ни идеологически, ни физически, ни экономически. Российская власть в ЧР восстанавливается необратимо”.

Другие задачи контртеррористической операции, особо подчеркнул В. Манилов, были бы более зримы и значимы, если бы международный терроризм не продолжал оказывать недобиткам помощь наемниками, оружием и боеприпасами. Необходима консолидация мирового сообщества, чтобы пресечь эти каналы.