07 октября 2000 г., Московский Комсомолец

Смерть длиной в пять лет

В Грозном захоронили 124 человека, погибших еще в первую чеченскую

Александр Чуйков

Хорошо помню эти вагоны. Это было в конце марта. Я ходил по Ханкале и приставал ко всем офицерам с одним, по их мнению, идиотским и некорректным вопросом: "Где находятся тела военнослужащих и мирных жителей, убитых во время январского штурма Грозного в прошлую войну?". Генералы возмущались и говорили, что никаких вагонов с останками нет, это все выдумки журналистов. И только некоторые, стыдливо потупя взгляд, рассказывали, что есть такие вагоны, но где они стоят — военная тайна.

После нескольких дней поисков подвыпивший подполковник сказал: "Езжайте на желдорвокзал. Там на товарном дворе эти рефрижераторы стоят. Только аккуратно, там саперная разведка не проводилась". Потом совесть нашлась только у одного полковника, командира бригады внутренних войск, дислоцированной в Грозном. Узнав о незахороненных ребятах, он сразу дал БТР, саперов и сопровождение.

К товарному двору железнодорожного вокзала приходится добираться окольной дорогой, переулками с мертвыми домами. Ворота распахнуты настежь, все в дырках от осколков. БТР очень аккуратно въезжает во двор, стараясь двигаться по асфальту, объезжая воронки. Три "холодильника" и товарный вагон. Саперы идут впереди вместе со своей овчаркой Рексом. Рядом остатки зданий, какие-то склады, перевернутые, с огромными дырками в боку, цистерны. И ни одной живой души. Даже уцелевших собак нет. Капитан Андрей, идущий рядом, сквозь зубы матерится: "Поганое место, дохлое!".

У самого дальнего холодильника огромная дырка в крыше и сорванные взрывной волной двери. На земле пустые носилки и какие-то странные маленькие желтые осколочки. Это кости, которые выбросило из вагона. Они лежат тонким слоем. И когда случайно наступаешь на них, они тонко хрустят. Рекс не может работать в вагоне больше пяти минут. Выпрыгивает, припадает к земле и скулит. Внутри черепа, осколки костей, специальные мешки с чем-то, только отдаленно напоминающим человеческие останки. На некоторых обрывки камуфляжной формы. Они лежат на носилках, лежат на полу, лежат друг на друге. Десятки тел в одном вагоне. Запах смерти ощущаешь не носом, а всей одеждой, кожей, нутром. Он влезает в тебя, и, если закрыть глаза, кажется, что лежишь рядом с ними. Второй вагон мы открывать не стали. Когда уезжали с товарного двора, все облегченно вздохнули. А Рекс завыл...

Работа по идентификации тел погибших была проведена в Грозном после прихода к власти Аслана Масхадова. Чеченская сторона обещала предоставить охрану и обеспечить электроснабжение рефрижераторов, в которых хранились останки погибших. В одном из специальных вагонов жили и эксперты. Но работа была прервана из-за похищения российских специалистов. Судьба экспертов до сих пор неизвестна.

...Помню еще одно кладбище в Грозном. Лето 95-го. Жара. Уже полгода, как Грозный освобожден. Высокопоставленный помощник полномочного представителя Ельцина в Чечне, а ныне трехзвездный генерал, выступающий постоянно по телевизору, с жаром рассказывает о попытках наладить троллейбусную линию, об освещении центральных улиц. А в это время на так называемом христианском кладбище вырыты несколько рвов. Они тянутся на десятки метров. На дне стоят ряды носилок с трупами. Никаких специальных мешков. На многих еще ясно видна российская форма. Носилки стоят и рядом со рвами. Около некоторых лежат скромные букеты. Лиц и возраста уже не различить. Иногда подъезжает специальная команда и сбрасывает новые мумии...

Останки 124 погибших преданы земле. Православный священник отслужил панихиду "по невинно убиенным". Они теперь лежат рядом: христиане и мусульмане, возможно, бывшие враги, стрелявшие друг в друга. Они лежат рядом, и души их наконец-то успокоились и больше не будут неприкаянными и обозленными бродить по этому миру. Пусть земля им будет пухом!

Р.S. За год второй чеченской войны, с 1 октября 1999 года по 4 октября нынешнего года, в Чечне, по официальным данным, погибло 2 тысячи 472 военнослужащих. Ранено 7 тысяч 76 человек. 26 человек пропало без вести. Только за прошедшую неделю потери федеральных сил в Чечне составили 20 человек погибшими и 48 ранеными.