11 октября 2000 г., Красная звезда
“Хаттаб-югенд
”Роман Бойков, Виталий Денисов
“Разгрузка” начальника связи полка была ему явно маловата. Но хорошая “разгрузка” в наше время - порядочный дефицит. Их выменивают у милиционеров и “вовиков”, как в обиходе армейцы называют Внутренние войска, даже покупают. Потому в воюющих подразделениях жилетки с карманами под гранаты и автоматные магазины встречаются всех фасонов и почти всех вариантов камуфлированных расцветок, а то и просто кустарные “самопалы”. И уж если тебе не повезло разжиться, то будешь таскать не самый удобный “лифчик” стандартного производства.
- Маловата кольчужка? -спросили мы майора.
- Сейчас-то она больше стала, - усмехнулся тот. - Лямки перешил, чуть надставил. Ничего, носить можно... Только на бушлат не надеть.
- А почему такой размер маленький? Для лилипутов?
-
Почему для лилипутов? Для детей...- ???
- Мы под Харсеноем целый склад детских вещей нашли. Сплошной камуфляж маленьких размеров: костюмы, разгрузочные жилеты. Учебной литературы, конспектов - килограммы. Детский учебный лагерь Хаттаба, как выяснилось.
На следующий день нам показали конспекты. Аккуратно разрезанные в виде блокнотов тетрадки были заполнены старательным почерком с изрядным количеством грамматических ошибок. Вообще-то необходимо отдать должное тем,
кто готовил этих “учеников”. Они смогли довольно объемный учебник сержанта мотострелковых войск уложить в четыре десятка рукописных листков. Здесь тактико-технические характеристики современного стрелкового вооружения, рисунки сеток прицелов и перечень недостатков стрелкового оружия, правила стрельбы из РПГ, АГС, ПК. Даже таблица стрельб из миномета.Отдельный и самый большой кусок занимает инженерная подготовка. Здесь не только типы современных и зарубежных минно-взрывных средств, но и подробные рекомендации по самостоятельному “конструированию” с использованием подручных материалов. Типы взрывателей или замыкателей поражают воображение. Оказывается. чудеса можно творить при помощи обыкновенной расчески, мышеловки, тюбика зубной пасты и многого, многого другого. Орудием убийства может стать даже... электрическая лампочка. Естественно, мы не можем рассказывать об “изысках” террористической мысли, но кое-что авторы этих строк сами узнали впервые, несмотря на военное образование и полтора десятка лет службы. Как, например, то, что скоба гранаты, опускаемая в бензобак автомобиля, оборачивается несколькими витками изоленты: один виток
— взрыв через пять минут, два — через двадцать. И так далее...Серьезное место в обучении занимала и тактическая подготовка. Но. кроме схем опорных пунктов, построений боевых порядков в обороне, на марше, в поиске и при нападении, особая роль отводилась дисциплине. “Боевой устав моджахеда” требует от него беспрекословного подчинения амиру (командиру отделения) или помощнику амира. Ну и, конечно, полной преданности делу джихада.
Отдельная тема - скрытность действий.
“Секретность дела прежде заключается в скрытности своих действий от своих близких, родственников, от семьи, от друзей. От секретности во многом зависит успех операции...
Успех операции зависит еще от внезапности действий моджахедов. От информации, собранной о противнике. От правильно разработанного плана операции и плана отхода. От физической подготовки, т.к. приходится нести от 40 до 70 кг...”
Помимо боевой подготовки, особое внимание уделялось идеологии. При этом идеи, по-видимому, давались не в отрыве от практических занятий, а параллельно.
Кое-какие посылки заставляют задуматься:
“Виды войны:
- Политическая...
- Информационная, или война средств массовой информации.
Заключается в дискредитации твоего противника выбросом наружу компрометирующих материалов, а самим показывать свою победу...”Нечто подобное мы наблюдали и кое-что продолжаем наблюдать и сейчас. Тут, как говорится, комментарии излишни. А вот финансовому обеспечению действий незаконных вооруженных формирований отводится немало места. Ученикам школы Хаттаба старательно вбивали в головы, что для войны нужны деньги. Где их взять? Вот, к примеру, дословно переписанная, с позволения сказать, инструкция (орфография сохранена):
“I. Снять пост завладеть
оружием.
2. Взять заложника, трести деньги.
3. Уничтожить християн или иудеев которые развращают невеждественных мусульман.
4. Нанести экономический удар”.
Или выписка из другого конспекта:
“1
. Убить - украсть (бабы).2. Купит необходимое (энструменты, матерьялы, батарейки).
3. Добить всех”.
В истории уже были факты, когда одним с детства прививалось превосходство над другими. Над народами, расами, религиями... Чем это закончилось, мы знаем. Помнят ли это “учителя”, стремящиеся забрать у своих учеников не только жизни, но и душу?
К сожалению, уроки ненависти частью чеченской детворы и молодежи усвоены хорошо. Проходящим через населенные пункты российским военным 12-13-летние пацаны на полном серьезе демонстрируют характерный жест, означающий перерезание горла. Но если бы дело ограничивалось только этим. В день, когда мы уезжали из-под Урус-Мартана, как уже бывало не раз, саперы поутру сняли несколько “свежих” растяжек. Возле них четко отпечатались следы ног. Приблизительно 35-36-го размера...