12 октября 2000 г., Красная Звезда

Дом Котова под Алхан-Юртом

Капитан Александр Бойко

Свое боевое крещение заместитель командира роты по воспитательной работе гвардии старший лейтенант Юрий Баранов вспоминает неохотно: боль за потерянных в бою товарищей еще не прошла.

- Шли колонной по дороге в Наурском районе. Первый выстрел из гранатомета поразил боевую машину дозора, и рота попала под перекрестный огонь. На меня упал один из солдат. Помогаю ему подняться, а он уже мертв...

В том страшном бою, 2 октября 1999 года, Юрий потерял несколько своих боевых товарищей. Он не скрывает, что и сам в первые минуты растерялся. Но потом взял себя в руки, подумав о людях, которые были рядом с ним. Все они также впервые попали в сложную ситуацию. Во многом благодаря четкому управлению подразделением командира роты гвардии старшего лейтенанта Валерия Плохотнюка Юрий Баранов справился с эмоциями и вместе с ротным вывел людей из-под перекрестного обстрела. Это боевое крещение Юрий прошел лейтенантом. До этого, пожалуй, самым волнующим событием в его биографии оставался лишь выпуск из военного училища.

После отличного окончания Санкт-Петербургского ВОКУ в 1999 году Юрий Баранов получил назначение в одно из прославленных подразделений Московского военного округа. Приняв взвод, вывел его в передовые. Следующей была должность заместителя командира роты по воспитательной работе. Хоть Юрий и вырос в семье военного, служба ему давалась нелегко. Да и у кого легко проходит пора командирского становления?

Однако по-настоящему мужать пришло время, когда его подразделение в составе полка пересекло административную границу с Чечней. С тех пор полк не выходил из боев практически ни на один день. Вот когда пригодилось то, чему его учили в командном училище.

Рассказывает заместитель командира полка по воспитательной работе гвардии полковник Юрий П-к:

- Молодые офицеры еще на родном полигоне учили своих солдат стрелять без промаха из всех видов стрелкового оружия. А еще - умело пользоваться саперной лопаткой, ставить растяжки... И именно на них подорвались немало наемников, любивших стрелять с заранее подготовленных ночных укрытий по нашим позициям.

Многих из так называемых полевых командиров гвардейцы вскоре уже знали по именам. Хорошо изучили и повадки неприятеля. Ведь разделяло их в лучшем случае 60-70 метров. Бандиты никогда не кричали гвардейцам “сдавайтесь”. Знали, что те только еще злее становятся от этого слова.

- Если в первые дни боев приходилось буквально силой поднимать вжавшихся в землю ребят, то позже появилась другая проблема, - говорит гвардии подполковник П-к. - Обвыкнув, часть гвардейцев вошла, что называется, во вкус. С трудом порой удавалось уберечь воинов от, так сказать, игры со смертьюb

Тяжелым испытанием для роты стали бои за село Алхан-Юрт. Боевая задача не ограничивалась взятием моста через Сунжу. Необходимо было занять вторую часть села за этой речкой и углубиться в сторону Грозного. Такие действия перекрывали бандитам пути доставки боеприпасов и провизии с Алхан-Калы.

Главным препятствием для гвардейцев стали хорошо укрепленные и эшелонированные огневые точки противника. Да и подступы к мосту оказались заминированы. Боевики ждали подмогу из Алхан-Калы.

Тогда командир полка гвардии полковник Сергей Л-ов принял решение: навязать бой на окраине Алхан-Юрта и тем самым, отвлекая боевиков от моста, перекрыть дорогу подмоге, уже спешившей к бандитам.

Под прикрытием темноты подразделение офицера Михаила Котова с другой ротой пробиралось в тыл к бандитам. Заняло на окраине села один из домов. Конечно, незаметно это не удалось сделать. Однако задача уже была выполнена наполовину. Когда гвардейцы заняли в доме круговую оборону, оказалось, что все остальные дома вокруг в руках боевиков...

Первый выстрел в сторону занятого нашими ребятами дома раздался в 2 часа ночи. На крики “аллах акбар” стали подтягиваться остальные группы бандитов. 23 гвардейца героически обороняли строение до полудня, держа в секторе обстрела дорогу, на которой так и осталась лежать часть наемников. Позже этот чеченский дом воины по праву окрестили “домом Котова” - по аналогии со сталинградским домом Павлова...

В это время полк основными силами ударил по мосту и ворвался в Алхан-Юрт. Когда боевики на мосту подорвали первые два танка и ранили командира полка, взвод во главе с гвардии старшими лейтенантами Валерием Плохотнюком и Юрием Барановым вышел вперед и, уничтожив огневые точки бандитов, создал плацдарм. К вечеру село Алхан-Юрт было освобождено от бандитов.

После этого боя авторитет молодых офицеров значительно вырос. Даже контрактники не позволяли себе каких-либо фамильярностей по отношению к ним. Обращались к офицерам по имени и отчеству, несмотря на свой “почтенный” возраст. Дорожили своими командирами. Ведь на них в первую очередь охотились боевики.

Но не уберегли... Сначала под Черноречьем ранило старшего лейтенанта Юрия Баранова: 5 мин. упало рядом с ним, посекло ноги. Гвардейцы вовремя вынесли его из-под минометного “дождя”. Только опомнились, как ранило командира роты Валерия Плохотнюка...

Подлечившись, офицеры остались в строю. Ведь впереди их ждали Веденское ущелье, горные дороги Чечни и Дагестана. Вместе со своими солдатами они прошли с боями более 350 километров. Прошли и провели технику по горам, там, где, по словам местных жителей, лишь мотоцикл проезжал, да и то без коляски.

...Сегодня отважные офицеры в строю и с честью выполняют поставленные перед ними учебно-боевые задачи в подразделениях МВО. Глядя на них, нет-нет да и подумаешь: есть все же будущее у Российской армии! Но если бы все зависело только от них. Сегодня гвардейцам приходится своими силами восстанавливать казармы и учебно-материальную базу. Сменив боекомплект на мастерок, молоток и кисти, они как всегда работают на совесть. Только вместо пуль и осколков над их головами “свистят” приказы и поджимают сроки. Увы, не до боевой учебы.

Уже покидая подразделение, поинтересовался у солдат, какие боевые награды вручены гвардии старшему лейтенанту Юрию Баранову, другим младшим офицерам. Медаль Суворова, медаль и орден “За заслуги перед Отечеством”, четко перечислили бойцы. Почему об этом именно у них спросил? Знаю, не любят офицеры выставлять свои награды напоказ, еще реже стремятся говорить о боях.

А еще я случайно узнал сокровенную мечту Юрия Баранова: работая в должности заместителя командира роты по воспитательной работе, он всегда стремился доказать, что достоин командовать ротой. Проявленное бесстрашие в боях и хорошая подготовка подразделения, где он служит, во многом тому подтверждение. И это, хочется верить, не останется незамеченным командованием части.