12-18 октября 2000 г., Общая газета №41

Террористы дышат на Ладена

Взрывы на Ставрополье. Кому это выгодно?

Юлия Игнатьева

По сообщению Главного управления Генпрокуратуры на Северном Кавказе, уголовные дела по фактам взрывов в Невинномысске и Пятигорске объединены в одно - по статье “терроризм”. Предполагается, что все три теракта совершены одной группой. Однако официальные лица не настаивают на “чеченской” версии, как это бывало в подобных случаях раньше.

Что из этого следует? На вопрос “ОГ” отвечают известные российские политологи.

Сергей Марков, директор Института политических исследовании

- Эти акции направлены против политики российских властей на Северном Кавказе, против армии, воюющей в Чечне. Я согласен, что все три взрыва - дело рук одной террористической организации. Но ставший для нас привычным термин “чеченские террористы” употреблять уже нельзя: в ваххабитских бандах преобладают не чеченцы, а ближневосточные арабы. Социальная база движения - та же, что и у коммунистов в начале века, а именно - самые нищие и отсталые слои. Только теперь они борются не с “капиталистическим интернационалом”, а с благополучным, сытым “белым” человечеством: американцами и европейцами. Россия тоже принадлежит этому миру.

Методы их борьбы свидетельствуют о скудости средств и недостатке ума. По сравнению с такими известными террористическими организациями, как ИРА, ЭТА и боевиками Бен Ладена, наши ваххабиты совершенно бесталанны. Приписываемые им изощренность ума, хорошая “профессиональная” подготовка, необычайная ловкость исполнения терактов - в действительности мифы. Привычка не брать на себя ответственность за взрывы - не более чем свойство их бандитского почерка, а отнюдь не основание для снятия с них обвинения.

Всем очевидно, что взрывы последних лет организованы и осуществлены одними и теми же людьми. Но меняется отношение общества и СМИ к этим событиям. Если говорить о жителях России, то они устали, смирились и уже не надеются, что этому когда-нибудь придет конец — поэтому так вяло реагируют на терроризм. Что касается СМИ, то они действуют соответственно политическому моменту. Сегодня ситуация в Чечне стабильна - ни эскалации военных действий, ни капитуляции одной из сторон не предвидится. Отсюда - спокойный тон в газетах и на ТВ.

Взрывы в Ставрополье должны приучить нас к мысли, что и война в Чечне, и террористические акты в российских городах будут продолжаться еще очень долго.

Андрей Пионтковскии, директор Центра стратегических исследований

- Я не знаком с материалами дела, но считаю весьма вероятной криминальную версию взрывов. Не стоит также забывать результаты расследований более ранних преступлений, таких как взрывы в жилых домах в сентябре 1999 года, непонятная находка в подвале жилого дома в Рязани, трагедия на Пушкинской в Москве. Внятных объяснений происшедшего мы так и не услышали, несмотря на громкие обещания властей. На месте ставропольских следователей я бы не сбрасывал со счетов возможность причастности к этим событиям спецслужб.

Главное, на что я бы обратил внимание в связи со взрывами в Пятигорске и Невинномысске, это разумные оценки со стороны руководителей правоохранительных служб вообще и Сергея Ястржембского в частности. Их заявления об отсутствии “чеченского следа” свидетельствуют о том, что власть начинает менять свое отношение к чеченской проблеме. Военные успокоились (“ястреб” Шаманов и вовсе решил уйти в губернаторы) и больше не грозятся “загнать в горы и уничтожить”, а призывают политиков к более активным контактам с авторитетными людьми в Чечне.

Сегодня появилась надежда на выздоровление общества от недавнего псевдопатриотического, а по сути националистического угара, в котором страна пребывала несколько лет, умело направляемая из Кремля. Кремль же наконец понял, что во взаимоотношениях с Чечней мы пришли к тому, с чего начинали войну. То есть результат всех усилий, в том числе пропагандистских, — нулевой. Война не смогла решить ни одной проблемы, а только породила новые. И единственный путь избавления от них - это завоевать доверие чеченского народа. Поэтому пугать публику версией о “чеченском следе” в последних взрывах было бы сейчас очень опасно и наверняка несправедливо.