13 октября 2000 г., Московский комсомолец

Призрак замирения

Миссия ОБСЕ возвращается в Чечню

Аркадий Бабченко

МИД России поручено определить срок возвращения группы содействия ОБСЕ в Чечню, а также обеспечить координацию действий федеральных органов исполнительной власти и взаимодействие группы содействия с полномочным представителем Президента РФ в Южном федеральном округе и главой администрации Чеченской республики.

Похоже, что чеченская война действительно свертывается. Об этом говорят многие факты, очень логично ложащиеся в цепочку. Это и заявление Полномочного представителя президента в Южном округе Виктора Казанцева о том, что армия выполнила свои задачи и должна быть выведена из Чечни до конца года. Однако, если уйдет армия, то придется выводить всех силовиков - и внутренние войска, и милицию, и ФСБ, - оставить их в Чечне без поддержки военных - значит бросить на съеденье боевикам. Это и введение дифференцированной оплаты за участие в боевых действиях, когда "президентскими боевыми" будет оплачиваться только непосредственно огневой контакт с противником. Те же, кто не принимал участия в контактном бою, будут получать командировочные плюс два оклада. Но вряд ли кто-то из находящихся в Чечне солдат и офицеров согласится подвергать свою жизнь опасности бесплатно - шансов погибнуть там предостаточно и без непосредственного контактного боя. Это и небезызвестные слова Басаева о том, что деньги Бен Ладена, финансирующего исламских боевиков, теперь надо направлять в Москву, - боевикам надоело зимовать в горах, и они хотят свернуть войну до наступления холодов. И наконец, в завершение этой цепочки, поручение правительства определить срок возвращения в Чечню миссии ОБСЕ.

Возвращение в Чечню ОБСЕ - пожалуй, самый верный признак того, что чеченская война стала Кремлю не выгодна. И денег на нее тратится уйма, и армия там завязла в минной войне, и солдаты беспредельничают направо и налево...

Чечня свои задачи выполнила. Не военные, конечно, - до полного контроля над территорией республики федералам еще как до Пекина. Но военные задачи перед правительством и не ставились. Задачи ставились исключительно политические, и Чечня с блеском с ними справилась. Путин показал себя правителем с твердой рукой, способным "мочить боевиков в сортире", а больше от этой войны ничего и не требовалось.