13- 19 октября 2000 г., Независимое военное обозрение №38

В рейс, как в бой

Каждая проводка военной автоколонны в Чечне - настоящая, тщательно подготовленная боевая операция

Вадим Удманцев

Поднимая клубы пыли, очередная колонна центроподвоза идет по запланированному маршруту Ханкала-Сюжи. Защитного цвета лента растянулась не на один километр, перебрасывая боеприпасы и продовольствие в одну из частей 42-й мотострелковой дивизии, дислоцирующейся в Чечне. Битком набитый встречный рейсовый автобус и следующие за ним гражданские легковушки приткнулись у обочины, уступая полотно частично разбитой дороги и терпеливо ожидая, когда проедут военные. Застывшие за придорожными прилавками чеченки-торговки, прикрываясь платками от пыли, с любопытством и настороженностью провожают глазами каждую единицу техники, пристально вглядываясь в обветренные сосредоточенные лица водителей, безукоризненно соблюдающих на марше положенную дистанцию, с интересом рассматривая загорелых молодых солдат, уверенно разместившихся на броне машин боевого сопровождения: у них это, видимо, уже не первый и привычный вояж.

ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА

То приближается, то удаляется стрекот вертолетов - "крылышки", как их любовно называют автомобилисты, описывают в небе беспрерывные круги над колонной, бросая тени на широкую пойму пересохшего Аргуна, вдоль которого расположилось село Дуба-Юрт. Вот позади железный мост, здесь - недолгая остановка: слева и справа показались покрытые лесом горы - знаменитые Волчьи ворота, командование ожидает результатов последней авиаразведки. Густо поросшие "зеленкой" склоны местами зияют лысыми проплешинами - наглядными результатами артобстрелов и атак с воздуха в ходе зимних боев. Эти окрестности и осматривают сейчас "вертушки".

Колонна трогается дальше. Повсюду видны следы войны: разрушенные и полуобгоревшие дома с провалившимися крышами, огороды, из-за отсутствия хозяев заросшие сорняками, железные ворота во дворы, неизменно выкрашенные по местным обычаям в зеленый цвет, но обильно испещренные дырами и выбоинами от пуль и осколков, а также множество неразорвавшихся мин, снарядов и прочего убийственного металлолома, который лежит прямо по обочинам дорог.

Начинается наиболее сложный участок - Аргунское ущелье: с одной стороны дороги высятся горы, с другой - в пятидесяти, а то и ста метрах ниже - бурлит река. Надо сказать, красота необыкновенная: природные скальные грунты самых разных оттенков контрастируют с зеленью дикорастущих деревьев и кустарников, а горные ручьи водопадами и мелкоструйчатыми потоками в некоторых местах ниспадают прямо на проезжую часть, где-то даже частично подмывая дорогу. На фоне нежно-голубого неба с клочьями облачков пейзаж кажется ожившей сказкой, особенно когда его дополняют сторожевые башни стародавних времен, как будто что-то высматривающие вдали черными пустыми глазницами бойниц.

Увы, эта благостная картина и девственная тишина когда-то заповедных мест обманчивы - в любой момент они могут взорваться гибельным грохотом боя, и тогда снова в кристально чистом воздухе гор запахнет смертью. Но пока все спокойно. Только водители старательно объезжают каменные завалы, воронки и торчащие кое-где из земли неуправляемые реактивные снаряды. А о тех, с кем приходится воевать в Чечне российской армии, напоминают лишь трех-пятиметровые шесты с металлическими флажками - могилы погибших боевиков, которые словно незванные гости высятся на чеченских кладбищах среди древних каменных обелисков с высеченной на них арабской вязью.

На всем протяжении ущелья - в селах Дачу-Борзой, Ярышмарды, Зоны - выставлены блок-посты, ощетинившиеся крупнокалиберными пулеметами и орудиями. Бравые парни в солнечных очках и банданах, с ног до головы обвешанные оружием, одним своим видом внушают уверенность в том, что и эта колонна, и другие благополучно дойдут до конечного пункта назначения.

Водители не сомневаются в этом еще и потому, что их ведет майор Пушкарев - по словам сослуживцев, порядочный, знающий свое дело офицер, который прибыл в автобатальон из запаса капитаном, когда начались военные события в Дагестане. Там он проявил незаурядные командирские способности: был награжден медалью "За отвагу", досрочно ему присвоили очередное звание. Сейчас он - в Чечне.

Наконец из-за скального выступа показались крыши домиков очередного населенного пункта и железная арка с заржавевшей вывеской: "ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ШАТОЙ!" Отсюда до конечного пункта, как говорится, рукой подать. Скоро Сюжи...

КОЛОННЫ

Основные маршруты движения колонн из Ханкалы: на Червленную, Моздок, Кизляр, Старые Атаги, Шатой, Итум-Кале, Веденское ущелье - в базовые районы наших частей.

По словам полковника Миронова, начальника автомобильно-дорожной службы ОГВ(С) в Северокавказском регионе, объем подвоза материальных средств войскам большой, а бандитов много, поэтому соваться в труднопроходимую горную местность без соответствующей подготовки нельзя. Командование постоянно ведет разведку маршрутов движения, наблюдает за их состоянием, особенно, мостов. Налажена и инженерная разведка. В зонах ответственности каждый из командиров частей обеспечивает свой участок дороги. И только тогда, когда все проверено, должностные лица доложили о готовности, начинается движение. На наиболее опасных участках пути - там, где лесистая местность и вероятна установка мин, фугасов - проверяется практически все.

Составы колонн определены приказом командующего ОГВ(С), при этом предусматриваются все элементы разведки, технической помощи, непосредственного и дополнительного охранения, чтобы исключить внезапные нападения. На один грузовик приходится пять единиц техники боевого охранения: БТРы, автомобили с зенитками. Обеспечены колонны и средствами инженерной разведки. Без прикрытия с воздуха они также не выезжают, причем вертолеты - "крылышки" - тоже проверяют, нет ли врага впереди. С боевым охранением регулярно проводятся занятия, для поддержания надежной связи практикуются радиотренировки. Малейшие нарушения правил проводки колонн, даже в том случае, когда они не влекут каких-либо серьезных последствий, тщательно расследуются. На случай несанкционированного выхода одиночных машин у автомобильно-дорожной службы федеральной группировки есть сеть диспетчерских пунктов, на которых эти "бродяги" отлавливаются, а виновные в таких "заездах" привлекаются к ответственности.

Все эти строгости вполне оправданы: офицеры-автомобилисты говорят, что в нынешнем году не было ни одного подрыва в колоннах центроподвоза, ни одного серьезного нападения на них, хотя попытки напакостить бандиты не прекращают: каждый день в разных местах саперы находят разные минно-взрывные "подарки" - то в Веденском ущелье, то в Ярышмарды, то в Дуба-Юрте. Конечно, стопроцентную гарантию от обстрелов и засад не даст никто, но делается все возможное для того, чтобы их исключить.

ВОДИТЕЛИ

Полгода в пункте постоянной дислокации прибывающие в состав ОГВ(С) военные водители проходят доподготовку, учатся вождению автомашин, а по мере того, как получают определенные навыки, начинают выполнять поставленные боевые задачи. Сперва осуществляют перевозки только на равнинной местности и на небольшие расстояния. При этом они ревностно выполняют свои обязанности, не ропщут, хотя порой бывает тяжело. Видимо, понимание важности работы помогает переносить все трудности и невзгоды.

Автомобилями в колоннах, идущими по горной местности, управляют, в основном, опытные профессионалы. В некоторых подразделениях служат до 30% солдат-контрактников. По словам начальника автодорожной службы, это наиболее ответственные и профессионально подготовленные люди. Они способны быстро устранить технические неисправности, возникающие в дороге; работая в автопарках, способствуют скорому восстановлению и ремонту машин. Мало того, что они специалисты хорошие, плюс к тому еще и добросовестно выполняют требования, предъявляемые к ним как к военнослужащим.

А требования здесь жесткие, ответственность большая, поэтому с разгильдяями расстаются без сожаления. Ведь с водителя спрос особый: он во время загрузки еще учитывает, что и сколько укладывают ему в кузов, так как лично несет материальную ответственность за перевозимое. (К сожалению, и в войсковой группировке в Чечне существует проблема сохранности грузов). Но бывает, что в полевых условиях поначалу неорганизованный человек меняется - это результат целенаправленной воспитательной работы. К тому же сама обстановка не позволяет расслабляться - водители в машине не защищены ничем, поэтому практически каждый из них за участие в дальних рейсах в составе колонн получает государственную награду.

Есть и случаи коллективного героизма - заместитель командира 43-й автомобильной бригады по воспитательной работе подполковник Булла рассказал о подвиге группы своих военнослужащих в самом начале контртеррористической операции в Дагестане. Когда в результате обстрела в колонне с боеприпасами загорелось несколько машин, капитан Водопян и рядовые Таранов, Грицай и Каверин своевременно приняли меры, благодаря которым большую часть ценного, но опасного груза удалось спасти. Военные автомобилисты получили ожоги различной степени, но сумели предотвратить гибель всей колонны. За проявленное мужество и находчивость солдаты были награждены медалями "За отвагу", а офицер - медалью ордена "За заслуги перед Отечеством".

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ - ТЕХНИКА

Колонны стараются двигаться со скоростью 80-90 км/ч, если позволяет состояние дороги. Однако в летнее время вынуждает ездить медленнее запыленность, а зимой - гололед, скользкая проезжая часть. Общее количество транспортных средств в колоннах, включая боевое охранение, доходит от двадцати до ста. Техника в основном дизельная: КамАЗы, "Уралы", лишь передвижные радиостанции работают на бензине.

Парк машин старый - как правило, автомобили выпуска 1985-1992 гг. Коэффициент технической готовности - 5-10% неисправных автомобилей, и полковник Миронов мечтает: "Если бы машины были новые, тогда коэффициент можно было бы до единицы подтянуть. А пока держимся усилиями контрактников, хороших технарей". Новых запчастей мало. Ремонтный фонд восполняется в основном за счет сломанных машин - изношенные запчасти, которые еще куда-то годятся, идут на замену.

С горюче-смазочными материалами проблем нет, а вот запасная резина в горах, где скальные грунты, снашивается гораздо быстрее, чем определено нормативами. К примеру, положено ей 40 тыс. км прослужить, а она через 15 тыс. км уже никуда не годится, но ее все равно приходится использовать. Вдобавок - новая напасть: Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) увеличило срок эксплуатации аккумуляторов еще на один год. Между тем качество отечественных аккумуляторов и без того оставляет желать лучшего, поэтому некоторые машины часто приходится заводить "с толкача".

Однако главным сейчас для войсковой группировки в Чечне, как и для всей армии в целом, является кадровый вопрос: непозволительно низко упал престиж военной службы, а потому остро ощущается нехватка младшего офицерского состава. Увольняются ветераны, утрачивается бесценный боевой опыт, оплаченный потом и кровью, накопленный предыдущими поколениями. Подготовка же прибывающих в ОГВ(С) выпускников автомобильных училищ, по словам начальника автомобильно-дорожной службы, слабовата. Очевидно, курсанты лишены сейчас возможности периодически совмещать теорию с практикой, без чего нельзя хорошо изучить технику. Здесь, в Чечне, молодым командирам приходится наверстывать упущенное во время маршей и в автопарках, работая непосредственно с боевой техникой и людьми.

А среди молодых бойцов, уже понюхавших пороху и познавших цену фронтового братства, к сожалению, очень невелико число тех, кто выбирает офицерскую карьеру, хотя многие из них могли бы стать толковыми командирами - гордостью, надеждой и опорой российских Вооруженных сил. Это о них полковник Миронов сказал с нескрываемой грустью: "Есть солдаты, которые подают рапорта о поступлении в военные вузы, но их очень мало. Большинство здесь думают о том, как лучше выполнить поставленную боевую задачу и скорее вернуться домой..."

Ханкала-Сюжи-Москва