14 октября 2000 г., Коммерсантъ

Чеченцы остались без телевидения

Сергей Дюпин

Сотрудники ГУБЭПа обнаружили на московском складе мощный телепередатчик стоимостью $1 млн. По мнению оперативников, устройство, с помощью которого можно было организовать автономное телевещание на весь Кавказ, пытались переправить боевикам их заграничные спонсоры.

За работой таможенного склада временного хранения “Градаус”, расположенного неподалеку от аэропорта Внуково (в поселке Толстопальцево), оперативники ГУБЭПа следили несколько месяцев. Сюда чуть ли не ежедневно приходили фуры, доверху загруженные импортными сотовыми телефонами, пейджерами, переносными радиостанциями и другой техникой связи. При этом у милиционеров была информация, что руководство фирмы существенно экономило на таможенных сборах: грузы декларировались как гораздо более дешевые лампы дневного света, щелочные аккумуляторы и электрические провода.

Несколько дней назад, после того как в ворота “Градауса” въехала 171-я за последний месяц фура, склад решили брать. Увидев десятки тысяч телефонов и радиостанций, оперативники стали проверять соответствующие документы. Убедившись в том, что вся аппаратура действительно декларирована как лампочки, начали пересчитывать и описывать товар для составления протокола о неуплате таможенных платежей. Каково же было удивление губэповцев, когда на одном из стеллажей под грудой оберточной бумаги они обнаружили ящик, в котором находился компактный телепередатчик японского производства!

Как выяснилось, телепередающее устройство, использование которого в России категорически запрещено без соответствующего разрешения Госсвязьнадзора, прежде чем попасть в Москву, проделало длинный путь. Его привезли в Сингапур из Японии, затем отправили в Финляндию, и только оттуда передатчик попал в Россию. Кто отправил груз летать через всю Азию и Европу, выяснить так и не удалось. Не смогли пока установить и его российского получателя. По документам ящик, содержимое которого милицейские эксперты оценили в $1 млн, предназначался некой фирме “Лира-Трейд”. Но когда “Лиру” проверили, выяснилось, что фирма — подставная. Юридически она принадлежит алкоголичке Ольге Сениной, которая уже почти год содержится в женской колонии Серпухова и понятия не имеет о том, что все это время была владелицей коммерческого предприятия.

Хотя настоящих владельцев “Лиры” найти пока не смогли, оперативники считают, что за фирмой стоят чеченские боевики. “Нам известно, что передатчиком интересовались чеченцы,— сказал „Ъ" начальник управления общественных связей ГУБЭПа Александр Воробьев.— Поэтому мы и предполагаем, что заказчиками устройства, скорее всего, были Басаев или Хаттаб. Они давно хотели организовать собственное, автономное телевещание на Кавказе, а для этих целей передатчик идеально подходит. Компактный — его можно перевезти на небольшом грузовике и установить в укромном месте в горах. При этом мощность вполне позволяет охватить не только Чечню, но и соседние Дагестан, Ингушетию и даже часть Грузии”.

Впрочем, в Главгоссвязьнадзоре заявления милицейского чиновника вызвали недоумение. “Заставить такое сложное устройство работать в полевых условиях практически невозможно,— сказал „Ъ" глава столичного управления Госсвязьнадзора Александр Попов.— Ведь помимо самого передатчика необходимо электропитание, соответствующие антенны, фидеры, квалифицированное обслуживание, наконец. Подобные передатчики установлены, к примеру, на Останкинской телебашне. Кстати, даже на такой высоте радиус их действия не превышает 70 км. Поэтому говорить об организации автономного телевещания из какого-то горного аула на весь Кавказ, мягко говоря, странно”.