16 октября 2000 г., Известия

Шли солдаты

По всей России ведется война за "боевые"

Александр Егоренко

Скандал, разгоревшийся в Юрге вокруг денег "чеченских" контрактников, стал обретать наконец вполне конкретные юридические очертания. Арестован и препровожден в следственный изолятор Мариинска один из офицеров 74-й юргинской военной части Сибирского военного округа. Командира взвода лейтенанта Молчанова обвиняют в подделке документов на получение чужих "боевых".

Начальник юргинского РУБОПа Николай Мариловцев вздыхает:

- С такой системой криминала мы еще не сталкивались. Начинается она где-то, может быть, в военной организации, затем задействуются гражданские лица. За контрактниками идет охота сразу за отправкой с места службы, их буквально передают из рук в руки. Где-то по пути следования притормаживают. А в это время кто-то по поддельным документам уже получает за них деньги.

В руках Мариловцева та самая пачка с "липовыми" доверенностями на получение денег солдат-контрактников. Доверенности подкреплены всеми необходимыми печатями и регалиями. На полях документов - следы дырокола, следовательно, все они уже побывали в архивных папках гарнизона. Обнаружились же они, по словам Мариловцева, в совсем другом месте - на "хате" кого-то из подопечных. Есть бумаги и посерьезнее: поддельные военные билеты с инициалами военнослужащих из Татарстана и Краснодарского края, удостоверение личности офицера - с затертой фамилией и уже переклеенной фотографией. По словам подполковника РУБОПа, имеются претензии едва ли не ко всему финотделу части, есть серьезные подозрения о причастности к злоупотреблениям со средствами контрактников в отношении еще 6-7 сослуживцев арестованного Молчанова: кое-кто за последнее время обзавелся дорогими иномарками.

В самом гарнизоне происшедшее расценивают лишь как досадное ЧП частного характера. Заслугу в изобличении мздоимца и афериста в их части склонны приписывать своим собственным усилиям.

- Виновные уже наказаны. Наводим порядок, - устало разводит руками комбриг Сергей Некрасов.

За последние дни командиру части изрядно досталось. Здесь и так проблем по горло. Жалкое жалованье офицерам части, тоже, кстати, участвовавшим в боевых действиях, приходит с опозданием. Обмундирование и техническое оснащение личного состава, постоянно дислоцирующегося в Чечне, оставляет желать лучшего...

От прямых комментариев подполковник Некрасов отказался наотрез, сославшись на то, что от вышестоящего командования ему уже и без того нагорело. Однако не ушел от ответа на вопрос о главных причинах всех неурядиц с выплатой "боевых":

- Оплата "боевых" за каждый месяц контрактной службы в "горячей точке" производится в соответствии с приказами командования Северо-Кавказского военного округа. Эти приказы выносятся с опозданием. Так, в Юрге все еще не получили приказа о выплате "боевых" за август. А контрактники едут за деньгами к месту приписки их части, зачастую прямо из Чечни. Такова инструкция: деньги можно получить только в "родной" части. Вот и едут отовсюду: из Подмосковья и Приморского края, с Урала и из Северной Осетии. И уже здесь, на месте, могут неделями и месяцами дожидаться поступления приказа.

По чьей-то халатности или злому умыслу поступающие в часть списки зачастую оформляются не как положено. Путаются имена, фамилии военнослужащих-контрактников, сроки несения ими службы, паспортные данные, названия военных частей и т.д. Документы самих контрактников и вовсе в плачевном состоянии. Как правило, все спорные документы передаются для изучения и сверки в управление ФСБ. Многие контрактники вынуждены ходить по замкнутому кругу. В сжатые сроки в Юрге сформировалась целая каста прихлебателей и вымогателей, прозванная в народе "шакалами".

"Шакалы" выслеживают приезжих, настигают их у КПП военчасти и в гостиницах, пытаются всячески "опекать" будущих "толстосумов" и очень часто добиваются успеха. Еще на прошлой неделе хлопцы деловито шныряли возле самого КПП у расположенной здесь кассы, предлагая всем желающим контрактникам ускорить процесс получения денег. Расценки за услугу предлагались разные - в зависимости от количества приезжих, от срока их службы в Чечне.

Одному из моих собеседников предлагали помочь за 10 тысяч. Для своих клиентов, как рассказывают, деньги выдавались без очереди, в обход кассы. Другим предлагали обеспечить "крышу" и чуть ли не доставку на дом в целости и сохранности - за 8 тысяч рублей. Кстати, один контрактник из Омска домой так и не доехал. А 29 сентября в ходе ночного рейда в одном из общежитий милиция задержала троих субъектов в черных масках, вооруженных ножами и пистолетом, и освободила их пленника - контрактника из Читинской области.

Между тем, как рассказал подполковник Мариловцев, ему известен адрес, где вот уже долгое время проживают приезжие контрактники, дела которых в Юрге уже закончены, но, повинуясь чьей-то чужой воле, домой они не спешат.

- Какой там клофелин! - отмахивается начальник Юргинского РУБОПа в ответ на вопрос о фактах опаивания военнослужащих сильнодействующим снотворным.

- Ну а ты, - спрашиваю я у контрактника, - до того как потерял сознание, вообще-то сколько водки выпил?

- Да бутылки две, - отвечает, - или больше, не помню...

Юрга, Кемеровская область