16 октября 2000 г., Новая газета №56

Заказной национализм”

Открытое письмо президенту Ингушской Республики Аушеву Руслану Султановичу по поводу интервью одного нефтяного барона популярной телепрограмме

 

Уважаемый Руслан Султанович!

В течение десяти лет к Чеченской Республике, а вернее, к происходящим там событиям, приковано внимание общественности всей России.

Много горя и человеческих жизней стоили эти десять лет. Эхо трагических событий этого десятилетия будет раздаваться еще в необозримом будущем.

Война, полыхающая в Чечне, которой, по существу, не видно конца, кому мать родная, а кому — действительно война, приносящая бесконечные страдания и горе.

К сожалению, на фоне происходящего находятся личности, пытающиеся извлечь из происходящего выгоду, если не материальную, то хотя бы политическую.

Эти личности, “ожиревшие”, иногда и в прямом значении этого слова, на событиях, происшедших в России в последнее десятилетие, потеряв чувство ответственности и самосохранения, могут позволить себе в самой циничной форме оскорбление целого народа.

10 сентября 2000 года по телевидению, по каналу ТВЦ в программе А. Караулова “Момент истины” принял участие небезызвестный Минкаил Гуцериев, президент нефтяной компании “Славнефть”.

Все, что изрекал этот деятель, было рассчитано на то, чтобы угодить кому-то, а кому и для чего — догадаться было несложно.

М. Гуцериев вырос в г. Грозном среди чеченцев и, как говорили в недалеком прошлом, на чеченских хлебах.

Именно благодаря чеченцам, которые считали его порядочным человеком, он дорос до руководителя фабрики художественных промыслов. Знали бы они, какие художества Гуцериев позволит себе в будущем по отношению ко всему чеченскому народу!

В чеченском обществе бытует мнение, что Гуцериев, используя обстановку вседозволенности и безнаказанности, когда в 1991 г. в Чечне произошли известные события и к власти пришел Д. Дудаев, под метлу вычистил и вывез принадлежащие чеченскому народу ценности и оборудование фабрики, обратив в свою пользу десятки миллионов рублей. Видимо, с данного стартового капитала и начал Гуцериев свою деятельность в Москве.

В указанной передаче Гуцериев причислил весь чеченский народ к преступникам, заявив, что в Чечне “было двести–триста тысяч боевиков и остальной способствующий им народ”.

Гуцериев перед миллионной аудиторией заявил, что чеченский народ “заслужил” происходящее сейчас в Чечне, добавив, что насилие, разбой и похищение людей присущи чеченцам как этносу.

Уважаемый Руслан Султанович!

Чеченский народ знает вас как человека, обладающего совершенно противоположными взглядами как в отношении чеченского народа, так и событий, происходящих в последние годы в Чечне.

Благодаря вашим усилиям сохранены тысячи жизней чеченцев.

Чеченцы знают и ценят то, что вы, защищая интересы чеченского народа, нередко подвергали немалой опасности себя, а в отдельных случаях и ингушский народ.

Вам в большей степени, чем своим руководителям, чеченцы доверяли и доверяют по сегодняшний день.

При таких обстоятельствах абсурдным и несовместимым со здравым разумом воспринимается клеветнический выпад Гуцериева, который известен своими тесными связями с руководством Ингушетии и лично с вами.

Чеченцы и ингуши, составляющие единый вайнахский народ, в течение многих лет вместе переживали выпавшие на их долю страдания. Никогда интересы наших народов, имеющих общую историю, культуру, а по существу, и язык, не расходились, и никто не обнаруживал в них качества, приписываемые Гуцериевым чеченцам.

Возможно, на Гуцериеве сказалось то, что он длительное время входил в депутатскую фракцию ЛДПР, руководители которой, как общеизвестно, нуждаются в специфической помощи. В связи с чем мне вспоминается бытующая у чеченцев и ингушей пословица, говорящая о том, что конь, который долго стоял с ишаком в одном стойле, начинает голосить, как ишак. Не исключено, что и громадное состояние, добытое Гуцериевым в офшорной ингушской экономической зоне, и амбиции, пришедшие к нему на этой почве, не дают покоя и ищут выхода.

Видимо, малым представляется ему и масштаб его деятельности, связанной с попытками манипулировать общественным мнением в ингушской среде, навязывать своих близких для назначения на соответствующие должности.

Нет необходимости доказывать, что чеченскому и ингушскому народам небезразлична любая попытка представителя того или другого народа расколоть их, нарушить атмосферу мира и согласия между ними.

Провокационные акции, подобные проведенной Гуцериевым, могут самым пагубным образом отразиться и на гуманитарной помощи, оказываемой беженцам Чечни, поступающей в основном через Ингушетию, и на будущем наших народов, живущих бок о бок, без территориальных границ, не очерченных даже в самый тяжелый период образования двух наших республик.

Уважаемый Руслан Султанович!

Обращаясь к вам с данным письмом, хотел бы надеяться, что свое мнение по данной проблеме вы доведете имеющимися в вашем распоряжении средствами до сведения не только граждан Чечни и Ингушетии, но и общественности Российской Федерации.

С глубоким и искренним уважением

Борис Умалатов,

проработавший многие годы председателем народного суда в г. Грозном, кандидат юридических наук