17 октября 2000 г.. Коммерсантъ

Прокуратура обвиняет генерала Волкодава

в разглашении тайн следствия

Елена Панкова, Ставрополь; Александр Игорев

Неожиданный оборот приняло расследование недавних терактов в Пятигорске и Невинномысске. Главное управление Генпрокуратуры на Северном Кавказе обвинило начальника Ставропольского ГУВД в разглашении оперативно-следственной информации. В краевом ГУВД претензии прокуроров считают надуманными и объясняют их давними разногласиями между ставропольской милицией и органами прокуратуры.

Расследование недавних терактов в Ставропольском крае (напомним, что 6 октября при взрывах в Пятигорске и Невинномысске погибло четыре человека, еще 31 получил ранения) продвигалось довольно успешно. Уже через считанные дни были задержаны пятеро подозреваемых в организации взрывов. А на днях в селении Текуй-Мектеб Ставропольского края дома у местного жителя были обнаружены 250 г пластита и детонирующий шнур. По предварительным данным, взрывчатку преступники намеревались использовать для очередного теракта, а хозяин дома причастен к уже совершенным взрывам.

Скандал в связи с расследованием разразился неожиданно. В минувшую среду начальник Ставропольского ГУВД генерал-лейтенант Александр Волкодав дал пресс-конференцию, на которой, помимо прочего, рассказал о ходе расследования терактов. Он сообщил журналистам о задержании бывшего пятигорского участкового Владимира Маханина, который подложил бомбу на городском вокзале Пятигорска („Ъ" об этом подробно рассказывал). Назвав фамилию арестованного, генерал упомянул и о заказчиках преступления. “Заказали взрыв некие Ильяс, Рахим и Зарема”,— сказал он.

Выступление начальника ГУВД вызвало недовольство в главном управлении Генпрокуратуры на Северном Кавказе. Сотрудники этого ведомства сочли, что генерал разгласил информацию, которая может помешать дальнейшему расследованию. Следственная бригада управления начала проверку по факту обнародования начальником краевой милиции имен предполагаемых террористов. Причем проверяющие не исключают даже привлечения милицейского руководителя к уголовной ответственности. “Поступок Волкодава вызвал у нас недоумение. Интересам дела это наверняка повредит. Если генерал обнародовал закрытую оперативную информацию об арестованном и его возможных подельниках, он тем самым предупредил их о том, что они могут быть арестованы. А стало быть, у них появилась возможность скрыться и обзавестись другими документами”,— объяснил представитель северокавказского ГУ Генпрокуратуры. Он также добавил, что вероятность уголовного преследования генерала все же невелика. “Речь, скорее, идет о направлении представления министру внутренних дел. Пусть Владимир Рушайло сам решит, чего заслуживает его подчиненный”,— сказал сотрудник прокуратуры.

В самом Ставропольском ГУВД считают, что претензии к генералу объясняются не столько беспокойством о тайне следствия, сколько давними трениями во взаимоотношениях краевой милиции и органов прокуратуры. “V начальника ГУВД за плечами многие годы оперативной работы, и он вполне разбирается, какая информация может повредить следствию, а какая — нет,— сказал „Ъ" один из офицеров ГУВД.— Слухи о задержании бывшего участкового пошли по городу сразу, поэтому делать из этого тайну было бы смешно. Кроме того, нужно было успокоить население”.

По словам милиционеров, проблемы в отношениях с прокуратурой у них начались несколько месяцев назад, когда сотрудники управления собственной безопасности ГУВД проверяли деятельность регистрационного отдела ГИБДД на предмет законности регистрации иномарок. В результате было выявлено более 140 автомобилей иностранного производства, поставленных на учет по подложным решениям судов. По словам оперативников, уже на самом финише разработки в дело вмешалась прокуратура. “Следователи не только раскрыли нашего человека, но и не приняли во внимание материалы всей нашей работы”,— посетовал сотрудник ГУВД. Конфликт завершился тем, что краевая прокуратура возбудила уголовное дело по факту сокрытия сотрудниками УСБ материалов проверки по 285-й статье УК (злоупотребление должностными полномочиями).

В дальнейшем сотрудники прокуратуры возбудили еще два громких уголовных дела против ставропольских милиционеров. Начальнику Кисловодского ГОВД Александру Ларионову инкриминируется присвоение денег, выделенных милиционерам в качестве материальной помощи, а замначальника управления “Р” при ГУВД Сергей Рожков обвиняется в том, что принудил некоего бизнесмена перечислить 30 тыс. руб. якобы на нужды своего ведомства, однако деньги присвоил, а в качестве обоснования выписал фальшивые накладные.

Пока трудно сказать, чем закончится очередной конфликт между ставропольскими органами внутренних дел и прокуратурой. В кулуарах МВД считают, что Владимир Рушайло, даже если сочтет разговорчивость Александра Волкодава чрезмерной, вполне может ограничиться мягким взысканием. “К генералу Волкодаву у руководства министерства особых претензий никогда не было. К тому же во время известных событий в Карачаево-Черкесии он проявил себя самым лучшим образом. Вряд ли из-за одного брифинга Рушайло решит с ним расстаться”,— так прокомментировал „Ъ" ситуацию сотрудник центрального аппарата МВД.