17 - 23 октября 2000 г., Московские Новости №41

"Не хочу ездить с экскурсиями"

Корреспондент "Зюддойче цайтунг" Томас Авенариус - о своих на-шумевших "антироссийских" статьях

Дмитрий Бабич

Появившаяся в газетах "Зюддойче цайтунг" и "Франкфуртер рундшау" серия статей о Чечне шокировала многих. "Русские пытают и убивают в Чечне" - так называлась первая статья из серии в "Зюддойче цайтунг".

- Томас, как вы впервые вышли на те страшные факты, которые приводите в своей статье?

- Об истории со стрельбой по автобусу на грозненском рынке около улицы Мансурова мы услышали от раненого водителя, которого нашли в грозненской больнице. Он рассказал нам, как ехавшие на БТР солдаты во время движения по городу открыли стрельбу во все стороны, ранив 25 пассажиров автобуса и убив молодую женщину Лейлу Нургалиеву, находившуюся в автобусе вместе с двухмесячным ребенком. Сначала генерал-лейтенант Иван Бабичев утверждал, что этого случая вообще не было. Но потом мы выяснили, что дело за номером 12185 все-таки есть и расследуется грозненской прокуратурой. Предполагается, что преступление совершили люди из подразделения "белых волков". Они возвращались с боевого задания, во время которого потеряли одного из своих товарищей...

Мы понимаем, что нельзя слепо верить всем рассказам местных жителей. Поэтому мы стараемся перепроверять их рассказы. Именно это мы сделали в отношении истории с убийством двух жителей чеченского села Джалка. Местная женщина рассказала нам, что ее муж вместе со знакомым отправился в Грозный, а потом их тела нашли в лесу с отрезанными ушами, выбитыми зубами и пулями в затылке. Местный комендант подтвердил, что перед своей гибелью эти люди были арестованы "федералами". А потом мы прочли доклад вполне лояльных Москве районных властей, в котором рассказывается, что жители Джалки были убиты "неконтролируемыми сотрудниками федеральных органов". Когда три разных источника одно и то же происшествие описывают абсолютно одинаково, это значит, что, скорее всего, они говорят правду.

- А вы уверены, что в этих преступлениях повинны только сотрудники федеральных органов?

- Я этого никогда не писал. Во многих преступлениях повинны и чеченцы. Порой они работают вместе с российскими "коллегами". Возьмем, например, воровство нефтепродуктов. Все прекрасно знают, что из Чечни идут целые колонны бензовозов в Ставропольский край, Дагестан и Ингушетию. В этих бензовозах - нелегально произведенный некачественный бензин. Понятно, что производят бензин чеченцы, которые поставили это дело на поток еще в первую войну. Но пропускают-то эти бензовозы военные, которые с чеченцами наверняка в доле! Офицеры МВД говорят, что этим занимаются армейцы, армейцы валят на МВД. Ясно, однако, что воровство идет полным ходом. На Ставрополье один председатель колхоза говорил мне, что все его трактора работают только на нелегальном горючем из Чечни. То же самое с алюминием и другими цветными металлами, которые вывозятся за границу совместно чеченскими преступниками и российскими офицерами.

- Но если преступления совершают и федеральные силы, и чеченцы, то как с этим вяжется заголовок вашей статьи - "Русские пытают и убивают в Чечне"?

- Заголовки дает редакция, но с этим заголовком я в принципе согласен. То, что в Чечне уже много лет держат власть бандиты, то, что Масхадов оказался слабым президентом, неспособным этих бандитов контролировать, я ни в коем случае не оспариваю. То, что эти люди убивают и пытают российских пленных, тоже бесспорно. Но от бандитов ничего другого и ждать не приходится. А российская армия пришла в Чечню восстанавливать закон, и поэтому спрос с нее совсем другой.

Я написал бы и о том, какие преступления совершают боевики в отношении солдат. Но тогда мне нужно поехать и поговорить с солдатами. Самому, а не с организованной экскурсией, как нам сейчас предлагают. С такими экскурсиями я ездить не хочу.