19 октября 2000 г., Новые Известия

Чечня в зеркале нового бюджета

Возможно, налогоплательщики узнают цену военной операции

Олег Гетманенко

Комитет по обороне Государственной думы выступил за обнародование в бюджете на 2001 год всех расходов, которые несет государство в Чечне. “Мы должны в новом бюджете увидеть Чечню” - так высказался по этому вопросу председатель комитета Андрей Николаев.

В настоящее время подвести общий баланс второй чеченской кампании невозможно. Реальная бухгалтерия военной и полицейской операции не ведома не только простым налогоплательщикам, но и высшим государственным чиновникам. Сейчас эти расходы распылены по разным бюджетным статьям, в результате чего в Ичкерии расходуются средства, которые выделялись на содержание войск или военное строительство. И, похоже, никто в государстве не может дать вразумительный ответ: предназначались ли деньги на пропитание солдат в военном округе или опосредованно направлялись на сверхзатратную чеченскую операцию.

Если в ряду бюджетных расходов, например на горючее и продовольствие для армии, появится отдельной позицией строка “в том числе на Чечню”, утаивать истинные траты на “приведение в чувство” мятежного субъекта РФ будет больше невозможно.

Как рассказал Андрей Николаев, возглавляемый им комитет Государственной думы добивается принятия единой “табели о рангах” для государственных служащих и военных. Формально военная служба признана особым видом государственной службы. В реальной жизни между двумя этими категориями существует пропасть, и прежде всего в оплате труда.

Даже учитывая ряд льгот, которые положены военным, они все равно получают в 2,3 раза меньше, чем государственные служащие примерно того же чина. Устранить эту несправедливость депутаты намерены в течение двух-трех лет. В следующем году вполне реально поднять денежное содержание военнослужащих на 50 процентов. Причем здесь правильнее будет говорить не о повышении заработка военных, а о приведении его к денежному содержанию государственных служащих.

Соответствующий законопроект подготовлен. В случае его успешного прохождения будет устранена очевидная нелепость, возникшая после принятия нового Закона о минимальном размере оплаты труда. Одна из поправок фактически ликвидировала механизм, который устанавливал размер денежного содержания для военных-контрактников. До сих пор за “первый разряд” военной “тарифной сетки” принималось денежное довольствие, получаемое контрактником на должности рядового. Оно составляло пять минимальных размеров оплаты труда за должность и два с половиной за воинское звание. По инициативе правительства это положение было аннулировано, и теперь надо найти новый ориентир для определения тарифов в военно-бюджетной сфере.