20 октября 2000 г., Новые Известия

Думе рассказали о другой стороне “чеченской войны”

Игорь Ванденко

Предвестником серьезного скандала в стенах Думы, как правило, становятся обсуждения тех или иных законов или постановлений, спровоцировать бурные дебаты может и появление “громких” кулуарных слухов. но совсем уж не часто депутаты по-настоящему активно реагируют на тематические выступления коллег в зале заседаний. Вчерашняя речь на пленарном заседании депутата от Чечни, заместителя председателя постоянной думской комиссии по содействию нормализации обстановки и соблюдению прав человека в республике Асланбека Аслаханова вызвала просто взрывную реакцию среди большинства депутатов.

Вряд ли для думцев стала таким уж большим откровением содержательная сторона выступления их коллеги, произвела впечатление прежде всего тональность сказанного. Асланбек Аслаханов, не особенно подбирая слова, обрушился с необычно резкой критикой в адрес военных, федеральных правоохранительных структур и высшего руководства страны.

По мнению депутата, без официального объявления военного и чрезвычайного положения (соответствующий закон только рассматривается в Думе)фактически в Чечне силовыми органами “установлена чрезвычайщина, порождающая беспредел”. В результате, по словам Аслаханова, нормой стали беспричинные задержания местных жителей с подбрасыванием им оружия и наркотиков, избиения и пытки, мародерство со стороны военнослужащих. Неоспоримые факты вместе с тем категорически опровергаются военными властями, которые к тому же, по мнению депутата, усиленно противодействуют восстановлению в республике судебной системы.

Асланбек Аслаханов заявил о бесследном исчезновении примерно десяти тысяч жителей Чечни. Все это, подчеркнул депутат, позволяет сделать вывод о том, что “идет геноцид чеченского народа, то есть создаются все условия для его вымирания”. Остается, по словам депутата Аслаханова, или выселить всех чеченцев на остров Врангеля, или навести настоящий порядок в республике.

По мнению Асланбека Аслаханова, чеченская проблема в полной мере в свое время была использована в конкретных политических целях и после президентских выборов в России “стала просто никому не нужна”.

Пока реакция думцев на выступление их коллеги оказалась больше эмоциональной, нежели практической. Из-за недостатка времени было свернуто даже обсуждение этого вопроса в зале заседаний. Однако, судя по кулуарной реакции большинства депутатов, замолчать тему на этот раз вряд ли удастся.