24 - 30 октября 2000 г., Московские новости №42

Ревизор Чечни

Тайные пружины войны лучше всего ведомы бухгалтерам

Дмитрий Пушкарь

- Проводим ревизию, передаем дело в прокуратуру Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической республики (ЧИАССР). Никакой реакции. Проходит 5 лет, проводим ревизию, передаем дело в Департамент шариатской государственной безопасности Чеченской республики Ичкерия (ЧРИ). Воров арестовывают, через пять часов они на свободе, - рассказывает Гелани Юсупов, начальник Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ в ЧР.

Систему Юсупов знает хорошо. Работает ревизором с 1985-го: и при Завгаеве - секретаре обкома КПСС, и при Дудаеве, и при врио президента Чечни Яндарбиеве, и при премьере Хаджиеве (первая война), при Завгаеве и премьере Кошмане времен первой войны, при Масхадове, при Кошмане времен второй войны, при Кадырове.

СЕКРЕТАРЬ ОБКОМА ЗАВГАЕВ

Нарушения в тот период были простые - приписки в сельском хозяйстве. Когда не выполнялись планы по луку и чесноку, обком заставлял руководителей заготовительных пунктов писать квитанции, что они лук приняли. Те писали, потом завышали нормы убыли и списывали товар.

- Были уголовные дела в отношении заготовителей. По чесноку - Урус-Мартан, - говорит Гелани Юсупов. - Завгаева не трогали.

ПРЕЗИДЕНТ ДУДАЕВ

Президент Дудаев в хозяйственных структурах до 1991-го не работал и дела делать позволил своему окружению.

- Крутили им как хотели. Джохар хотел разобраться, но у него не получалось - особенно с нефтепродуктами. В первый год его правления за нефтью следили совсем другие люди. В 1991 - 1992 годах он занимался практически только оружием, - рассказывает Гелани Юсупов.

А в 93-м Дудаеву понадобилась нефть, захотелось узнать - куда она уходит. Тогда против Дудаева восстала вся система нефтедобычи - ведь ее руководители обычно делали свой бизнес, минуя президента Ичкерии. Ну не понимал генерал Дудаев, что нефть - это святое.

Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ в Чечне с 1991-го почти до начала первой войны находилось в подвешенном состоянии. Потом из России стали поступать деньги на пенсии, пособия, зарплату бюджетникам. И в 1993-м КРУ Чечни получило из МФ РФ указание проверить Пенсионный фонд.

Глава КРУ обратился к госсекретарю Ичкерии. И госсекретарь разрешение на ревизию дал.

- Сказал только: "Сделайте ее скрытно, потому что это политический вопрос", - вспоминает Гелани Юсупов. И проверку провели тайно.

- Ну и что, Дудаев воровал пенсии?

- Дудаев пенсии до рубля перечислял в районы, а там уже с ними делали всякие фокусы. Нецелевое использование. Во всех районах, - подчеркивает Гелани. - Джохар дал мне задание проверить свое министерство иностранных дел. Руководил им Шамсутдин Юсеф, иорданец чеченского происхождения. Провели мы ревизию в полном объеме, и выявилось - двести сорок девять тысяч долларов 16 центов за ним числятся, за которые он не отчитался.

По документам МИДа выходило, что закуплены бриллианты на $ 8 тысяч. Министр доложил комиссии, что бриллианты он передал Дудаеву, а тот подарил их какой-то певице. Юсупов через помощника переспросил Дудаева - тот ответил, что бриллиантов не видел.

По другой статье расходов министр по указанию вице-президента Яндарбиева за $ 10 тысяч нанял вертолет, чтобы перевезти тело покойного Звиада Гамсахурдиа. Яндарбиев сказал, что такого указания не давал.

По результатам ревизии Департамент шариатской государственной безопасности схватил министра.

- Но шум подняли, и через 3 - 4 часа его выпустили, - говорит Гелани Юсупов.

ПРЕМЬЕР ХАДЖИЕВ

Вслед за войсками первым из руководителей 4 января 1995-го в Грозный вошел премьер правительства Временного Верховного Совета Саламбек Хаджиев. Первый вопрос для него - восстановление нефтепромыслов, он большой специалист в этом. Люди, которые остались в городе, очень на него надеялись. Даже бывшие милиционеры начали его добровольно охранять.

- Я думаю, что он о народе заботился, - говорит Гелани Юсупов. - Он организатор хороший, академик... Но трактористы в Чечне воровали свои тракторы, все в Чечне растаскивали в 91-м, 92-м, 93-м... Я вспоминаю, как это своими глазами видел, а в это время Саламбек Наибович говорит о народе. Да, конечно, он прав: народ надо защищать, воспитывать. Но ведь все воровали, не думая о будущем! Я с его мнением не согласился. Ему ничего не сказал, я себе это говорил: "Вы о народе думаете, а народ все тащит".

КРУ МИНФИНА ИМПЕРИИ

К вводу федеральных сил в 1994-м ревизоры были готовы.

- Первая проверка - МЧС Чеченской республики. Очень большие нарушения: крупные недостачи материальных ценностей на складе. Эти ребята с моим ревизором не смогли договориться. Деньги предлагали и все такое. Крышу у них держал Лабазанов (уголовник - одно время был в фаворе у российского правительства, потом ему отрезали голову. - "МН"). От него приходит человек и говорит: "Если еще раз залезете в эти склады - вас уничтожат".

Я ему говорю: пугать нас не надо. Нужно будет - мои родственники или родственники этого ревизора Лабазанова достанут. Мы материалы передадим в прокуратуру, вот с прокурорами и договаривайтесь, - вспоминает Юсупов.

Потом была "очень неприятная проверка" в области сельского хозяйства:

- Это было связано с верхушками в Москве. Новыми деньгами более миллиона рублей селянам выделили, из них на счет министерства сельского хозяйства республики попало только 139 тысяч, - без бумаг вспоминает Гелани Юсупов. - А из 139 тысяч рублей, перечисленных хозяйствам Чечни, 80 процентов находилось в дебиторской задолженности: деньги отдали, продукции не получили. В двух томах материалы...

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ ЗАВГАЕВ

- Те средства, которые при Хаджиеве были отправлены в районы на выплаты учителям, врачам, другим бюджетникам, команда Завгаева запретила выдавать. До конца года остается месяц, и на счетах образуется "свободный остаток", который правительство имеет право распределить. В январе - феврале 1996-го 42 миллиона (новыми) ушли по коммерческим структурам. В феврале Юсупов доложил письменно Завгаеву о безобразиях в минсельхозе ЧР (одновременно - в республиканскую прокуратуру).

- Ответа я не получил, - говорит Юсупов.

Главой был Завгаев, а пост премьера занимал Кошман.

- Что интересно, в июне я получил от Кошмана распоряжение проверить бухгалтерию правительства: просит сам себя проверить. Не хотел иметь славу Завгаева. Но руководитель аппарата правительства не разрешил ревизию: "Нужно распоряжение главы республики Завгаева". Я написал Кошману письмо в конце июля. Могло не дойти, могли придержать. Недели не прошло - начались боевые действия.

Завгаев поехал послом в Танзанию.

А Юсупов остался.

ПРЕЗИДЕНТ МАСХАДОВ

После августа 96-го из всех федеральных структур в Чечне остался только аппарат главного контролера-ревизора по Чеченской республике, 45 человек.

- Мой заместитель был у коменданта Ичкерии Исмаилова Асламбека Маленького (это у него кличка такая). Заместитель принес ему проект приказа - наш аппарат переходит в его подчинение. А устно он Асламбеку Маленькому объяснил: если хоть одного ревизора кто-нибудь тронет - разборки будут. Мы не федеральные органы, мы конкретно будем искать своего человека, - говорит Гелани Юсупов. Он за своих спокоен: - Взяток мы не брали, в политических играх не участвовали, а если не контролировать - все разворуют, как в 91 - 93-м.

Потом образовалось коалиционное правительство во главе с Масхадовым. Встретились с ним в Аргуне. "Вам мешать никто не будет, вы будете работать", - сказал Масхадов и написал письмо на имя Лившица, министра финансов РФ. Обещал охрану.

Потом начались президентские гонки. У Яндарбиева (он был кандидатом в президенты Ичкерии) был сильный козырь. Он на митингах возмущался: "Почему Масхадов позволяет в Чечне работать российскому КРУ?!".

- Баллы зарабатывал, - с пониманием говорит Гелани.

На имя врио президента Яндарбиева пришла бумага на Юсупова, на ней врио поставил резолюцию - "арестовать". Резолюция ушла в прокуратуру Чечни. Юсупова знающие люди предупредили - уйди в отпуск, Яндарбиева так и так не изберут, но хоть на месяц скройся.

Юсупов остался в Чечне.

Масхадов почему оставил российское КРУ? Потому что без ревизий российского КРУ российский Минфин ичкерийскому минфину ("маленькому") денег не давал. Есть отчет по затратам - есть деньги, нет отчета - нет денег.

Выяснилось, что одна из дочерних фирм "Транснефти" - "Черномортранснефть" - предъявила счет минфину Ичкерии на 16 миллионов (новыми) за выполненные работы. Проверили - приписок чуть больше, чем на 50 процентов. Перечисленные Россией деньги должны были уйти на счета дочерних фирм. Не отдали.

Потом правительство РФ выделило 30 миллионов новыми на посевную.

- Фактически зерно поступило. Но посеяно не было - ушло на мелькомбинаты, на спирт. Мы начали проверять колхозы - около 80 процентов посевов нет. Масхадов посадил министра, 5 - 6 директоров, 3 - 4 человека объявили в розыск. Но люди, которых посадили, на 5-й день были на свободе.

В 98-м Россия выделила 10 миллионов для приобретения запчастей для сельского хозяйства.

- Ревизор проверил: из десяти миллионов 9 с хвостиком - нецелевое использование. Зачем-то селяне вместо запчастей купили на 400 тысяч рублей шин для "Жигулей". Тракторы передавали коммерческим структурам - якобы перерасчет. Идешь проверять - "это моя собственность, не иди сюда".

Масхадов, в общем, пытался довести до людей деньги - не проходило опять на уровне районов. До июня 1999-го, перед войной, он зажал 55 миллионов рублей, выделенных для социальной сферы.

ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОШМАН

- У него был хороший план, у него есть организаторские способности. Ни один чеченец не говорил, что ему можно взятку дать. Единственное ему мешало то, что он работал с Завгаевым. И вокруг него были люди, уже ранее запачканные. Если бы он сумел прийти с другими...

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КАДЫРОВ

- Его назначили 8 июня, а 23 июня его окружение подсунуло ему бумагу, чтобы меня снять. В Минфине ("большом") представителю Кадырова объяснили: назначение и увольнение начальника КРУ - прерогатива министра финансов, - рассказывает Гелани Юсупов. - Руководитель КРУ местной власти не подчиняется и ей не подотчетен. Обязан, правда, о случаях выявленных нарушений докладывать администрации для принятия мер. Потому что и администрацию местную КРУ проверяет, - подчеркивает Юсупов. - Сознательно, по-моему, Кадыров нарушать закон не будет. Беда в том, что он хозяйственной деятельностью не занимался и вынужден опираться на помощников. А они его могут подвести. Очень могут подвести. Ему надо чуть-чуть сменить окружение.

КРУ готово помогать Кадырову. Последняя проверка - опять по селу. При Кошмане получено зерно на посевную под озимые. Зерно передано хозяйствам. Проверены 9 - по результатам передано в прокуратуру 9 уголовных дел. 100 процентов украдено...

- Кадырову, конечно, трудно будет, - говорит глава КРУ. - Очень трудно.

* * *

Сотрудники Юсупова в Чечне показывали корреспонденту "МН" и даже дали сфотографировать предписание Минфина РФ о проверке расходования бюджетных средств в ЧР. В том числе на ФСБ и МВД. Чтобы их проверить, нужно специальное предписание Минфина, согласованное с ведомствами. "Письмо в секретную часть Минфина РФ Юсупов подписал месяц назад, но что-то тянут", - сказал сотрудник КРУ. Он говорит, что Юсупов зря в это вообще ввязался. "Там такие деньги - любого грохнут: это ведь бесплатное питание, например, всей милиции - и местной, и прикомандированной. Нет, сам я не боюсь, если Гелани прикажет - пойду на ревизию".