27 октября 2000 г., Новые Известия

Юбер Ведрин: “Чеченскую проблему нельзя решить военным путем”

Юрий Коваленко

Мы - и французы, и европейцы — хотели бы, чтобы Россия была процветающей, стабильной, развивающейся страной, обновляющей свои институты, совершенствующей свою демократию и общественные структуры. Мы хотели бы, чтобы ее внешняя политика вызвала доверие у ее соседей, заявил французский министр иностранных дел Юбер Ведрин на встрече с Ассоциацией французских и российских журналистов. Мы понимаем, что этого нельзя достичь ни за один день, ни за один год, ни даже за 10 лет, учитывая, что России приходится строиться на развалинах Советского Союза.

Коснувшись чеченской проблемы, которая надолго испортила двусторонние связи, Юбер Ведрин подчеркнул: “Мы продолжаем считать, что она не может быть разрешена исключительно военным путем и что рано или поздно настанет момент, когда ее надо будет решать политическим способом. Так полагают почти все западные лидеры”. Это важная тема, которой мы коснемся в тот или иной момент на предстоящих в ближайшее время переговорах с Путиным, но из нее нельзя делать центральной проблемы наших отношений с Россией — ни с точки зрения Франции, ни с точки зрения Европы. Мы хотим обсуждать Чечню, но не усложнять вещи. Нужно соблюдать пропорцию. Главное же для нас во взаимоотношениях с Москвой заключается в налаживании такого сотрудничества, которое помогло бы ей в решении долгосрочной задачи модернизации.

Комментируя потенциальные угрозы швейцарской фирмы “Нога” о возможном аресте путинского самолета во Франции или других акций, , глава внешнеполитического ведомства сказал: “Я об этом ничего не знаю. Это целиком юридическая проблема, и я не располагаю никакой особенной информацией. Я никак не влияю на этот процесс - точно так же, как в истории с парусником “Седовым”. Французское правительство не несло никакой особой ответственности и не имело никаких возможностей прямого воздействия. Эти юридические вопросы не имеют отношения к Франции. Я рассчитываю на вас (русских журналистов - Ю.К.) в объяснении данного юридического механизма. В момент дела “Седова” я был удивлен имевшим место смешением жанров - будто эта история имела какое-то отношение к двусторонним связям... Никак я не влияю и на юридическую процедуру в истории с актрисой Натальей Захаровой, дочь которой решением суда была отнята у нее и передана во французский приют. Я выражаю только пожелание, чтобы правосудие нашло более гуманный способ урегулирования этого случая. Как министр, я ничего не могу здесь сделать”.

Затронув проблему незначительности французских капиталовложений в российскую экономику, Юбер Ведрин напомнил, что французские инвесторы не подчиняются “правительственному свистку”. Они рассматривают экономическую ситуацию, условия юридической безопасности, налоговые вопросы, гарантии. Одна из трудностей, которые стоят перед российским правительством, заключается в гарантии капиталовложений. Это не наше дело. И в данном направлении необходимые усилия следует предпринимать прежде всего российскому правительству Оно это знает и над этим работает.

Затронув вопрос о бывшем югославском президенте Милошевиче, министр подчеркнул, что российские лидеры, по его мнению, не проявляли к нему никакой симпатии, ни снисхождения. Однако они должны были учитывать общественное мнение страны. Государственной думы и политических партий. Вместе с тем они хотели поддержать тесное сотрудничество с Западом, и теперь наши позиции по Югославии совпадают. У нас общая цель... Наконец, во время визита Путина в Париж президенты обменяются мнениями о положении на Ближнем Востоке. Наши точки зрения здесь довольно близки, считает Ведрин. И мы обсудим вопрос о том, что можно сделать на данном этапе. По мнению Парижа, самое главное сейчас - сохранить достигнутые за прошлые годы результаты. Надо избежать, чтобы односторонняя акция — будь то палестинцев или израильтян - не перечеркнула достигнутого прогресса.