27 октября 2000 г., Московский Комсомолец

Баррель дерьма

Четыре честных способа поднять Чечню из праха

Юлия Калинина, Марина Озерова

Можно ли считать, что воина в Чечне закончено, если там ежедневно гибнут люди? Если очень хочется - то можно. Во всяком случае, российские власти придерживаются именно такой точки зрения, поэтому нынче на повестке дня у них стоит уже не столько "силовой", сколько "хозяйственный" вопрос. Как восстановить экономику освобожденной Чечни? Как накормить и обеспечить работой ее просветленное население? Предложений - масса. Недавно, к примеру, глава Чечни Ахмад Кадыров послал премьеру Касьянову письмо, в котором просил 2 млрд. рублей на строительство в Грозном уникального предприятия по переработке, извиняюсь, дерьма в газ, которым можно будет заправлять машины и отапливать жилища. Другой гениальный план предусматривает строительство множества мини-заводиков по переработке нефти - в точности таких же, как те, что всю войну с трудолюбиво уничтожали российские военные. Теперь заводики предлагается строить не в самой Чечне, а в России, но очень близко к границе с республикой, и возить туда нефть из Чечни цистернами. Этот оригинальный проект поддерживают влиятельные граждане Осетии и некоторые российские генералы, рассчитывающие, по всей видимости, если не получить два-три таких заводика в собственность, то хотя бы от души их поохранять силами вверенных подразделений. Генералы знают: нефть -единственное, что есть в Чечне. Единственное, на что здесь можно наложить лапу.

За Чечней всегда маячила нефть

Одно время даже считалось хорошим тоном связывать причины войны с нефтяными проблемами. Говорилось, во-первых, о самой чеченской нефти — она необычайно высокого качества. Во-вторых, о грозненских нефтеперерабатывающих заводах - других таких в России нет. В-третьих, непременно всплывал нефтепровод Баку-Новороссийск — кратчайший путь транспортировки каспийской нефти на Запад. По здравому размышлению выходило, что совокупность этих сокровищ делает войну неизбежной. Политологи объясняли, что без чеченского нефтепровода мы потеряем все свое влияние на "южном подбрюшье", и рисовали радужные перспективы грядущего экономического расцвета, а журналисты искали в ходе военных действий дьявольскую подоплеку - интересы конкретных олигархов - и укладывали даты наступлений и терактов в канву переговоров по нефтепроводу.

...С начала "войны за нефть и нефтепровод" прошло уже шесть лет, а мы так и не знаем, чего добились, каких экономических и политических приобретений и выгод. Как сейчас обстоят дела с чеченской нефтью — пополнит ли она бюджет страны? Сможет ли Россия "зацепить" Чечню за нефть и вытащить из разрухи? Что с нефтепроводом? Какую прибыль он принес за последние годы? Можно т его сейчас эксплуатировать? И нужен ли он России по большому счету?

Мы задали эти вопросы специалистам, занимавшимся чеченской нефтяной отраслью в последние годы, — высоким чиновникам, бизнесменам, сотрудникам ФСБ и контрольно-финансовых органов. К сожалению, нельзя сказать, что они внесли большую ясность. Скорее наоборот; после всех бесед у нас возникло ощущение сырого и плотного тумана, через который лишь изредка пробивается слабенький бензиновый запах.

Фантастическая история Б.Немцова

Реальный интерес к чеченскому нефтяному комплексу власти проявили один-единственный раз. Причем он был связан даже не с самой нефтью, а с нефтепроводом. Страсти закипели в конце 1996-го, когда вступила в решающую фазу борьба за транспортировку азербайджанской нефти. Несколько нефтяных компаний (в том числе российский "Лукойл"), объединившихся в консорциум для разработки "большой каспийской нефти", искали варианты ее перекачки на Запад. Свои услуги предложили Грузия, Турция и Россия.

Россия заманивала дешевизной и быстротой: из Баку к морским терминалам Новороссийска нефть можно было качать либо по "чеченскому" нефтепроводу, либо по новой ветке, построенной в обход Чечни. Впрочем, на обводную ветку (стоимость ее оценивалась от 150 до 250 миллионов долларов) средств не было, и к тому же строительство требовало времени. Проще было залатать 30 тысяч дыр, образовавшихся в чеченском нефтепроводе за время войны и вольной эксплуатации, затратив средств раз в десять меньше.

Консорциум клюнул на эту приманку - тем более, Москва к лету 1996 года войну в Чечне закончила. Оставалась самая малость — заинтересовать нефтепроводом чеченцев, потому что обеспечить его охрану на их земле федеральная власть не могла. Заинтересовать можно было только деньгами. Тут же нарисовалась заманчивая перспектива - этими деньгами заодно и привязать чеченцев к России...

С весны 1997 года Борис Немцов, первый вице-премьер российского правительства, вел трудные переговоры с Хож-Ахмедом Ярихановым, представителем президента Ичкерии Аслана Масхадова.

- Мало того что чеченцы отчаянно торговались, они еще требовали убрать из названий всех органов, упоминавшихся в тексте соглашений, слово "федеральное", — вспоминает Немцов. Порой до того его умучивали, что хотелось все бросить. Тогда он выходил к журналистам и говорил: "Все, хватит, будем строить обводную ветку!"

В конце концов спорить дольше стало просто нельзя: по условиям контракта с Азербайджаном нефтепровод должен был начать функционировать не позже 1 октября 1997 года. 9 сентября 1997 года соглашение с чеченцами было подписано. "Добивал" его уже новый министр топлива и энергетики - Сергей Кириенко. Борис Немцов до сих пор очень этим соглашением гордится:

— Фантастическая история — со скандалами и прочими штуками. Но битву мы выиграли. Это был единственный содержательный проект по восстановлению Чечни, который был доведен до конца. Ельцин, кстати, очень активно им интересовался и помогал...

Пересчитайте нефть по новому курсу

Сто пятьдесят километров трубы, по которой с начала 98-го шла каспийская нефть, примерно полгода охраняли около полутысячи чеченцев. Потом они же и стали ее воровать.

С российской стороны проект курировало Министерство топлива и энергетики. Технической реализацией занималась государственная компания "Транснефть", держатель российских нефтяных труб. Азербайджан платил "Транснефти" по счетам валютой за фактически прокачанную нефть - по 15 с лишним долларов за тонну. Часть средств компания оставляла себе, возмещая расходы на содержание нефтепровода, часть перечисляла в Минфин. Здесь деньги превращались из долларов в рубли и становились доходами бюджета.

Чеченцам по условиям соглашения полагалась фиксированная сумма с каждой прокачанной тонны нефти. Но сумма эта была разделена на две части. Мизерная часть — собственно тариф за прокачку каждой тонны нефти - равнялся 0,43 доллара. Львиная же доля платы Чечне (за охрану и восстановление 150 км нефтепровода) была запрятана в разных статьях российского бюджета. первая порция каспийской нефти в 200 тысяч тонн должна была обойтись России примерно в 1 млн. долларов.

...Без потерь прокачали около 1 млн. тонн, но тут случился августовский дефолт 1998 года. Бориса Немцова и Сергея Кириенко из Белого дома как языком слизнуло, правительство возглавил Примаков. Министром топлива и энергетики остался бывший заместитель Кириенко Сергей Генералов.

Рассказывает один из чиновников тогдашнего Минтопэнерго:

— Чеченцы стали проявлять нетерпение и требовать денег за свое относительно хорошее поведение около трубы. Но после дефолта в казне у нас было пусто. Минфин, которым тогда руководил Михаил Задорнов, был готов выделить средства, заложенные в бюджете-98 на оплату услуг чеченцев. Цифра эта была записана в рублях, но в уме-то при ее написании держались доллары, каждый из которых теперь стоил в несколько раз больше! Полевые командиры требовали с Масхадова обещанной доли, Масхадов требовал с Минтопэнерго обещанной доли, Минтопэнерго просил у Минфина пересчитать все по новому курсу, Минфин отказывался, ссылаясь на Закон о бюджете. Время шло. Чеченцы теряли интерес к охране трубы и Масхадову. Азербайджан стал предъявлять России претензии из-за пропажи сотен тонн нефти, в Москве все чаще стали говорить о том, что "чеченцы не выполняют своих обязательств".

В конце концов было почти принято решение все-таки выплатить Ичкерии условленную сумму из резервного фонда правительства. Но тут все пошло вразнос. Чеченцы взяли в заложники генерала Шпигуна, а в Думе готовился импичмент президенту Ельцину, и вместе с ним — отставка правительства Евгения Примакова...

Президент Ельцин в 1999 году уже не интересовался ни трубой, ни урегулированием, будучи всецело поглощен поисками преемника. К апрелю 1999 года чеченская труба замерла и прекратила прокачивать азербайджанскую нефть. По словам наших источников из Контрольно-ревизионного управления, российскому бюджету трубопроводная акция не принесла ни копейки прибыли.

Оскорбительный "рос"

Можно ли еще раз попробовать сделать из чеченского нефтепровода нить, привязывающую чеченцев к России? Вряд ли. За последние полтора года многое изменилось. Для нефтяных компаний и для российского правительства труба потеряла всякую привлекательность.

Бакинской нефти оказалось совсем не так много, как говорили в Баку. К тому же в перспективе она будет качаться, видимо, все-таки через Турцию. Единственной российской нефтяной компанией, кровно заинтересованной в бакинской нефти, остается "Лукойл" - участник консорциума. Сменив осенью прошлого года руководство "Транснефти", "Лукойл" подтолкнул строительство трубопровода в обход Чечни - значит, для участия в азербайджанском проекте чеченский трубопровод больше не нужен. К тому же сейчас чеченская труба в еще более плачевном состоянии, чем после первой войны. Скважины горят, трубы прохудились или взорваны. Никто даже точно не знает, сколько денег требуется на их восстановление.

Тем не менее в Чечне по-прежнему добывают нефть кустарными способами, вывозят ее цистернами в Назрань, оттуда в Кабарду, потом в Буденновск, далее в Новороссийск. Из Новороссийска — понятно, в Турцию. По свидетельствам очевидцев, сопровождает эти колонны российская бронетехника. Присосались все-таки генералы к вымени.

В России чеченской нефтью и нефтепроводом сейчас занимается вице-премьер Виктор Христенко. Несколько месяцев назад была создана компания "Грознефтегаз", но до сих пор нет ясности с ее статусом. Контрольный пакет акций может быть отдан государственной "Роснефти", которая с января занималась восстановлением нефтяной отрасли республики. Другой вариант - отдать "Грознефтегаз" администрации Чечни, за что, естественно, ратует Ахмад Кадыров. Его главный аргумент в том, что чеченцев оскорбляет уже само "российское" название "Роснефти". Они не хотят, чтоб их нефть разрабатывал какой-то "рос". Им нужно, чтоб это был "чеч" или по крайней мере "гроз".

Денег на восстановление нефтепровода и заводов у Кадырова нет. Но он может (по крайней мере в ограниченном масштабе) обеспечить охрану и хотел бы получать федеральные средства на восстановление отрасли, чтобы распределять их среди близких его сердцу подрядчиков - в конце концов, должен же он что-то получить в обмен за лояльность. Но федеральный центр не хочет отдавать средства в руки Кадырова - это как в бездонную бочку. Конечно, куда как лучше довериться "Роснефти"! Но... она не сможет обеспечить охрану нефтепровода и прочих объектов.

В общем, скучно все это, господа.

***

Если подвести итог всему рассказанному нашими экспертами:

Россия и чеченская нефть. Самой России ни чеченская нефть, ни чеченский нефтепровод - не нужны. То есть они были бы нужны, конечно, если бы вдруг бесплатно свалились нам с неба. Но за выставленную цену в десятки тысяч жизней и миллиарды рублей они не нужны. Цена не соответствует количеству и качеству товара.

Чечня и чеченская нефть. На нынешнем кустарно-дремучем уровне добычи нефть может кормить одну семью в Чечне - скажем, семью Кадырова. Не надо рассчитывать на то, что добыча нефти и ее переработка при известных вложениях пойдут в гору и поднимут экономику всей Чечни. Как полагают наши источники, любые вложения все равно будут неминуемо разворованы.

Как восстанавливать Чечню. По мнению экспертов ФСБ, занимающихся этим вопросом, есть смысл налаживать только очень дешевое производство, требующее минимальных вложений. И производить тоже что-то очень дешевое — чтоб трудно было масштабно разворовывать. В связи с этим эксперты предлагают производить в Чечне а) сахар;

б) табачные изделия; и в) саман.

Мы, в свою очередь, предлагаем производить там еще г) дерьмо. Это тоже недорого - и разворовать трудно.

Впрочем, если премьер Касьянов выделит Чечне два миллиарда рублей на строительство уникального предприятия по производству газа, дерьмо имеет шансы резко подорожать и сравняться с мировыми ценами на нефть. Тогда Чечня будет производить самое дорогое в мире дерьмо - по тридцать долларов за баррель, - благодаря чему эта свободная республика наконец восстанет из праха и разбогатеет.